Preview

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Расширенный поиск

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Издается  с 2006 года.

Номер и дата первоначальной постановки на учет № 6204-Ж от 08.08.2005 г.

Журнал зарегистрирован 12 февраля 2018 года. Свидетельство № 16900-Ж о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания Комитета информации Министерства информации и коммуникаций Республики Казахстан, номер и дата первичной постановки на учет - № 6204-Ж от 08 августа 2005 года.

Зарегистрирован 25.09.2019 на основании свидетельства №KZ53VPY00015274 о постановке на учет или переучет периодических печатных изданий, информационных агентств и сетевых изданий в Комитете информации Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан.

Журнал зарегистрирован в Международном центре по регистрации сериальных изданий ISSN (Юнеско, г. Париж, Франция), журналу присвоен номер 2306-5079.

Языки издания - казахский, русский,  английский. Периодичность– 4 раза в год.

16 мая 2018 года приказом №768  МОН РК журнал «Вестник Казахского национального женского педагогического университета»(ISSN2306-5079) включен в Перечень изданий, рекомендуемых Комитетом по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан для публикации основных результатов научной деятельности (раздел Педагогические науки).  

Статьям, публикуемым в журнале, присваивается цифровой идентификатор объекта DOI посредством CrossRef. 

Разработана онлайн система подачи и рецензирования статей.  Для подачи статьи  в  режиме   онлайн  необходимо перейти по адресу:  https://zhen.elpub.ru/jour, ознакомиться с  Правилами  подачи статьи и рецензий на сайт и Руководстом для авторов по оформлению статьи.

Используется лицензионная система проверки на плагиат.

Работает поисковая система. 

Доступность журнала - журнал предоставляет непосредственный открытый доступ к своему контенту.

Индексация:

  • РМЭБ, Казахстан
  • Казахстанская база цитирования
  • eLIBRARY.RU —  российский  научный информационно-аналитический  портал
  • Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)
  • Google Scholar

Текущий выпуск

№ 2 (2022)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ НАУК 

6-15 9
Аннотация

В статье рассматривается вопрос личной ответственности как объективной и субъективной предпосылки стремления людей к общему благу, добру. Важность и необходимость изучения личной ответственности определяется путем увязки низкого уровня ответственности как черты, обусловленной внутренней мотивацией, с фактами январских событий 2022 года в Республике Казахстан.
Учитывая, что понятие ответственности не рассматривается как предмет отечественного педагогического исследования, приводятся следующие выводы, направленные на расширение методологического направления исследования: ответственность как корень духовного богатства; ответственность как условие любого социального воспитания ребенка; ответственность как свойство, вытекающее из внутренней мотивации человека, ответственность как мера сознания, при которой каждый человек учитывает свои возможности. Также анализируется и обобщается педагогико-методический аспект развития личной ответственности обучающегося на основе самостоятельной практической работы студентов и магистрантов.
Подчеркивая значимость жизненных ситуаций как одного из методов формирования ответственности студента в процессе выполнения любых познавательных, социальных функций, сделан последовательный вывод о том, что жизненные ситуации являются основным фактором повышения ответственности студентов. Также предлагаются способы эффективного использования социальной сети как способа повышения ответственности.

16-24 22
Аннотация

В данной статье я анализирую вклад выдающейся социалистической феминистской мыслительницы и политика Александры Коллонтай в разработку концептуального видения справедливого общества, основанного на равенстве полов, и в формирование современных взглядов на проблему политической, интеллектуальной и эмоциональной автономии женщин. На мой взгляд, переосмысление взглядов Коллонтай в отношении вопросов любви, сексуальности и роли эмоциональной жизни при социализме и капитализме может быть полезным для лучшего понимания сложных взаимоотношений между гендерной и классовой идентичностью, столкновениями общественной и частной жизни и эмансипацией женщин (политически, экономически, эмоционально и символически). Я также утверждаю, что наследие Коллонтай имеет отношение к современным исследованиям политических, гендерных аспектов эмоциональной жизни и эмоционального измерения политики.
Мой анализ основан на трех типах источников: теоретические работы и литературные тексты Александры Коллонтай, в которых она развила свои взгляды на любовные отношения и женскую автономию; избранные работы других марксистских и феминистских мыслителей начала XX века (В.И. Ленин, И. Арманд), которые касались вопросов свободной любви и сексуальных нравов; работы современных гендерных исследователей и феминистских мыслителей, которые связаны с текстами Коллонтай и дебатами о любви и сексуальности в советские 1920-е годы.

25-39 11
Аннотация

Интеллектуальные дебаты о положении женщин в Исламе активно развивались с конца 19-го века, совпав по времени с появлением первой волны феминизма. Однако пик дебатов пришелся на 90-е годы 20-го века, когда исследователи Ирана, Египта, Марокко, Турции, а также представители мусульманской диаспоры на Западе, такие как Амина Вадуд, Зиба Мир-Хосейни, Асма Барлас и др., выступили яркими защитницами исламского феминизма. Несмотря на то, что исламский феминизм является одним из важных трендов современной мировой исламской мысли, на постсоветском пространстве данный феномен мало известен. Современные теологи Турции, поддерживающие исламский феминизм, публикуются исключительно на турецком языке. В данной статье автор представляет русскоязычному читателю современные интеллектуальные дебаты турецких теологов Хидает Туксал и Ихсана Элиачыка относительно антикапиталистического ислама, положения женщин в исламе и отношения к хадисам. Материалы для статьи были собраны в 2021 году в ходе нескольких личных интервью автора с Хидает Туксал и в 2019 году с Ихсаном Элиачыком, а также путем обработки выступлений, видеолекций, книг, статей, диссертаций этих теологов. Традиционно настроенные теологи критикуют представителей исламского феминизма за то, что они соединили несоединимое, так как, согласно их мнению, феминизм западного толка не может иметь ничего общего с исламом. Дебаты исламского феминизма в Турции берут начало с критики хадисов, Коран интерпретируется с позиций современных прав человека и принципов демократии. Мусульманке, согласно современным интерпретациям, не обязательно покрывать голову платком во время намаза. Если, например, в традиционном исламе свидетельство женщины в суде было не равным мужскому, то исламский феминизм уравнивает женщину и мужчину в данном вопросе. Также актуально обсуждаемыми интерпретациями стало право, данное женщинам, на проведение пятничной молитвы в мечети в качестве имама, а также, согласно данному толкованию Корана, что многоженство не разрешено в исламе.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 

41-55 9
Аннотация

В работе проведен анализ научных литературных данных последних лет по теме исследования. В исследовании приняли участие учащиеся 8-класса с легкой степенью интеллектуальных нарушений. Цель исследования: выявить информационно-коммуникационную компетентность (ИКТ) детей с нарушениями интеллекта и выборочно принять меры по ее улучшению. Констатирующий эксперимент включал следующие направления исследования: 1) проблемы и результаты использования учителями цифровых технологий; 2) определение основных ИКТ-компетенций учащихся. Среди обучающихся с легкой умственной отсталостью был проведен опрос, составленный в соответствии с содержанием типовой учебной программы по предмету «Информатика» для 8 класса обновленного содержания. В соответствии с вариантами ответов в зависимости от суммарного количества баллов выделено 4 степени самооценки усвоения учащимися информационных технологий: «не освоил», «освоил только начальные навыки», «освоил средне», «освоил хорошо», «освоил полноценно». Вопросы были сгруппированы в соответствии с разделами под названиями «Информационные процессы», «Компьютерные системы» и «Здоровье и безопасность». Встречаемость ответа " освоил только начальные навыки " составила 27% по 1-му разделу, 33%-по 2-му разделу и 52% - по 3-му разделу. А ответ «не освоил» был равен 16%, 16% и 18% соответственно. В соответсвии с полученными результатами с учащимися был проведен формирующий эксперимент, организованы внеклассные занятия: викторины, экскурсии, игры, физические и глазные упражнения, тематические воспитательные часы. Такие занятия проводились 1 раз в неделю в течение 6 месяцев. Отмечена эффективность проводимой работы: повышены показатели по всем разделам учебной программы. Частота встречаемости ответа "освоил только начальные навыки " по 1-й части осталась на прежнем уровне 27%, однако по 2-й части снизилась до 31%, а по 3-й части – до 43%. А ответ «не освоил», соответствующий низкому уровню, значительно снизился по всем разделам и был равен 6%. Соответсвенно увеличилась доля ответов «освоил хорошо», «освоил полноценно».

56-67 9
Аннотация

Традиционная кукла – куыршақ, балансируя между обрядовой и игровой практикой всегда была прерогативой института женской субкультуры. Начиная, с малолетства трансформируясь она сопровождала свою хозяйку в непосредственной и опосредованной форме вплоть до самой старости. Было бы ошибочным считать сугубо детским объектом эту миниатюрную, многоликую и многогранную модель человека. В простой игрушке таится великая загадка: она является частью общечеловеческой культуры, одновременно сохраняя в своем образе черты создающего его народа. У большинства народов мира в традиционную куклу вкладывается глубокий социальный смысл, составляющий главную ценность народной игрушки. Безусловно, что ценности мира родителей должны быть естественной частью мира детей. Этнопедагогике следует продолжить поиск способов приобщения к этнической культуре, историческим традициям жизни, быта этноса, начатый в последние годы усилиями учёных-этнографов, лингвистов, психологов, педагогов. В данном случае на примере игры с куыршақ.

68-76 20
Аннотация

Способность мыслить критически, рефлексивно необходима не только для процесса учебы, на рынке труда работодателями также ценятся специалисты, умеющие аргументированно принимать решения, адаптирующиеся, обдумывающие и анализирующие собственные и действия окружающих. Множество методик декларируют развитие критического мышления у студентов высших учебных заведений, но, к сожалению, не оценивают фактический прогресс с помощью верифицированных методов оценивания уровня критического мышления. Статья предлагает результаты исследования эффективности выделенного курса, нацеленного на развитие критического мышления среди будущих учителей химии. Выделенный курс спецсеминаров, направленных на развитие критического мышления, проводился полностью в онлайн-формате в первые месяцы пандемии COVID- 19, и может рассматриваться как онлайн-курс с использованием ограниченных методов, но от этого не менее эффективный. Эффективность курса спецсеминаров проверялась путем адаптации избранных вопросов из опросника Уотсона-Глейзера до и после курса для контрольной и экспериментальной групп. Затем, путем сравнения относительных величин были установлено, что по основным пяти целевым показателям (оценка утверждения, интерпретация, признание допущений, дедукция и умение строить выводы) экспериментальная группа показала прирост по сравнению с контрольной группой. Доказано, что студенты, с которые прошли курс, в абсолютной величине показали улучшение во всех измеряемых параметрах на 34% по сравнению с контрольной группой.

77-89 21
Аннотация

Полисемия – явление, свойственное почти всем языкам. В каждой лексической единице закодирована определенная мысль, которую можно расшифровать только с помощью контекста. В данном случае внешним выражением образного содержания прилагательного, обозначающего черный цвет, является его необычная, нестандартная сочетаемость с другими словами. Употребляясь с различными существительными, слово может приобретать разные значения, не имеющие отношения к цветообозначению. Образный определитель оживает и делает слово семантически ёмким, насыщенным различными обертонами, порой даже с противоположным значением.
Так, для казахского языка характерны новообразования, построенные на активном использовании слов со значением цвета «қара» (черный). Символика чёрного цвета в казахском языке находит соответствие как с отрицательными коннтоациями – зло, тьма, горе, ложь, трудности, коварство, предательство, так и с положительными – добротность, основательность, устойчивость, мощь, сила, выразительная красота. Символика черного весьма нюансирована во многих языках.
В статье показано, как в учебном процессе педагогического вуза в ходе преподавания филологических дисциплин можно использовать тематику полисемии прилагательного «черный». Авторы приводят примеры из фразеологии, ономастики, поэзии и прозы на казахском, русском, немецком и английском языках.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.