УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ
Аннотация
В статье рассматривается важность и актуальность управления процессом профессионального становления молодых учителей в стране. Процесс адаптации педагога к профессии и становления специалиста характеризуется как один из важнейших этапов. Цель проведенного исследования состояла в том, чтобы через управление важным моментом в жизни начинающего учителя создать у него мотивацию оставаться в стенах школы, повышать свое профессиональное мастерство. В соответствии с темой исследования проведен анализ научной литературы. С целью выявления трудностей, с которыми сталкивается выпускник педагогического заведения при трудоустройстве в школе, было проведено анкетирование и выяснено, какие мотивы могут послужить причиной его дальнейшего развития в образовательной организации как педагога. Исходя из собранных данных, были предложены методы и приемы управления процессом профессионального становления молодых учителей на основе кадрового менеджмента. Показаны конкретные пути пополнения кадров школ молодыми специалистами, специфические особенности и пути подготовки квалифицированных, образованных специалистов-учителей. Определены конкретные методы и способы укрепления их профессионального мастерства и опыта. Предлагаются методы воспитания молодых специалистов как профессионально закаленных, настоящих учителей, способных к управлению.
Об авторах
Д. Б. ЖуламановаКазахстан
магистр педагогических наук
г. Алматы
А. К. Жуламанов
Казахстан
магистр делового администрирования (MBA)
г. Алматы
Список литературы
1. Қазақстан Республикасында білім беруді және ғылымды дамытудың 2020 – 2025 жылдарға арналған мемлекеттік бағдарламасы (2019). Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2019 жылғы 27 желтоқсандағы № 988 қаулысы. URL: http://adilet.zan.kz/kaz/docs/P1900000988
2. «Педагог мәртебесі туралы» Қазақстан Республикасы Заңы (2019). Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2019 жыл 31 желтоқсан № 645 қаулысы. [Law of the Republic of Kazakhstan" on the status of a teacher " (2019). Resolution of the Government of the Republic of Kazakhstan dated December 31, 2019 No. 645] URL: http://adilet.zan.kz/kaz/docs/P1900000645
3. Дусенгулова, Р. (2020). Г-н Токаев заявил о нехватке достойных учителей. URL: https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/tokaev-zayavil-o-nehvatke-dostoynyih-uchiteley 389580/
4. Қаһарман, З. (2020). Елордада мұғалімдер жетіспейді. URL: https://www.inform.kz/kz/elordadamugalimder-zhetispeydi_a3613703
5. Касабекова, Г.Н. (1992). Становление молодого учителя в условиях педагогического процесса общеобразовательной школы. Алма-Ата: КазГПУ им. Абая. – 107 с.
6. Керимбаева, М.С. (1992). Преемственность между педвузами и институтами усовершенствования учителей в работе по профессиональному становлению молодых учителей: дисс. канд. пед. наук. Алматы . - 190 с.
7. Берикханова, А.Е. (2009). Педагогикалық мамандыққа кіріспе. Кәсіби құзыретті ұстаздарды даярлау негіздері: Оқу құралы. Алматы. –240 б.
8. Hong, J.Y. (2010). Pre-service and beginning teachers`professional identity and its relation to dropping out of the profession. Teaching and Teacher Education.Volume 26, Issue 8, November 2010, p.1530-1543. URL:https://doi.org/10.1016/j.tate.2010.06.003
9. Пралиев, С.Ж. (2001). Профессионально-педагогическая адаптация молодых специалистов в системе вуз – средняя общеобразовательная школа: теория и практика. Алматы: Рауан. – 250 с.
10. Абильдина, С.К., Жекибаева, Б.А., Асетова, Ж.Б. (2019). Педагогикалық мамандыққа кіріспе: Оқулық. Алматы: TechSmith. - 228 б.
11. Жарықбаев, Қ., Саңғылбаев, О. (2011). Психология: Энциклопедиялық сөздік – Алматы: «Қазақ энциклопедиясы». – 624 б.
12. Тринус, О.В. (2017) Професійне становлення молодого вчителя в Україні: виклики сучасності, потреби майбутнього - Edukacja dla przyszłości w świetle wyzwań XXI wieku, 2017 - core.ac.uk URL: https://core.ac.uk/download/pdf/141488096.pdf
13. Подкорытова, Г.И. (2018). Управление процессом профессионального становления молодых педагогов. URL: https://www.pedopyt.ru/categories/19/articles/1371
14. Баймолдаев, Т.М. (2009). Мектеп басқару: даму тарихы, ғылыми және әдіснамалық негіздері, тәжірибесі. Алматы. - 257 б.
15. Поташник, М.М. (2009). Управление профессиональным ростом учителей в современной школе: метод. пособие. М.: Центр педагогического образования. - 448 с.
16. Шамова, Т.И. (1991). Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики/ Под ред. Т.И.Шамовой. М.: Педагогика. – 192 с.
17. Zhulamanova, D. (2020). Importance of managing the professional development of young teachers. Challenges of Science. Issue III. P. 115-117. https://doi.org/10.31643/2020.016
18. Alexander, С., Wyatt-Smith, С., Du Plessis, А. (2020). The role of motivations andperceptions on the retention of inservice teachers. Teaching and Teacher Education. Volume 96, November 2020, 103186. URL: https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103186
19. Об утверждении Правил организации наставничества и требований к педагогам, осуществляющим наставничество (2020) URL: https://tengrinews.kz/zakon/pravitelstvo-respubliki-kazahstanpremer-ministr-rk/obpazovanie/id-V2000020486/
20. Казахстанские учителя будут получать доплаты за педагогическое мастерство, степень магистра, наставничество — МОН РК (2019) URL: https://primeminister.kz/ru/news/kazahstanskie-uchitelyabudut-poluchat-doplaty-za-pedagogicheskoe-masterstvo-stepen-magistra-nastavnichestvo-mon-rk
21. Кови C. (2018) Жасампаз адамдардың жеті дағдысы. Franklin Covey Company 1994, 2004-Алматы: Ұлттық аударма бюросы. – 352 б.
22. Graham, L., White, S., Cologon, K. , Pianta, R. (2020). Do teachers’ years of experience make a difference in the quality of teaching? Teaching and Teacher Education. Volume 96, November 2020, 103190 URL: https://doi.org/10.1016/j.tate.2020.103190
23. Яруллина, Е.В. (2020). Коучинг как форма профессионального развития и поддержки молодого педагога. URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2020/08/13/kouching-kak-formaprofessionalnogo-razvitiya-i-podderzhki-molodogo
24. Бакиева, Ф.Р. (2015). Кейс-метод как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов. Молодой ученый. №12(92).С. 707-710. URL: https://moluch.ru/archive/92/20362/
25. Степанова, Т.В. (2014). Сетевые сообщества учителей как инструмент методической поддержки в работе учителя. URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-ipedagogika/library/2018/01/11/setevye-soobshchestva-uchiteley-kak-instrument
Рецензия
Для цитирования:
Жуламанова Д.Б., Жуламанов А.К. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2021;(3):6-16. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-87-3-6-16
For citation:
Zhulamanova D.B., Zhulamanov A.K. MANAGING THE PROCESS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF YOUNG TEACHERS. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2021;(3):6-16. (In Kazakh) https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-87-3-6-16