Preview

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Издается  с 2006 года.

Номер и дата первоначальной постановки на учет № 6204-Ж от 08.08.2005 г.

Журнал зарегистрирован 12 февраля 2018 года. Свидетельство № 16900-Ж о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания Комитета информации Министерства информации и коммуникаций Республики Казахстан, номер и дата первичной постановки на учет - № 6204-Ж от 08 августа 2005 года.

Зарегистрирован 25.09.2019 на основании свидетельства №KZ53VPY00015274 о постановке на учет или переучет периодических печатных изданий, информационных агентств и сетевых изданий в Комитете информации Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан.

Журнал зарегистрирован в Международном центре по регистрации сериальных изданий ISSN (Юнеско, г. Париж, Франция), журналу присвоен номер 2306-5079.

Языки издания - казахский, русский,  английский. Периодичность– 4 раза в год.

16 мая 2018 года приказом №768  МОН РК журнал «Вестник Казахского национального женского педагогического университета»(ISSN2306-5079) включен в Перечень изданий, рекомендуемых Комитетом по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан для публикации основных результатов научной деятельности (раздел Педагогические науки).  

Статьям, публикуемым в журнале, присваивается цифровой идентификатор объекта DOI посредством CrossRef. 

Разработана онлайн система подачи и рецензирования статей.  Для подачи статьи  в  режиме   онлайн  необходимо перейти по адресу:  https://zhen.elpub.ru/jour, ознакомиться с  Правилами  подачи статьи и рецензий на сайт и Руководстом для авторов по оформлению статьи.

Используется лицензионная система проверки на плагиат.

Работает поисковая система. 

Доступность журнала - журнал предоставляет непосредственный открытый доступ к своему контенту.

Индексация:

  • РМЭБ, Казахстан
  • Казахстанская база цитирования
  • eLIBRARY.RU —  российский  научный информационно-аналитический  портал
  • Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)
  • Google Scholar

Текущий выпуск

№ 2 (2021)
Скачать выпуск PDF

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ 

7-19 19
Аннотация

Повышение эффективности процесса обучения студентов, поиск путей активизации их самостоятельности, выход преподавателя и студента на продуктивный диалог являются актуальными вопросами современного образования. В условиях кредитной системы  обучения студентов главными задачами являются унификация объема знаний, создание условий для максимальной индивидуализации обучения, усиление роли и эффективности самостоятельной работы обучающихся. Мы считаем, что владение студентами навыками самоконтроля и взаимоконтроля через использование технологии критериального оценивания крайне необходимо, а применение критериев позволяет оценить преимущества и недостатки конкретных процедур оценки. В статье описаны результаты педагогического исследования, проведенного авторами  среди студентов 1-2 курсов Инновационного Евразийский университета, где в качестве инструмента была выбрана методика Л.В. Байбородовой для выявления проблем  взаимодействия педагога с обучащимися. В ходе исследования были проанализированы проблемы, возникающие у студентов в процессе обучения, предлагаются алгоритмы организации и проведения лекционных и практических занятий, позволяющие преподавателю и студенту выстроить эффективный процесс взаимодействия, описаны результаты апробации предложенных алгоритмов. Проведенный эксперимент показал, что использование критериального оценивания позволяет эффективно организовать педагогическое взаимодействие в вузе.

20-30 103
Аннотация

Необходимость понимания концепции критического мышления вырастает из требований к современному человеку, помимо этого, критическое мышление – важная составляющая государственной стратегии развития образования и науки Республики Казахстан. Мы убеждены, что эта тема будет развиваться вместе с образовательной системой нашей страны. Представленное в статье мониторинговое исследование первое в Казахстане, его цель - выяснить, насколько успешно за годы, прошедшие с принятия и внедрения программы обновленного содержания среднего образования, понятие о критическом мышлении как способе думать было донесено до учеников. В исследовании сравнили две группы студентов: обучавшихся и не обучавшихся по обновленному содержанию среднего образования, с тем, чтобы выяснить, насколько эффективно понятие о критическом мышлении было усвоено учениками. По результатам мониторинга существенной разницы между двумя группами студентов не обнаружилось, однако ответы респондентов показали, что в восприятии понятия «критическое мышление» имеется стойкое неразличение между такими понятиями, как принятие решения в чрезвычайных и критических ситуациях, анализ, выводы, саморегуляция, скорость принятия решения и успехи в точных науках. В конце статьи даны рекомендации по дальнейшему использованию полученных данных для других исследований.

31-41 25
Аннотация

Только при логически правильном мышлении и понимании мы различаем причинно-следственные связи, зависимость друг от друга, происхождение и путь развития окружающих нас вещей. Процесс логически правильного мышления расширяет возможности ученика относиться к своим предположениям скептически и критически, тем самым углубляя и расширяя свое понимание мира, существования и бытия. Логический процесс - результат научного познания мира, запоминания предметов и явлений внешнего мира в человеческом мозге, рассмотрения правильных форм и законов, правил этого образа. Логические методы мышления не могут формироваться самостоятельно со дня прихода детей в школу, для этого учитель должен заложить основы логических знаний и умений. Необходимо проработать материал, описывая каждое действие с учетом возрастных возможностей детей, отсюда использование большого количества логических задач в обучении является важным фактором качественного обучения. А усвоение логических приемов, форм мышления, понятий, суждений учащимся начальной школы по умозаключениям предусмотрено программой начальной школы. В данной статье рассматриваются педагогические предпосылки для выполнения системы заданий по основным предметам  начальной школы как способ формирования навыков логического мышления младших школьников, навыки и средства практического изучения логических понятий.

42-53 23
Аннотация

Отмечается значительное увеличение числа детей, у которых не сформированы навыки письма и чтения среди младших школьников. "Специфическое" нарушение письменной речи, то есть дисграфия, является серьезным препятствием для освоения школьной программы учащимися начальных классов, что не позволяет в определенный момент времени в полном объеме освоить образовательную программу по ряду учебных предметов, поэтому выявление и коррекция дисграфии является одной из актуальных проблем. В статье рассматривается процесс письма с нейропсихологической точки зрения и выделены специальные этапы процесса письма. Проанализированы определения, данные авторами в связи с нарушением процесса письма, кратко описана классификация дисграфии, подчеркнута важность своевременного выявления нарушений письменной речи и разработки соответствующих коррекционных работ с учетом нейропсихологического подхода, рассмотрены современные проявления и перспективные направления изучения дисграфии на основе анализа теоретических источников. Давая определение понятию "инновация", описано значение одного из инновационных подходов в коррекции дисграфии – применения стимуляции мозжечка, то есть показаны модели выполнения упражнений в комплексе" balametrics". В статье описывается методика и результаты констатирующего и формирующего опыта, проведенного на основе анализа ошибок, возникающих в письме младших школьников, обучающихся на казахском языке

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 

55-66 17
Аннотация

В настоящее время проблема обучения генетике через самостоятельную работу обучающихся является одним из важнейших направлений высшего образования. В данной статье мы предлагаем несколько методов и приемов организации самостоятельной работы обучающихся по предмету генетика в условиях полиязычного образования. Ход методического совершенствования предмета биология из года в год всесторонне изучается,  публикуются результаты исследований. С этой точки зрения были проведен анализ преподавания биологии в вузе и организации самостоятельной работы, как это отражено в трудах  зарубежных и отечественных авторов за последние годы. В статье представлен опыт преподавания генетики на основе организации самостоятельной работы будущих учителей биологии в условиях полиязычного образования в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая. Приведены результаты экспериментальных исследований, направленных на проверку эффективности самостоятельной работы. Проведенный нами анализ позволил сделать вывод о том, что методическая подготовка студентов-биологов как объект педагогических исследований должна включать различные аспекты системы профессиональной подготовки. Процесс обучения генетике на английском языке через самостоятельную работу побуждает обучающихся к дальнейшему углубленному изучению предмета и языка.

67-77 20
Аннотация

В  статье описана проблема малой доступности и недоступности новых информационных технологий на казахском языке в вузах, проведен анализ плюсов и минусов электронных учебников на основе теоретических данных. В учебниках, используемых преподавателями, показана эффективность и полезность мультимедиа, чтобы сделать их более ценными, надо добавить цифровые ресурсы, такие как академические игры и интерактивные веб-сайты. Затронуты вопросы популярности учебников, составленных с помощью компьютера, проведен анализ и апробация программ по составлению электронных учебников. Анализируется важность методического обеспечения учебника при создании электронных информационных средств. Автоматизация всех основных этапов обучения с помощью электронных учебников предусматривает контроль содержания учебного материала и составление рекомендаций по итоговым оценкам, вследсиве чего все обязательные учебные материалы заменяются яркими, интересными, с долей интеллекта игровыми ходами, широко используемыми, мультимедийными, в том числе интерактивными и голосовыми. Fвторами составлен электронный учебник на казахском языке для обучающихся и преподавателей химии, эффективность учебника проанализирована и исследована в соответствии с теоретическими данными и опросами, по результатам исследования продемонстрированы положительные показатели усвоения учебного материала. 

ФИЗИКА, МАТЕМАТИКА, ИНФОРМАТИКА 

79-89 14
Аннотация

В работе обосновывается необходимость формирования логико-алгоритмической культуры обучающихся, способствующей осознанному восприятию учебного материала, что адекватно современному школьному и вузовскому образованию в целях привития подрастающему поколению информационной и компьютерной грамотности. Научить учащихся обобщать, систематизировать, применять логические знания в новой ситуации, переносить полученные знания с одного предмета в другой — одна из главнейших задач современной школы. При этом логико-алгоритмический уровень их усвоения обеспечивает такое качество знаний, как полнота и действенность, т.е. обучающийся может перечислить все ведущие элементы знаний, дать определение каждому из них, охарактеризовать основные их признаки, а также выполнить задания по теме с применением полученных знаний и умений. Обобщение практического опыта организации образовательного процесса позволило предложить методические рекомендации по организации формирования логико-алгоритмической культуры обучающихся на основе межпредметных связей в процессе преподавания естественно-научных дисциплин. В статье данная методика реализуется с помощью одной из новых форм организации аудиторной работы в вузе – комплексных семинаров. Приведены планы  комплексных семинаров по темам «Гармонические колебания» и «Интеграл и его применение в физике».

90-104 16
Аннотация

В исследовании, представленном в статье, проведен анализ и обобщение мирового опыта по проблеме реализации критериального оценивания в образовании; выявлена система рисков использования критериального оценивания в образовательной практике; выполнен анализ методических рекомендаций и учебно-методических пособий, используемых педагогами Казахстана при организации оценивания образовательных результатов школьников; проведен фокус-групповой опрос по выявлению проблемных аспектов образовательного оценивания в обучении школьников математике. На основе проведенного исследования приходится констатировать, что несмотря на широкие потенциальные преимущества оценки на основе критериев неизбежно возникают проблемные аспекты непродуманного использования такого оценивания в образовательной практике, изучению которых не уделяется достаточного внимания казахстанскими учеными и педагогами.  Эффективность использования критериального оценивания в образовательной практике зависит от множества факторов: однозначности и четкости критериев оценивания, их единого толкования оценщиками; соответствия методов, инструментов и оценочных материалов предметной области; уровня компетентности педагогов как оценщиков. Внедрение новой системы оценки должно быть сопряжено с постоянной работой по созданию и совершенствованию инструментов и процедур оценки, с изучением наиболее эффективных практик критериального оценивания, их адаптации под реалии казахстанской системы образования.

105-114 19
Аннотация

В статье, адаптированно к школьному курсу, исследованы линейные дифференциальные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами и тригонометрическими свободными членами. Приведены основные элементарные методические подходы к решению уравнения. Исследованы решения линейного дифференциального уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами и тригонометрическими свободными членами, который является моделью многих явлений. Кроме того, были отмечены  прикладные значения уравнения и его решений. Полученные результаты оформлены в виде теорем. Основная новизна исследования заключается в том, что эти результаты доказываются и обобщаются элементарными методами. Приведенные выводы доказаны в рамках методик математики средней школы. Эта теория, известная в общей математике, полностью адаптирована к внедрению в математику средней школы и разработана с помощью новых элементарных методик, понятных школьнику. Основной целью исследования является разработка методов решения неоднородного  линейного дифференциального уравнения второго порядка с постоянным коэффициентом на уровне, который может освоить школьник. Результатом станет создание программы спецкурса по началам обыкновенных дифференциальных уравнений в средних школах естественно-математического направления, подготовка соответствующего содержательного материала и обеспечение их простой методикой обучения.

115-126 23
Аннотация

В  статье рассматривается сущность понятия мыслительной деятельности,  анализируется проблема мышления человека, показана роль задач на построение при формировании мыслительной деятельности учащихся средней школы. Главной особенностью задач на построение является то, что они развивают поисковые навыки решения  проблем, приобщают к посильным самостоятельным исследованиям, способствуют выработке геометрических представлений и обработке знаний, умений, навыков, тем самым усиливается не только прикладная направленность обучения геометрии, но и политехническая. Задачи на построение не допускают формального к ним подхода, они создают проблемную ситуацию, которую необходимо решить, в результате чего повышается уровень мыслительной деятельности. Педагогический опыт показывает, что по причине нехватки времени, учителя не видят необходимости  возвращаться к задачам на построение, а в  школьных учебниках уделяется мало внимания задачам на построение, поэтому факультативные занятия и элективные семинары по этой теме  необходимы. Оптимальное количество занятий должно составлять 10 часов, особенно это касается 7-9 классов.  Авторами  проведена апробация собственной методики  (констатирующий, формирующий и контрольный этапы) среди учащихся 7 класса одной из школ г. Уральска.

127-135 19
Аннотация

В данной статье рассматривается параллельная реализация алгоритма Яненко для двумерного уравнения теплопроводности, для численного решения уравнения теплопроводности был использован метод прогонки. Выполнение последовательной программы осуществляется в простом двухэтапном шаге методом продольно-поперечной  прогонки, однако распараллеливание двух дробных шагов с неявной схемой затруднено из-за межпроцессного обмена данными. В исследовании показано параллельное распределение данных с одномерной декомпозицией при использовании метода Яненко для расчета теплопроводности. Получены результаты распараллеливания данной задачи с использованием декомпозиции 1D и проанализированы изображения ускорения и эффективности с целью оценки параллельной программы. В настоящее время моделирование процессов путем численного решения дифференциальных уравнений широко используется в различных областях науки, наиболее распространенные методы приводят дифференциальную задачу в систему линейных алгебраических уравнений, методы, решающие такие системы, включают различные варианты запуска. Появление и развитие вычислительных систем с использованием многоядерных процессоров и графических ускорителей актуализируют проблему пускопараллеливания; результаты исследования используются для преподавания в научно-исследовательских институтах и университетах.

136-144 22
Аннотация

Это исследование направлено на создание классификатора, используя методы машинного обучения, которые определяют психологический тип людей по классификации Myers-Briggs Type Index на основе текста, опубликованного в социальных сетях. Целью работы является автоматизация задачи определения типа человека с помощью машинного обучения, дается объяснение идентификации личностных черт с помощью индикатора личности MBTI. В машинном обучении применены методы логистической регрессии, случайного леса и опорных векторов, проведен литературный анализ аналогичных работ. В статье представлен ход исследовательской работы и результаты каждого классификатора и анализ используемых подходов. В связи с переходом людей на онлайн-формат работы в условиях нынешних карантинных ограничений подобные исследования могут оказать большую помощь в подборе персонала в компаниях, так как исследование предполагает выявление личностных качеств людей по их записям в социальных сетях. В данной работе использованы наиболее эффективные алгоритмы машинного обучения, простые в использовании для казахского языка и не требующие большой вычислительной мощности и, соответственно, приведены результаты работы для каждого метода, среди приведенных методов на хорошем уровне оказались точность и надежность классификатора для казахского языка методом опорных векторов.

ФИЛОЛОГИЯ 

147-157 21
Аннотация

В статье подчеркивается важность изучения языковых терминов в контексте концепта,  на примере использования понятия  «аманат», одного из концептов, отражающих мировоззренческую специфику казахского народа. Для когнитивного раскрытия концепта аманат необходимо привести бинарную оппозиционную пару, образуемую концептом «киянат» (злоупотребление, насилие), через которое можно определить значение концепта аманат для народа. Для определения применения понятия аманат в XIX-XX веках была проведена работа с источниками того периода, например, концепт аманат, встреченный в работах путешественника Ф. А. Фиельструпа, историка Е. Бекмаханова, характеризуя то время, отражает мировоззрение народа, а также анализ пословиц и поговорок, прочно закрепившихся в сознании народа, нашел широкое отражение в этой  статье. Киянат широко обсуждается как понятие, обозначающее насилие, несправедливость, властность и произвол, совершаемые человеком, когда считается, что нравственные качества оскорбленного человека разрушены. Концепт киянат образует бинарную оппозиционную пару к понятию аманат, отсюда мы сгруппировали типы злоупотреблений по отношению к человеку, насилие по отношению к себе -  оскорбление органов чувств, ложь, грубая речь как  оскорбление языком. Для определения того, насколько глубоко современное общество понимает концепты аманат и киянат, был проведен социологический опрос, результаты которого  приведены в этой работе.

158-168 20
Аннотация

Даже массовый интерес к мобильным приложениям не способствовал их интеграции в учебные программы в качестве инструмента обучения английскому языку как иностранному. Целью настоящего обзорного исследования является выявление современного состояния и перспектив применения мобильных технологий при обучении иностранному языку. Методологической основой исследования является теоретический анализ литературных данных по теме исследования. По результатам изучения современных эмпирических исследований, проведенных в Австралии, Китае, Иране, Турции, Саудовской Аравии, Кипре, Японии, Малайзии, Испании, Тайване и других странах,  было заключено, что использование мобильных технологий в обучении иностранным языкам в большинстве случаев даёт положительные результаты ввиду ряда преимуществ мобильных устройств по сравнению с классическими педагогическими средствами. При этом отмечается, что исследователям ещё только предстоит научиться проводить методологически обоснованные, статистически релевантные исследования, которые бы охватывали, помимо применения мобильных технологий, и другие аспекты учебной деятельности. Авторы приходят к выводу, что при изучении приложений исследователям не следует пытаться найти мобильное приложение, которое может обучить учащихся всему, что им нужно, но следует изучать способы, которыми отдельные приложения помогают освоить иностранный язык.

ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА 

170-178 22
Аннотация

Экодизайн - это направление в дизайне и архитектуре, направленное на защиту окружающей среды,  создание комфортной среды обитания человека в гармониии с природой. В статье рассматриваются вопросы внедрения экодизайна современного национального искусства в научно-педагогическую сферу, педагогические основы экодизайна, его научно-теоретическое и практическое содержание в различных аспектах. Цель данного исследования - показать эстетическую и экологическую природу экодизайна в традиционном и современном национальном искусстве, а также их применение и важность в системе образования. Рассматривая педагогические аспекты сочетания природной чистоты и художественной красоты экодизайна в национальном искусстве как показателя бытовой культуры этноса, авторы используют множество методов и приемов: анализ, систематизацию, анкетирование, повествование, интерпретацию, обработку научной литературы и различных источников. Результаты исследования будут представлены специалистам в области художественного образования и других профессиональных сфер в виде научных, педагогических и практических материалов. Педагогические аспекты  экодизайна в системе образования  направлены на воспитание  будущих поколений  в духе гармонии природы и человека, целостности этноса и культуры, реализации неразрывного единства искусства и жизни.

179-190 37
Аннотация

Для мастеров современного искусства Казахстана наряду с важностью образцов классической культуры и открытий модернистского искусства единым полем традиции сегодня становится  казахское народное искусство. Интертекстуальность, постоянный диалог с разными пластами мировой и национальной живописи и скульптуры определяют поиски новой выразительности в искусстве. В данной статье  описана роль интертекстуальности в развитии новых форм художественных высказываний, а именно  как в произведениях современных казахстанских скульпторов (С. Бекботаев, Д.Сарбасов, З. Кожамкулов), ювелиров (А.Мукажанов), мастеров гобелена (А.Бапанов) сохраняется значимость ценностей родной культуры как пространства культурной памяти. Эксперименты  с материалом воспринимаются как ритуал, созидательный акт, поиск собственного авторского стиля, современных средств выражения художника. Показано, что опасность утраты собственной национальной идентичности, связанная с процессом глобализации, объясняет интерес мастеров к авторскому мифотворчеству, призванному пробудить в сознании современников духовные основы нации. Через механические детали скульпторы создают новые мифы в целях упорядочения этико-психологического состояния современного человека, в творчестве же мастеров декоративно-прикладного искусства практикуется бриколаж как соединение разных материалов и фактур, смыслов и образов, наиболее близких конструированию мифа.

191-198 23
Аннотация

Концепция исследования определяется осмыслением структуры казахского традиционного женского костюма как полифункционального социально-культурного феномена. Национальный костюм, представляющий собой систему общественно значимых глубоко символичных знаков, в данной статье рассматривается как образец грамотного проектирования, который способствует совершенствованию дизайн-мышления и профессиональных компетенций студентов-дизайнеров в процессе изучения дисциплины «Этнодизайн». Отдельное внимание уделяется потенциалу традиционного костюма в процессе формирования у будущих специалистов исследовательских навыков, необходимых для грамотного прочтения первоисточника и проектирования на его основе востребованных и конкурентоспособных авторских коллекций, объединяющих традиции и новаторство, и научных проектов по сохранению, модернизации и популяризации народных ценностей. Кроме того, опыт национального проектирования исследуется с целью понимания способности костюмного комплекса отражать и формировать мировоззрение, материальную и духовную культуру народа. Информация, сокрытая в его композиционно-конструктивном решении, ценна для современной дизайн-деятельности, которая, в свою очередь, оказывает большое влияние на идеологию общества и следовательно, должна осознавать высокую ответственность за генерирование новых идей и преобразовывать мир, опираясь на общечеловеческие ценности.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.