Preview

КОНЦЕПТ АМАНАТ И КИЯНАТ В РОЛИ ОППОЗИЦИОННОЙ ПАРЫ

https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-86-2-147-157

Полный текст:

Аннотация

В статье подчеркивается важность изучения языковых терминов в контексте концепта,  на примере использования понятия  «аманат», одного из концептов, отражающих мировоззренческую специфику казахского народа. Для когнитивного раскрытия концепта аманат необходимо привести бинарную оппозиционную пару, образуемую концептом «киянат» (злоупотребление, насилие), через которое можно определить значение концепта аманат для народа. Для определения применения понятия аманат в XIX-XX веках была проведена работа с источниками того периода, например, концепт аманат, встреченный в работах путешественника Ф. А. Фиельструпа, историка Е. Бекмаханова, характеризуя то время, отражает мировоззрение народа, а также анализ пословиц и поговорок, прочно закрепившихся в сознании народа, нашел широкое отражение в этой  статье. Киянат широко обсуждается как понятие, обозначающее насилие, несправедливость, властность и произвол, совершаемые человеком, когда считается, что нравственные качества оскорбленного человека разрушены. Концепт киянат образует бинарную оппозиционную пару к понятию аманат, отсюда мы сгруппировали типы злоупотреблений по отношению к человеку, насилие по отношению к себе -  оскорбление органов чувств, ложь, грубая речь как  оскорбление языком. Для определения того, насколько глубоко современное общество понимает концепты аманат и киянат, был проведен социологический опрос, результаты которого  приведены в этой работе.

Об авторах

Э. Н. Дунгeнбай
Казахский национальный женский педагогический университет
Казахстан

Дунгeнбай Эльмира Нурланкызы,  магистрант, Кафедра теории и методики казахского языкознания, Институт филологии

г. Алматы



Ж. К. Отаpбeкова
Казахский национальный женский педагогический университет
Казахстан

Отаpбeкова Жамиля Керимбаевна, кандидат филологических наук, и.о. профессора, заведующая кафедрой теории и методики казахского языкознания, Институт филологии

г. Алматы



З. Каймаз
Эгейский университет
Турция

Каймаз Зеки,  профессор кафедры тюркского языка и польских диалектов, Институт исследований тюркского мира

Измир



Список литературы

1. Тарасова И.А. (2020) Концептуальное моделирование как методологическая основа анализа корпусных данных // Вестник Томского госудавренного университета. Филология. №63. С. 178-190

2. http://journals.tsu.ru//philology/&journal_page=archive&id=1913&article_id=43718

3. Толстой Н.И. (1983) О пpeдмeтe этнолингвистики и ee pоли в изучeнии языкa и этносa // Aрeaльныe исслeдовaния в языкознaнии и этногpaфии. Язык и этнос. Л.: Нaукa. С. 181-190.

4. Григорьева Т.В. (2015) Аксиологические особенности оппозиции «легкий-тяжелый» в русском языке // Вестник Томского государственного университета. Филология. №2(34)

5. http://journals.tsu.ru/philology/&journal_page=archive&id=1245&article_id=21811&page=&sort=email&sort_napr=desc&hash=d3829ae4c44413bd6c27213e4c49e34f

6. Григорьева Т.В. (2019) Перцептивные оппозиции: методология исследования оценочной деятельности // Вестник Томского государственного университета. Филология. №60.

7. http://journals.tsu.ru/philology/&journal_page=archive&id=1837&article_id=42165

8. Генералова Е.В. (2019) Устойчивые сочетания, связанные с понятийной оппозицией «прямое – кривое», в истории русского языка // Сибирский филологический журнал. №4. С.241-252. http://case.asu.ru/files/form_312-34256.pdf

9. Құдайбердіұлы Ш. Адамдық борышың. Bilim-All. https://bilim-all.kz/olen/1401-Adamdyq-boryshyn

10. Момышұлы Б. Қанмен жазылған кітап. https://kitap.kz/book/425/read#epubcfi(/6/2[id1]!/4/2/2/1:0)

11. Ахметова З. (2017) Бабалар аманаты. Алматы. - 280 б.

12. Мақатаев М. Халыққа хат. Bilim-All. https://bilim-all.kz/olen/1121-Halyqqa-hat

13. Ахметова З. (1984) Шуақты күндер. Алматы: Жалын, 1984. - 176 б.

14. Құнанбайұлы А. Жігіттер, ойын арзан, күлкі қымбат. Bilim-All. https://bilim-all.kz/olen/492

15. Қайдар Ә. (2009) Қазақтар ана тілі әлемінде: этнолингвистикалық сөздік. Алматы: Дайк-Пресс. 1-том. - 784 б.

16. Фиельструп Ф.А. (2002) Из обрядовой жизни киргизов начала ХХ века. М.: Наука. - 300 с.

17. Жүнісов А. (1992) Бабалар дәстүрі : қазақтың байырғы тұрмыс-салт ғұрыптары. Алматы: Жазушы. – 78 б.

18. Бекмаханов Е. (1994) Қазақстан ХІХ ғасырдың 20-40 жылдарында: Оқу құралы. Алматы: Санат. - 416 б.

19. Қазақтың этнографиялық категориялар, ұғымдар мен атауларының категориялық жүйесі (2011) Энциклопедия.. 1-том. Алматы: DPS. – 738 б.

20. Қазақ тілінің түсіндірме сөздігі (1982) 6-том. Алматы, «Ғылым» баспасы - 624 б.

21. Әл-Фараби философиясы (2005) Жиырма томдық /Құрастырушылар Ә.Нысанбаев, Ғ.Құрманғалиева. Астана: «Аударма». 2-т. – 480 б.

22. Ганди М.К. (1969) Моя жизнь. М.: Гл. ред. Восточ. литературы изд-ва "Наука". Пер: с англ. А.М.Вязьминой, О.В.Мартышина, Е.Г.Панфилова, под ред. проф. Р.А.Ульяновского.

23. Қайдар Ә. (1998) Қазақ тілінің өзекті мәселелері. Алматы: Ана тілі. - 304 б.


Для цитирования:


Дунгeнбай Э.Н., Отаpбeкова Ж.К., Каймаз З. КОНЦЕПТ АМАНАТ И КИЯНАТ В РОЛИ ОППОЗИЦИОННОЙ ПАРЫ. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2021;(2):147-157. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-86-2-147-157

For citation:


Dungenbay E.N., Otarbekova Zh.K., Kaymaz Z. THE CONCEPTS OF AMANAT AND KIYANAT AS OPPOSITION. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2021;(2):147-157. (In Russ.) https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-86-2-147-157

Просмотров: 22


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)