Preview

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Расширенный поиск

ФЕНОМЕН КУКЛЫ В ИГРОВОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ АСПЕКТАХ

https://doi.org/10.52512/2306-5079-2022-90-2-56-67

Аннотация

Традиционная кукла – куыршақ, балансируя между обрядовой и игровой практикой всегда была прерогативой института женской субкультуры. Начиная, с малолетства трансформируясь она сопровождала свою хозяйку в непосредственной и опосредованной форме вплоть до самой старости. Было бы ошибочным считать сугубо детским объектом эту миниатюрную, многоликую и многогранную модель человека. В простой игрушке таится великая загадка: она является частью общечеловеческой культуры, одновременно сохраняя в своем образе черты создающего его народа. У большинства народов мира в традиционную куклу вкладывается глубокий социальный смысл, составляющий главную ценность народной игрушки. Безусловно, что ценности мира родителей должны быть естественной частью мира детей. Этнопедагогике следует продолжить поиск способов приобщения к этнической культуре, историческим традициям жизни, быта этноса, начатый в последние годы усилиями учёных-этнографов, лингвистов, психологов, педагогов. В данном случае на примере игры с куыршақ.

Об авторах

Ж. Н. Шайгозова
Казахский национальный педагогический университет имени Абая
Казахстан

Шайгозова Жанерке Наурызбаевна, ассоциированный профессор кафедры художественного образования, кандидат педагогических наук

050002, г. Алматы, пр. Достык, д. 13



Р. М. Музафаров
Национальный комитет по охране нематериального культурного наследия Республики Казахстан
Казахстан

Музафаров Рустам Рахимович – заместитель председателя

г. Алматы 



Список литературы

1. Салаева А.К. (2016) Театр кукол как пространственно-временной вид искусства//Интерактивная наука. - №1. - С. 19–22.

2. Лотман Ю.М. (1992) Куклы в системе культуры. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3-хтомах. - Таллинн: Александра, Т. 1. - С. 377-380.

3. Шиповская Л.П., Шелаева М.И. (2013) Театр кукол - разновидность анимационного и пространственновременного искусства// Сервис plus. - №1. – С. 27–38.

4. Мишина М.А. (2009) Кукла как предмет культуры: к постановке проблемы//Вестник СПбГУ. Язык и литература. - №4. - С. 109–115.

5. Погодина С.И. (2012) Сад расходящихся кукол: ритуальные практики современной культуры Латвии// Лабиринт. - № 4. - С. 80–95.

6. Bula D. (2011) Mūsdienu folkloristika. Paradigmas maiņa. - Riga: Zinātne (Folkloristikas bibliotēka). – 318 p.

7. Морозов И.А. (2011) Феномен куклы в традиционной и современной культуре (Кросс-культурное исследование идеологии антропоморфизма). - М.: «Индрик». - 352 с.

8. Немзорова И.Д. (2011) Педагогическая ценность русской народной обрядовой игрушки//Муниципальное образование. - № 4. - С. 46–49.

9. Voldina T. V. (2018) Game as an element of traditional culture of the Ob Ugrians (outdoor games with pebbles and sticks: comparative analysis)//Vestnik ugrovedenia = Bulletin of Ugric Studies. 8(3): 503–524.

10. Weisgram, E. S., & Dinella, L. M. (Eds.). (2018) Gender Typing of Children’s Toys: How Early Play Experiences Impact Development. American Psychological Association. http://www.jstor.org/stable/j.ctv18phh3d

11. Luchoro-Parrilla Rafael, Lavega-Burgués Pere, Damian-Silva Sabrine, Prat Queralt, Sáez de Ocáriz Unai, OrmoRibes Enric, Pic Miguel (2021) Traditional Games as Cultural Heritage: The Case of Canary Islands (Spain) From an Ethnomotor Perspective. Frontiers in Psychology.https://www.frontiersin.org/article/10.3389/fpsyg.2021.586238. DOI=10.3389/fpsyg.2021.586238

12. Öznur Şevket and Sadrazam Ejdan (2019) The place of Cyprus traditional child games in contemporary education//SHS Web of Conferences 66, ERPA 2019 https://doi.org/10.1051/shsconf/20196601026

13. Потанин Г.Н. (1883) Очерки Северо-западной Монголии. Вып. 3-4. Материалы этнографические. - Санкт-Петербург: тип. В. Киршбаума. - 1026 с.

14. Карутц Р. (1903) Среди киргизов и туркмен на Мангышлаке. – Санкт-Петербург: Издание А.Ф. Девриена. - 267 с.

15. Стасевич И.В. (2007) Игровое воспитание и обучение детей в традиционной культуре казахов//Лавровский сборник. Материалы Среднеазиатско-Кавказских исследований 2006-2007 гг. – СанктПетербург. - С. 166-171.

16. Стасевич И.В. (2008) Девочка, девушка, женщина в традиционном обществе казахов. Специфика воспитания и место в социальной структуре//Рахмат-наме: Сборник статей к 70-летию Р. Р. Рахимова. – С. 318 – 337.

17. Нурпеис М.Е. (2012) Художественная кукла Казахстана: традиции и современное состояние: дисс…магистра искусствоведения: 6D041700 – Декоративное искусство/Казахская национальная академия им. Т. Жургенова. – Алматы. – 183 с.

18. Сейдембек А. (2011) Мир казахов. Этнокультурологическое осмысление. – Астана: Фолиант. – 560 с.

19. Тохтабаева Ш.Ж. (2017) Этикетные нормы казахов. Часть 2. Семья и социум. – 170 с.

20. Черняков С.С. (1960) Восточный Казахстан в эпоху бронзы. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР. – 285 с.

21. Грязнов М.П. (1962) Антропоморфная фигурка бронзового века с реки Оби//Сообщения Государственного Эрмитажа. Выпуск ХХII. – С. 26-27

22. Шиповская Л.П., Шелаева М.И. (2012) Кукла как неотъемлемая часть эстетической культуры, человеческих традиций и человеческого опыта//Сервис plus. – №4. – С. 27–33.

23. Черная А.В. (2014) Игры девочек с куклами и кукольными домиками в разных культурах//Развитие личности. - № 3. - С. 121–142.

24. Хомич Л. В. (1988) Обычаи и обряды, связанные с детьми, у ненцев//Традиционное воспитание детей у народов Сибири. - Л.: Наука. - С. 3-85.

25. Дьяченко В.И. (1988) Воспитание детей у якутов//Традиционное воспитание детей у народов Сибири. - Л.: Наука. - С. 198-215.

26. Кустова Ю.Г. (2000) Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. – 160 с.

27. Панкова Т.В. (2002) Психолого-педагогические основы сравнительной педагогики. - Бишкек, 2002. – 156 с.

28. Нарбашева М.А. (1993) Психологический анализ развивающих функций народных игр (на материале игр дошкольников в камешки): автореф. дис. ... канд. пси- хол. наук. - М. – 26 с.

29. Брунер Дж. (1977) За пределами непосредственной информации /Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1977. – 413 с.

30. Кравченко О. А. (2007) Этносоциопедагогика казымских хантов. - СПб.: ООО «Мирал». -160 с.

31. Рыбьянов М. (2002) Беседа с Р.П. Ловелле. Виртуальное убийство провоцирует реальное//Известия. – 26 июля.

32. Ключевский В.О.: воспоминания и исследования (2007)/ отв. ред. А.В. Малинов. СПб.: Изд-во Политехнического университета. – 265 с.


Рецензия

Для цитирования:


Шайгозова Ж.Н., Музафаров Р.М. ФЕНОМЕН КУКЛЫ В ИГРОВОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ АСПЕКТАХ. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2022;(2):56-67. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2022-90-2-56-67

For citation:


Shaigozova Zh., Muzafarov R. THE DOLL PHENOMENON IN GAMING AND EDUCATIONAL ASPECTS. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2022;(2):56-67. (In Kazakh) https://doi.org/10.52512/2306-5079-2022-90-2-56-67

Просмотров: 740


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)