МОНИТОРИНГ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ О КРИТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ Г. АЛМАТЫ
Аннотация
Необходимость понимания концепции критического мышления вырастает из требований к современному человеку, помимо этого, критическое мышление – важная составляющая государственной стратегии развития образования и науки Республики Казахстан. Мы убеждены, что эта тема будет развиваться вместе с образовательной системой нашей страны. Представленное в статье мониторинговое исследование первое в Казахстане, его цель - выяснить, насколько успешно за годы, прошедшие с принятия и внедрения программы обновленного содержания среднего образования, понятие о критическом мышлении как способе думать было донесено до учеников. В исследовании сравнили две группы студентов: обучавшихся и не обучавшихся по обновленному содержанию среднего образования, с тем, чтобы выяснить, насколько эффективно понятие о критическом мышлении было усвоено учениками. По результатам мониторинга существенной разницы между двумя группами студентов не обнаружилось, однако ответы респондентов показали, что в восприятии понятия «критическое мышление» имеется стойкое неразличение между такими понятиями, как принятие решения в чрезвычайных и критических ситуациях, анализ, выводы, саморегуляция, скорость принятия решения и успехи в точных науках. В конце статьи даны рекомендации по дальнейшему использованию полученных данных для других исследований.
Ключевые слова
Об авторах
М. О. КабышеваКазахстан
Кабышева Мария Олеговна, докторант 1 года
050010, Достык 13, Алматы
А. А. Шаймарданова
Казахстан
Шаймарданова Айжан Алтайханқызы, магистр специальности прикладная математика и информатика, учитель математики
050051, Самал-2, 22, Алматы
М. Е. Семенов
Россия
Семенов Михаил Евгеньевич, доцент
634050, пр. Ленина, 30, Томск
Список литературы
1. White B.Y., Frederiksen J.R. (1998) Inquiry, Modeling, and Metacognition: Making Science Accessible to All Students, Cognition and Instruction, 16(1), pp. 3–118. doi: 10.1207/s1532690xci1601_2.
2. Abrami P.C. et al. (2015) Strategies for Teaching Students to Think Critically: Meta-analysis, Review of Educational Research, 85(2), pp. 275–314. doi: 10.3102/0034654314551063.
3. Bidokht M.H., Assareh A. (2011) Life-long learners through problem-based and self-directed learning, Procedia Computer Science. Elsevier, 3, pp. 1446–1453. doi: 10.1016/j.procs.2011.01.028.
4. Ennis R.H. (1996) Critical Thinking Dispositions: Their Nature and Assessability. Informal Logic Vol. 18, No. 2&3: 165-182
5. Klooster D. (2001) What is critical thinking, Thinking Classroom, 4, pp. 36-40.
6. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020–2025 годы №988 от 27 декабря 2019 года (2020) [Gosudarstvennaya programma razvitiya obrazovaniya i nauki Respubliki Kazakhstan na 2020–2025 gody #988 ot 27 dekabrya 2019 goda (2020) [State Program for the Development of Education and Science of the Republic of Kazakhstan for 2020-2025 No. 988 dated December 27, 2019 (2020)] [in Russian]
7. De Giusti A. (2020) Policy Brief: Education during COVID-19 and beyond, Revista Iberoamericana de Tecnología en Educación y Educación en Tecnología, (26), p. e12. doi: 10.24215/18509959.26.e12.
8. Barr R.B., Tagg J. (1995) A New Paradigm for Undergraduate Education, Change, (December 1995), pp. 1–19. doi: 10.1080/00091383.1995.10544672.
9. Hirshfield L., Koretsky M.D. (2018) Gender and Participation in an Engineering Problem-Based Learning Environment The Interdisciplinary Journal of Problem-based Learning. Special Issue On Competency Orientation in Problem-BasED Learning Gender and Participation in an Engineering Problem-Base, 12(1).
10. Reed J. H. (1998) Effect of a Model for Critical Thinking on Student. PhD Dissertation, University of South Florida Tampa, Florida 268 p.
11. Okide C.C. et al. (2020) Effect of a critical thinking intervention on stress management among undergraduates of adult education and extramural studies programs, Medicine, 99(35), pp. 1–6. doi: 10.1097/MD.0000000000021697.
12. Pettersson H. (2020) Ideal of critical thinking, Theory and Research in Education, vol 18(3) pp. 322-338 doi: .org/10.1177/1477878520981303.
13. Kahneman D. (2003) A Perspective on Judgment and Choice, American Psychologist, 58(9), pp. 697–720. doi: 10.1037/0003-066X.58.9.697.
14. Stanovich K.E., Stanovich P.J. (2010) A framework for critical thinking, rational thinking, and intelligence, Innovations in educational psychology: Perspectives on learning, teaching, and human development, pp. 195–237.
15. Bonnefon J.-F. (2018) The Pros and Cons of Identifying Critical Thinking with System 2 Processing, Topoi, 37(1), pp. 113–119. doi: 10.1007/s11245-016-9375-2.
Рецензия
Для цитирования:
Кабышева М.О., Шаймарданова А.А., Семенов М.Е. МОНИТОРИНГ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ О КРИТИЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ Г. АЛМАТЫ. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2021;(2):20-30. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-86-2-20-30
For citation:
Kabysheva M.O., Shaymardanova A.A., Semenov M.E. MONITORING AWARENESS ABOUT CRITICAL THINKING OF COLLEGES STUDENTS IN ALMATY. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2021;(2):20-30. (In Russ.) https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-86-2-20-30