Preview

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Расширенный поиск

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ

https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-87-3-6-16

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается важность и актуальность управления процессом профессионального становления молодых учителей в стране. Процесс адаптации педагога к профессии и становления специалиста характеризуется как один из важнейших этапов. Цель проведенного исследования состояла в том, чтобы через управление важным моментом в жизни начинающего учителя создать у него мотивацию оставаться в стенах школы, повышать свое профессиональное мастерство. В соответствии с темой исследования проведен анализ научной литературы. С целью выявления трудностей, с которыми сталкивается выпускник педагогического заведения при трудоустройстве в школе, было проведено анкетирование и выяснено, какие мотивы могут послужить причиной его дальнейшего развития в образовательной организации как педагога. Исходя из собранных данных, были предложены методы и приемы управления процессом профессионального становления молодых учителей на основе кадрового менеджмента. Показаны конкретные пути пополнения кадров школ молодыми специалистами, специфические особенности и пути подготовки квалифицированных, образованных специалистов-учителей. Определены конкретные методы и способы укрепления их профессионального мастерства и опыта. Предлагаются методы воспитания молодых специалистов как профессионально закаленных, настоящих учителей, способных к управлению.

Об авторах

Д. Б. Жуламанова
Казахский национальный педагогический университет им. Абая
Казахстан

 магистр педагогических наук 

г. Алматы



А. К. Жуламанов
Казахский национальный педагогический университет им. Абая
Казахстан

магистр делового администрирования (MBA) 

г. Алматы



Список литературы

1. Қазақстан Республикасында білім беруді және ғылымды дамытудың 2020 – 2025 жылдарға арналған мемлекеттік бағдарламасы (2019). Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2019 жылғы 27 желтоқсандағы № 988 қаулысы. URL: http://adilet.zan.kz/kaz/docs/P1900000988

2. «Педагог мәртебесі туралы» Қазақстан Республикасы Заңы (2019). Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2019 жыл 31 желтоқсан № 645 қаулысы. [Law of the Republic of Kazakhstan" on the status of a teacher " (2019). Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated December 31, 2019 No. 645] URL: http://adilet.zan.kz/kaz/docs/P1900000645

3. Дусенгулова, Р. (2020). Г-н Токаев заявил о нехватке достойных учителей. URL: https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/tokaev-zayavil-o-nehvatke-dostoynyih-uchiteley 389580/

4. Қаһарман, З. (2020). Елордада мұғалімдер жетіспейді. URL: https://www.inform.kz/kz/elordadamugalimder-zhetispeydi_a3613703

5. Касабекова, Г.Н. (1992). Становление молодого учителя в условиях педагогического процесса общеобразовательной школы. Алма-Ата: КазГПУ им. Абая. – 107 с.

6. Керимбаева, М.С. (1992). Преемственность между педвузами и институтами усовершенствования учителей в работе по профессиональному становлению молодых учителей: дисс. канд. пед. наук. Алматы . - 190 с.

7. Берикханова, А.Е. (2009). Педагогикалық мамандыққа кіріспе. Кәсіби құзыретті ұстаздарды даярлау негіздері: Оқу құралы. Алматы. –240 б.

8. Hong, J.Y. (2010). Pre-service and beginning teachers`professional identity and its relation to dropping out of the profession. Teaching and Teacher Education.Volume 26, Issue 8, November 2010, p.1530-1543. URL:https://doi.org/10.1016/j.tate.2010.06.003

9. Пралиев, С.Ж. (2001). Профессионально-педагогическая адаптация молодых специалистов в системе вуз – средняя общеобразовательная школа: теория и практика. Алматы: Рауан. – 250 с.

10. Абильдина, С.К., Жекибаева, Б.А., Асетова, Ж.Б. (2019). Педагогикалық мамандыққа кіріспе: Оқулық. Алматы: TechSmith. - 228 б.

11. Жарықбаев, Қ., Саңғылбаев, О. (2011). Психология: Энциклопедиялық сөздік – Алматы: «Қазақ энциклопедиясы». – 624 б.

12. Тринус, О.В. (2017) Професійне становлення молодого вчителя в Україні: виклики сучасності, потреби майбутнього - Edukacja dla przyszłości w świetle wyzwań XXI wieku, 2017 - core.ac.uk URL: https://core.ac.uk/download/pdf/141488096.pdf

13. Подкорытова, Г.И. (2018). Управление процессом профессионального становления молодых педагогов. URL: https://www.pedopyt.ru/categories/19/articles/1371

14. Баймолдаев, Т.М. (2009). Мектеп басқару: даму тарихы, ғылыми және әдіснамалық негіздері, тәжірибесі. Алматы. - 257 б.

15. Поташник, М.М. (2009). Управление профессиональным ростом учителей в современной школе: метод. пособие. М.: Центр педагогического образования. - 448 с.

16. Шамова, Т.И. (1991). Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики/ Под ред. Т.И.Шамовой. М.: Педагогика. – 192 с.

17. Zhulamanova, D. (2020). Importance of managing the professional development of young teachers. Challenges of Science. Issue III. P. 115-117. https://doi.org/10.31643/2020.016

18. Alexander, С., Wyatt-Smith, С., Du Plessis, А. (2020). The role of motivations andperceptions on the retention of inservice teachers. Teaching and Teacher Education. Volume 96, November 2020, 103186. URL: https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103186

19. Об утверждении Правил организации наставничества и требований к педагогам, осуществляющим наставничество (2020) URL: https://tengrinews.kz/zakon/pravitelstvo-respubliki-kazahstanpremer-ministr-rk/obpazovanie/id-V2000020486/

20. Казахстанские учителя будут получать доплаты за педагогическое мастерство, степень магистра, наставничество — МОН РК (2019) URL: https://primeminister.kz/ru/news/kazahstanskie-uchitelyabudut-poluchat-doplaty-za-pedagogicheskoe-masterstvo-stepen-magistra-nastavnichestvo-mon-rk

21. Кови C. (2018) Жасампаз адамдардың жеті дағдысы. Franklin Covey Company 1994, 2004-Алматы: Ұлттық аударма бюросы. – 352 б.

22. Graham, L., White, S., Cologon, K. , Pianta, R. (2020). Do teachers’ years of experience make a difference in the quality of teaching? Teaching and Teacher Education. Volume 96, November 2020, 103190 URL: https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103190

23. Яруллина, Е.В. (2020). Коучинг как форма профессионального развития и поддержки молодого педагога. URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2020/08/13/kouching-kak-formaprofessionalnogo-razvitiya-i-podderzhki-molodogo

24. Бакиева, Ф.Р. (2015). Кейс-метод как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов. Молодой ученый. №12(92).С. 707-710. URL: https://moluch.ru/archive/92/20362/

25. Степанова, Т.В. (2014). Сетевые сообщества учителей как инструмент методической поддержки в работе учителя. URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-ipedagogika/library/2018/01/11/setevye-soobshchestva-uchiteley-kak-instrument


Для цитирования:


Жуламанова Д.Б., Жуламанов А.К. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2021;(3):6-16. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-87-3-6-16

For citation:


Zhulamanova D.B., Zhulamanov A.K. MANAGING THE PROCESS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF YOUNG TEACHERS. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2021;(3):6-16. (In Russ.) https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-87-3-6-16

Просмотров: 90


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)