Preview

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Расширенный поиск

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Издается с 2006 года.

Номер и дата первоначальной постановки на учет № 6204-Ж от 08.08.2005 г.

Журнал зарегистрирован 12 февраля 2018 года. Свидетельство № 16900-Ж о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания Комитета информации Министерства информации и коммуникаций Республики Казахстан, номер и дата первичной постановки на учет - № 6204-Ж от 08 августа 2005 года.

Зарегистрирован 25.09.2019 на основании свидетельства №KZ53VPY00015274 о постановке на учет или переучет периодических печатных изданий, информационных агентств и сетевых изданий в Комитете информации Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан.

Журнал зарегистрирован в Международном центре по регистрации сериальных изданий ISSN (Юнеско, г. Париж, Франция), журналу присвоен номер 2306-5079.

Языки издания - казахский, русский, английский. Периодичность– 4 раза в год.

16 мая 2018 года приказом №768 МОН РК журнал «Вестник Казахского национального женского педагогического университета»(ISSN2306-5079) включен в Перечень изданий, рекомендуемых Комитетом по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан для публикации основных результатов научной деятельности (раздел Педагогические науки).

Статьям, публикуемым в журнале, присваивается цифровой идентификатор объекта DOI посредством CrossRef.

Разработана онлайн система подачи и рецензирования статей. Для подачи статьи в режиме онлайн необходимо перейти по адресу: https://vestnik.kazmkpu.kz/jour, ознакомиться с Правилами подачи статьи и рецензий на сайт и Руководстом для авторов по оформлению статьи.

Используется лицензионная система проверки на плагиат.

Работает поисковая система.

Доступность журнала - журнал предоставляет непосредственный открытый доступ к своему контенту.

Индексация:

  • РМЭБ, Казахстан
  • Казахстанская база цитирования
  • eLIBRARY.RU — российский научный информационно-аналитический портал
  • Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)
  • Google Scholar

Текущий выпуск

№ 3 (2022)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ НАУК 

6-16 131
Аннотация

В этом исследовании рассматриваются вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются сельские учителя, с точки зрения ключевых заинтересованных сторон в сельских школах, включая руководителей школ, учителей, учащихся, родителей и лидеров образования, а также возможные рекомендации, основанные на мнениях заинтересованных сторон. Изучение существующей литературы и теоретических основ исследования показало, что проблемы образования в сельской школе также влияют на условия профессиональной деятельности сельских учителей.
В данном исследовании использовался дизайн смешанных методов исследования, включающий как количественные, так и качественные исследования: опрос и полуструктурированные интервью. В количественном опросе приняли участие более 200 учителей из 40 сельских школ Казахстана, но ответили только 125 участников. Было проведено 90 качественных интервью (41 индивидуальное и 49 фокус-групп) с представителями сельских школ Алматинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской, Мангыстауской и Восточно-Казахстанской областей. В число опрошенных входили учителя, директора школ, заместители директоров, предметные координаторы, учащиеся 7–11 классов, региональные и районные руководители образования и родители.
Основные выводы исследования выявили насущные проблемы учителей, их взгляды и рекомендации относительно повышения качества профессии сельских учителей. Как правило, в процессе сбора количественных и качественных данных мы использовали Рамки качества ЮНЕСКО, которые фокусируются на таких моментах, как: 1. Контекст /окружающая среда; 2. Вводные данные; 3. Процессы; 4. Результаты. Поскольку это исследование направлено в основном на вопросы и проблемы качества учителей в сельских школах, результаты организованы по основным темам, которые были извлечены из качественных и количественных данных.

17-34 142
Аннотация

Чтобы ответить на вопрос, как сегодня развиваются женские и гендерные исследования в Казахстане, автор анализирует такой тип научных публикаций, как статья в академическом журнале. В качестве объекта исследования взяты научные статьи авторов Казахстана в научных журналах Республики Казахстан за период 2015-2022 гг. В выборку вошло 100 статей на русском, казахском, английском и французском языках.
Количественному анализу подверглись такие показатели, как число авторов статьи, число источников в статье, разница между годом издания самого свежего источника в списке литературы и годом издания статьи.
Кроме этого, в ходе ознакомления с содержанием статей, автор исследовала такие характеристики, как культура академического письма, эрудиция авторов, соблюдение этики публикации, ссылки на зарубежные и российские источники, качество анализа данных и др. Все это позволило дать обобщенную характеристику научных публикаций, выявить их плюсы и минусы, тем самым делая выводы об уровне развития женских и гендерных исследований на этапе их нынешнего экстенсивного развития, после бурного подъема и расцвета в конце 90-ых - начале 2000-ых годов.

35-45 71
Аннотация

Во многих странах Центрально-Азиатского региона уделяется огромное внимание сохранению и дальнейшему развитию традиционных ремесел, представляющих собой непреходящую ценность нематериального культурного наследия народов. Активная работа по поддержанию и развитию ремесел на современном этапе, направленной на поддержку национального культурного наследия, способствующего развитию туристической отрасли и экономики сельских районов.
Материалы, представленные в данной статье, основаны на полевых исследованиях опыта сохранения и развития ремесел в Таджикистане и Узбекистане по проекту Министерства науки и высшего образования РК АР09259862 «Исследование традиционных ремёсел современного Казахстана: состояние и поиск путей сохранения». Для изучения существующих практик были выбраны наиболее крупные локации, отличающиеся наибольшей степенью развитости ремесленнической деятельности и представленностью профессиональных научных институций, изучающих ремесла как часть нематериального культурного наследия. Это города Душанбе, Самарканд, Бухара и Ташкент.
Осмыслению и анализу опыта сохранения, возрождения и развития традиционных ремесел в Центрально-Азиатском регионе на примере Таджикистана и Узбекистана посвящена настоящая статья. Полевое исследование анализируемого опыта, проведенное в июне 2022 года, позволило выделить ряд важнейших аспектов, включающих комплекс мер, направленных на сохранение и развитие, а в некоторых случаях и возрождения утраченных традиционных ремесел. Этот опыт не только колоссален, но и позволяет наметить ключевые моменты для разработки научно обоснованной практики сохранения и развития традиционных ремесел в Казахстане.

46-55 83
Аннотация

В статье описывается самобытность жоктау - поминальных песен, оплакивающих умерших. Приводятся фактические данные и обоснование создания и исполнения жоктау. Излагаются конкретные представления об истории возникновения, мотиве исполнения, сущности и содержании каждой поминальной песни. Выявляются оригинальные черты этого вида устного народного творчества, исполняемого в стихотворной форме, с мотивом печали. В поминальных песнях приводятся перечисляются достоинства и нравственные поступки умершего. Большое значение придается содержательности и художественности поминальных песен. Описывается специфика их исполнения. Поминальные песни передают уникальные черты характера умершего, все доброе, что он сделал для своего ребенка, нравственность, которую оставил потомкам. Песня плача выявляет человеческие стороны, которые отличают умершего от других. Это символ уважения к умершему. Ее цель показать народу добрые дела и труды умершего, независимо от его возраста. Важность оплакивания заключается в увековечивании памяти о человеке, его труды и следа, который он оставил в наследство следующим поколениям.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 

57-64 47
Аннотация

В статье дается определение британскому феномену “understatement”. Актуальность данного исследования обусловлена желанием лучше понять английский характер, который до сих пор остается загадкой для представителей других культур в силу особой исторически сложившейся, непрямой, завуалированной, а подчас и двусмысленной традиции общения. Недооценка непосредственно служит созданию этой двусмысленности, вызывая огромные трудности в общении как иностранцев с англичанами, так и самих англичан между собой. Основными методами исследования являются: описательный и структурный методы, компонентный и дефиниционный анализ. Результаты исследования показали, что недооценка представляет собой национально специфичную коммуникативную категорию, которая содержит установки и правила речевого поведения британцев и участвует в регуляции коммуникативного процесса. Недооценка имеет определенную структуру и включает в себя вербальные и невербальные средства выражения коммуникативного содержания, направленные на гармоничное, бесконфликтное общение. Теоретическая значимость заключается в четком определении британского феномена “understatement”, в выявлении его речевых стратегий, лингвистических и экстралингвистических способов выражения. Практическая значимость выражается в использовании результатов исследования в лекционных курсах теории межкультурной коммуникации, стилистики и общего языкознания.

65-73 64
Аннотация

Система образования должна сфокусировать внимание на развитие критического мышления у молодого поколения. Критическое мышление необходимо для того, чтобы самостоятельно принимать ответственные решения в экстремальной ситуации и прогнозировать их возможные последствия. О методе критического мышления говорят много, отсюда автор считает нужным описать программу, предложенную Школой свободных искусств, которая реализовывалась в течение двух лет в казахстанском вузе фактически полностью в офлайн-формате. В статье показано, как программа «Письмо и мышление» активно внедрялась в учебный процесс в университете «Нархоз», для повышения качества образования, рассказывается о влиянии программы на формирование у будущих специалистов профессиональных навыков и творческих способностей. В программе «Письмо и мышление» письмо рассматривается как основной компонент инновационной образовательной практики, направленный на вовлечение студентов в различные виды деятельности. В процессе усвоения письма студенты начинают правильно выражать свои мысли. Основной целью данной программы является развитие у обучающихся способности к углубленному чтению, написанию письменных работ с использованием различных методик и формированию способностей к критическому мышлению. В процессе обучения учащиеся сами моделируют сложную ситуацию, взаимодействуют, в предложенных ситуациях не воспринимают диалог как обязательную проверку знаний, начинают вести себя более свободно и могут свободно выражать свои мысли, преодолевая страх перед ошибками.

74-85 63
Аннотация

В статье рассмотрена возможность формирования экологической культуры подрастающего поколения через театральное искусство, где сказка является основным педагогическим приемом экологического просвещения учащихся. В настоящее время, наряду с традиционными жанрами ТЮЗа (волшебная сказка, социально-бытовая сказка, детский мюзикл и пр.) диапазон детской драматургии расширяется за счет интеграции в ТЮЗовский репертуар современных сценических форм, таких как пластическая драма, экологический театр, детский перформанс и др. Максимальная адаптированность языка перформанса к детскому эмоциональному восприятию (сценическая зрелищность и динамика), использование передовых технологий в театрально-постановочной индустрии и опасность потенциальной экологической катастрофы обосновывают актуальность функционирования экотеатра на предмет изменения детской психологии и осознания приоритетных экологических ценностей. Цель экологических постановок мирового детского театра, в том числе и в Казахстане, заключается в формировании правильного детского экологического мировоззрения, воспитании чувства ответственности перед живой и неживой природой, гражданского долга и национального патриотизма. Исследование проблемы экологического просвещения детей через театральное искусство на примере спектакля «Приключение Снежного барса» Театра для детей и юношества им. Н. Сац позволило выявить решение ряда эко-педагогических задач государства, отмеченных в Послании Президента РК. Полученные в ходе анкетирования результаты исследования диагностируют релевантность нетрадиционного художественного подхода через визуализацию транслируемой проблемы в вопросах экологического просвещения учащихся.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.