ФЕНОМЕН КУКЛЫ В ИГРОВОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ АСПЕКТАХ
Аннотация
Традиционная кукла – куыршақ, балансируя между обрядовой и игровой практикой всегда была прерогативой института женской субкультуры. Начиная, с малолетства трансформируясь она сопровождала свою хозяйку в непосредственной и опосредованной форме вплоть до самой старости. Было бы ошибочным считать сугубо детским объектом эту миниатюрную, многоликую и многогранную модель человека. В простой игрушке таится великая загадка: она является частью общечеловеческой культуры, одновременно сохраняя в своем образе черты создающего его народа. У большинства народов мира в традиционную куклу вкладывается глубокий социальный смысл, составляющий главную ценность народной игрушки. Безусловно, что ценности мира родителей должны быть естественной частью мира детей. Этнопедагогике следует продолжить поиск способов приобщения к этнической культуре, историческим традициям жизни, быта этноса, начатый в последние годы усилиями учёных-этнографов, лингвистов, психологов, педагогов. В данном случае на примере игры с куыршақ.
Об авторах
Ж. Н. ШайгозоваКазахстан
Шайгозова Жанерке Наурызбаевна, ассоциированный профессор кафедры художественного образования, кандидат педагогических наук
050002, г. Алматы, пр. Достык, д. 13
Р. М. Музафаров
Казахстан
Музафаров Рустам Рахимович – заместитель председателя
г. Алматы
Список литературы
1. Салаева А.К. (2016) Театр кукол как пространственно-временной вид искусства//Интерактивная наука. - №1. - С. 19–22.
2. Лотман Ю.М. (1992) Куклы в системе культуры. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3-хтомах. - Таллинн: Александра, Т. 1. - С. 377-380.
3. Шиповская Л.П., Шелаева М.И. (2013) Театр кукол - разновидность анимационного и пространственновременного искусства// Сервис plus. - №1. – С. 27–38.
4. Мишина М.А. (2009) Кукла как предмет культуры: к постановке проблемы//Вестник СПбГУ. Язык и литература. - №4. - С. 109–115.
5. Погодина С.И. (2012) Сад расходящихся кукол: ритуальные практики современной культуры Латвии// Лабиринт. - № 4. - С. 80–95.
6. Bula D. (2011) Mūsdienu folkloristika. Paradigmas maiņa. - Riga: Zinātne (Folkloristikas bibliotēka). – 318 p.
7. Морозов И.А. (2011) Феномен куклы в традиционной и современной культуре (Кросс-культурное исследование идеологии антропоморфизма). - М.: «Индрик». - 352 с.
8. Немзорова И.Д. (2011) Педагогическая ценность русской народной обрядовой игрушки//Муниципальное образование. - № 4. - С. 46–49.
9. Voldina T. V. (2018) Game as an element of traditional culture of the Ob Ugrians (outdoor games with pebbles and sticks: comparative analysis)//Vestnik ugrovedenia = Bulletin of Ugric Studies. 8(3): 503–524.
10. Weisgram, E. S., & Dinella, L. M. (Eds.). (2018) Gender Typing of Children’s Toys: How Early Play Experiences Impact Development. American Psychological Association. http://www.jstor.org/stable/j.ctv18phh3d
11. Luchoro-Parrilla Rafael, Lavega-Burgués Pere, Damian-Silva Sabrine, Prat Queralt, Sáez de Ocáriz Unai, OrmoRibes Enric, Pic Miguel (2021) Traditional Games as Cultural Heritage: The Case of Canary Islands (Spain) From an Ethnomotor Perspective. Frontiers in Psychology.https://www.frontiersin.org/article/10.3389/fpsyg.2021.586238. DOI=10.3389/fpsyg.2021.586238
12. Öznur Şevket and Sadrazam Ejdan (2019) The place of Cyprus traditional child games in contemporary education//SHS Web of Conferences 66, ERPA 2019 https://doi.org/10.1051/shsconf/20196601026
13. Потанин Г.Н. (1883) Очерки Северо-западной Монголии. Вып. 3-4. Материалы этнографические. - Санкт-Петербург: тип. В. Киршбаума. - 1026 с.
14. Карутц Р. (1903) Среди киргизов и туркмен на Мангышлаке. – Санкт-Петербург: Издание А.Ф. Девриена. - 267 с.
15. Стасевич И.В. (2007) Игровое воспитание и обучение детей в традиционной культуре казахов//Лавровский сборник. Материалы Среднеазиатско-Кавказских исследований 2006-2007 гг. – СанктПетербург. - С. 166-171.
16. Стасевич И.В. (2008) Девочка, девушка, женщина в традиционном обществе казахов. Специфика воспитания и место в социальной структуре//Рахмат-наме: Сборник статей к 70-летию Р. Р. Рахимова. – С. 318 – 337.
17. Нурпеис М.Е. (2012) Художественная кукла Казахстана: традиции и современное состояние: дисс…магистра искусствоведения: 6D041700 – Декоративное искусство/Казахская национальная академия им. Т. Жургенова. – Алматы. – 183 с.
18. Сейдембек А. (2011) Мир казахов. Этнокультурологическое осмысление. – Астана: Фолиант. – 560 с.
19. Тохтабаева Ш.Ж. (2017) Этикетные нормы казахов. Часть 2. Семья и социум. – 170 с.
20. Черняков С.С. (1960) Восточный Казахстан в эпоху бронзы. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР. – 285 с.
21. Грязнов М.П. (1962) Антропоморфная фигурка бронзового века с реки Оби//Сообщения Государственного Эрмитажа. Выпуск ХХII. – С. 26-27
22. Шиповская Л.П., Шелаева М.И. (2012) Кукла как неотъемлемая часть эстетической культуры, человеческих традиций и человеческого опыта//Сервис plus. – №4. – С. 27–33.
23. Черная А.В. (2014) Игры девочек с куклами и кукольными домиками в разных культурах//Развитие личности. - № 3. - С. 121–142.
24. Хомич Л. В. (1988) Обычаи и обряды, связанные с детьми, у ненцев//Традиционное воспитание детей у народов Сибири. - Л.: Наука. - С. 3-85.
25. Дьяченко В.И. (1988) Воспитание детей у якутов//Традиционное воспитание детей у народов Сибири. - Л.: Наука. - С. 198-215.
26. Кустова Ю.Г. (2000) Ребенок и детство в традиционной культуре хакасов. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. – 160 с.
27. Панкова Т.В. (2002) Психолого-педагогические основы сравнительной педагогики. - Бишкек, 2002. – 156 с.
28. Нарбашева М.А. (1993) Психологический анализ развивающих функций народных игр (на материале игр дошкольников в камешки): автореф. дис. ... канд. пси- хол. наук. - М. – 26 с.
29. Брунер Дж. (1977) За пределами непосредственной информации /Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1977. – 413 с.
30. Кравченко О. А. (2007) Этносоциопедагогика казымских хантов. - СПб.: ООО «Мирал». -160 с.
31. Рыбьянов М. (2002) Беседа с Р.П. Ловелле. Виртуальное убийство провоцирует реальное//Известия. – 26 июля.
32. Ключевский В.О.: воспоминания и исследования (2007)/ отв. ред. А.В. Малинов. СПб.: Изд-во Политехнического университета. – 265 с.
Рецензия
Для цитирования:
Шайгозова Ж.Н., Музафаров Р.М. ФЕНОМЕН КУКЛЫ В ИГРОВОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ АСПЕКТАХ. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2022;(2):56-67. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2022-90-2-56-67
For citation:
Shaigozova Z., Muzafarov R. THE DOLL PHENOMENON IN GAMING AND EDUCATIONAL ASPECTS. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2022;(2):56-67. (In Kazakh) https://doi.org/10.52512/2306-5079-2022-90-2-56-67