Preview

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Расширенный поиск

ОСНОВНЫЕ ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-87-3-17-25

Полный текст:

Аннотация

Говоря об эмпирических подходах к исследованию социально-психологической адаптации студентов с нарушениями зрения (далее СПАНЗ), необходимо исходить из понимания того, что сам процесс адаптации для обучающихся, имеющих указанные ограничения в состоянии здоровья, является базовым процессом социального и психического развития личности. Помимо этого, данный процесс является постоянным в плане активного приспособления студентов с нарушениями зрения к среде, в которую они интегрируются и взаимодействия в ней. В связи с этим актуальность и значимость эмпирических подходов к исследованию СПАНЗ определяется их позицией и степенью сформированности способности быть включенным в жизнедеятельность того микросоциума, в котором они социализируются, и занимать в нем полноправное творческое «членство». В статье выявлены и охарактеризованы основные эмпирические подходы к исследованию СПАНЗ. Выявление видов подходов дано в авторской концепции - интерпретации. В рамках каждого выявленного подхода автор определяет спектр показателей, которые позволяют составить наиболее полную картину социально-психологической адаптированности обучающихся в высших учебных заведениях. Автор приходит к выводу, что сопровождение процесса СПАНЗ на основе выявленных подходов будет эффективно способствовать развитию высокого уровня самоактуализации и социальной активности данной категории обучающихся.

Об авторе

М. Д. Кунгурцева
Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева
Россия

 старший преподаватель

Россия, Кемерово, 650000, ул. Весенняя, 28  



Список литературы

1. Корель, Л.В. (2005). Социология адаптации: вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск: Наука. - 423 с.

2. Алифанова, Л.И., Кораблева, О.В. (2016). К вопросу о специфике образования лиц с нарушениями зрения // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Russian Journal of Education and Psychology. № 3-2 (59). С. 328-338.

3. Орлова, И.Ф. (2018). Альфред Адлер. Неполноценность и компенсация https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2018/08/16/alfred-adler-nepolnotsennost-i-kompensatsiya

4. Юренков, В.Н. (2006). Словарь. Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. https://vocabulary.ru/slovari/osnovnye-ponjatija-psihodiagnostiki-i-eksperimentalnoi-psihologiiclovar-2006.html

5. Семенов, И.Н. (2015). Рефлексивность самонаблюдения и персонология интроспекции: к онтологии и методологии рефлексивной психологии индивидуальности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. №3. С. 22-39.23

6. Чванова, М.С., Дубровина, О.В. (2018) Особенности социализации слабовидящих и незрячих в процессе обучения в Германии, Франции и США // Профессиональное образование в России и за рубежом. № 4 (32). С. 222-231.

7. Байкова, В.Ш. (2019). Особенности обучающихся с нарушениями зрения и пути их преодоления при подготовке к инклюзивному образованию https://infourok.ru/nauchnaya-statya-osobennosti-obuchayuschihsya-snarusheniyami-zreniya-i-puti-ih-preodoleniya-pri-podgotovke-k-inklyuzivnomu-obra-3632601.html

8. Шаров, А.С. (2017) Рефлексивная концепция «Я» и сопряжение миров // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. № 4 (17). С. 39-41.

9. Божович, Л.И., Славина, Л.С. (1979). Психическое развитие школьника и его воспитание.

10. Москва: Знание. - 96 с.

11. Литвак, А.Г. (1998) Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие. Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ. - 271 с.

12. Банзявичене, Р. (1990). Эмоционально значимые события в жизни слепых и зрячих // Психологическое изучение слепых и слабовидящих детей и методика работы с ними. Ленинград. С. 63-73.

13. Jarry, А., Chapdelaine, C., Kurniawan, S., Wittich, W. (2017). Blind Adults' Perspectives on Technical Problems and Solutions When Using Technology. Journal of Blindness Innovation and Research. 7(1).

14. Cicerchia, М. (2019). Visual impairment in the classroom. Read and Spell Blog. https://www.readandspell.com/visual-impairment-in-the-classroom

15. Courtney E. Ackerman (2020). What is Attachment Theory? Bowlby’s 4 Stages https://positivepsychology.com/attachment-theory/

16. Dimitrova–Radojichikj, D. (2015). Students with visual impairments: Braille reading rate // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education, 3(1), pp.1-5.


Для цитирования:


Кунгурцева М.Д. ОСНОВНЫЕ ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2021;(3):17-25. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-87-3-17-25

For citation:


Kungurtseva M.D. BASIC EMPIRICAL APPROACHES TO STUDYING SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS WITH VISUAL IMPAIRMENT. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2021;(3):17-25. (In Russ.) https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-87-3-17-25

Просмотров: 68


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)