Preview

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-86-2-42-53

Полный текст:

Аннотация

Отмечается значительное увеличение числа детей, у которых не сформированы навыки письма и чтения среди младших школьников. "Специфическое" нарушение письменной речи, то есть дисграфия, является серьезным препятствием для освоения школьной программы учащимися начальных классов, что не позволяет в определенный момент времени в полном объеме освоить образовательную программу по ряду учебных предметов, поэтому выявление и коррекция дисграфии является одной из актуальных проблем. В статье рассматривается процесс письма с нейропсихологической точки зрения и выделены специальные этапы процесса письма. Проанализированы определения, данные авторами в связи с нарушением процесса письма, кратко описана классификация дисграфии, подчеркнута важность своевременного выявления нарушений письменной речи и разработки соответствующих коррекционных работ с учетом нейропсихологического подхода, рассмотрены современные проявления и перспективные направления изучения дисграфии на основе анализа теоретических источников. Давая определение понятию "инновация", описано значение одного из инновационных подходов в коррекции дисграфии – применения стимуляции мозжечка, то есть показаны модели выполнения упражнений в комплексе" balametrics". В статье описывается методика и результаты констатирующего и формирующего опыта, проведенного на основе анализа ошибок, возникающих в письме младших школьников, обучающихся на казахском языке

Об авторах

А. К. Калиева
Казахский национальный женский педагогический университет
Казахстан

Калиева Айгерим Кайнаркызы, магистрант 2 курса специальности 7M01901 - «Дефектология», Кафедра специальной и социальной педагогики, Высшая школа педагогики и психологии

Алматы

 



С. Ж. Омирбек
Казахский национальный женский педагогический университет
Казахстан

Өмірбек Салтанат Жеңісқызы, кандидат психологических наук, старший преподаватель, Кафедра специальной и социальной педагогики, Высшая школа педагогики и психологии

Алматы



Список литературы

1. Лурия А.Р. (1950) Очерки психофизиологии письма. Москва : изд-во и тип. Изд-ва Акад. пед. наук РСФСР. - 84 с.

2. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. (2004) Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз». - 224 с. (Серия «Коррекционная педагогика»)

3. Логинова Е.А. (2004) Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. СПб.: «Детство-пресс».- 208 с.

4. Корнев А.Н. (2003) Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: Речь, (ГПП Печ. Двор). - 330 с. (Детская психология).

5. Логопедия (1998) Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов / Под ред. Волковой, Л.С., Шаховской, С.И. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 680 с.

6. Ньокиктьен Ч. (2012) Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 1 [Электронный ресурс] / Чарльз Ньокиктьен ; пер. с англ. Д.В. Ермолаев, Н.Н. Заваденко, Н.Н. Полонская; под ред. Н.Н. Заваденко. – 2-е изд. (эл.) – М.: Теревинф. – 288 с.

7. Усольцева Е.В., Ефимова Е.В. (2020) Артикуляционная диспраксия //Инновационная наука. №12. C. 104-106

8. Визель Т.Г. (2005) Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. М.: АСТАстрель Транзиткнига. – 384 с.

9. Өмірбекова Қ.Қ., Оразаева Г.С., Төлебиева Г.Н., Ибатова Г.Б. (2011) Логопедия. Оқулық: Жоғарғы педагогикалық оқу орындарының дефектология бөлімдерінің студенттеріне арналған оқулық (Қ. Қ. Өмірбекованың редакциясымен). Алматы: ЖШС РПБК «Дәуір».- 495 б.

10. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П.(2004) Педагогическая инновация: объект, предмет, и основные понятия // Педагогика. №4. C. 11-21

11. Кларин М.В. (1995) Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент». – 176 с.

12. Marek S, Siegel JS, Gordon EM, Raut RV, Gratton C, Newbold DJ, Ortega M, Laumann TO, Adeyemo B, Miller DB, Zheng A, Lopez KC, Berg JJ, Coalson RS, Nguyen AL, Dierker D, Van AN, Hoyt CR, McDermott KB, Norris SA, Shimony JS, Snyder AZ, Nelson SM, Barch DM, Schlaggar BL, Raichle ME, Petersen SE, Greene DJ, Dosenbach NUF (2018) Spatial and Temporal Organization of the Individual Human Cerebellum. Neuron. 100(4): 977-993. e7. doi: 10.1016/j.neuron.2018.10.010.

13. Chibanda D. (2019) Alleviating Symptoms of Attention Deficit Hyperactive Disorder Using Bal-A-Vis-X, a Non-Pharmacological Approach / // Neurological Research And Therapy. V. 2. N 1. P. 1-6. https://emberint.ru/wp-content/uploads/2019/09/NRTOA-2-109.pdf

14. Помазкова Н.А., Усманова О.В. (2020) Мозжечковая стимуляция как эффективный метод речевого развития (авторская разработка) // Вопросы дошкольной педагогики. № 8 (35). С. 54-61.https://moluch.ru/th/1/archive/177/5465/#google_vignette

15. Өмірбекова Қ.Қ. (2015) Жалпы білім беру мектептерінің бастауыш сынып оқушыларының жазбаша сөйлеу тілі бұзылыстарын түзетудің педагогикалық шарттары: әдістемелік нұсқау. Алматы. - 63 б.

16. Сухоручко С.Н. (2019) Возможность применения балансировочного комплекса "Learning Breakthrough Kit" в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ // Дошкольная педагогика. № 4. С. 9-11


Для цитирования:


Калиева А.К., Омирбек С.Ж. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2021;(2):42-53. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-86-2-42-53

For citation:


Kalieva A.K., Omirbek S.Zh. INNOVATIVE TECHNIQUES OF CORRECTION OF DYSGRAPHY IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2021;(2):42-53. (In Russ.) https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-86-2-42-53

Просмотров: 26


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)