Preview

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Расширенный поиск

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫДЕЛЕННОГО КУРСА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ

https://doi.org/10.52512/2306-5079-2022-90-2-68-76

Полный текст:

Аннотация

Способность мыслить критически, рефлексивно необходима не только для процесса учебы, на рынке труда работодателями также ценятся специалисты, умеющие аргументированно принимать решения, адаптирующиеся, обдумывающие и анализирующие собственные и действия окружающих. Множество методик декларируют развитие критического мышления у студентов высших учебных заведений, но, к сожалению, не оценивают фактический прогресс с помощью верифицированных методов оценивания уровня критического мышления. Статья предлагает результаты исследования эффективности выделенного курса, нацеленного на развитие критического мышления среди будущих учителей химии. Выделенный курс спецсеминаров, направленных на развитие критического мышления, проводился полностью в онлайн-формате в первые месяцы пандемии COVID- 19, и может рассматриваться как онлайн-курс с использованием ограниченных методов, но от этого не менее эффективный. Эффективность курса спецсеминаров проверялась путем адаптации избранных вопросов из опросника Уотсона-Глейзера до и после курса для контрольной и экспериментальной групп. Затем, путем сравнения относительных величин были установлено, что по основным пяти целевым показателям (оценка утверждения, интерпретация, признание допущений, дедукция и умение строить выводы) экспериментальная группа показала прирост по сравнению с контрольной группой. Доказано, что студенты, с которые прошли курс, в абсолютной величине показали улучшение во всех измеряемых параметрах на 34% по сравнению с контрольной группой.

Об авторе

М. О. Кабышева
Казахский Национальный Педагогический Университет им. Абая
Казахстан

Кабышева Мария Олеговна - докторант 2 года обучения

050002, г. Алматы, пр. Достык, 13 



Список литературы

1. Wolman, D. (2012) The split brain: A tale of two halves. Nature 483, 260–263. https://doi.org/10.1038/483260a

2. Álvarez-Huerta, P. et al (2022). Disposition Toward Critical Thinking and Creative Confidence Beliefs in Higher Education Students: The Mediating Role of Openness to Diversity and Challenge. Thinking Skills and Creativity. Volume 43, https://doi.org/10.1016/j.tsc.2022.101003

3. Trilling, B., Fadel, C. (2009). 21st Century Skills: Learning for Life in Our Times. San Francisco, CA John Wiley & Sons. 256 p.

4. Partnership for 21st Century Learning. Framework for 21st Century Learning. Definition 2019. URL: http://static.battelleforkids.org/documents/p21/P21_Framework_DefinitionsBFK.pdf (accessed: 22.06.2022).

5. Reading and Writing for Critical Thinking (RWCT), Kazakhstan. URL: https://uil.unesco.org/casestudy/effective-practices-database-litbase-0/reading-and-writing-critical-thinking-rwct (accessed: 21.06.2022).

6. Mould, H. L. (2002). Developing Responsible Citizens for the Future: Social Critical Literacy. Thinking Classroom. A Journal of Reading, Writing and Critical Reflection. 3(3).

7. Wile, J.M. (2000). A Literacy Lesson in Democracy Education. The Social Studies. Informa UK Limited. 91(4). P. 170–177.

8. Коржумбаева, А., Бекахметов, Г. (2008). Основы критического мышления. Астана. [Korzhumbaeva, A., Bekakhmetov, G. (2008). Fundamentals of critical thinking. Astana]. [in Russ.]

9. Ennis, R.H. (1964). A Definition of Critical Thinking. The Reading Teacher, 17(8), 599–612. http://www.jstor.org/stable/20197828

10. Swartz, R.J., Perkins, D.N. (2016). Teaching thinking: Issues and approaches. New York, USA: Routledge. 265 p.

11. Nadeak, B., Naibaho, L. (2020). The Effectiveness of Problem-Based Learning on Students’ Critical Thinking. Jurnal Dinamika Pendidikan. 13(1), 1–7. https://doi.org/10.51212/jdp.v13i1.1393

12. Dekker, T.J. (2020). Teaching Critical Thinking Through Engagement with Multiplicity. Thinking Skills and Creativity. Vol. 37. 100701

13. Developing Critical Thinking Skills of Students in the Media Environment. Media Education (Mediaobrazovanie). 2021. Vol. 17, № 1.

14. Lam, K.-F.T. et al. (2019). Developing Critical Thinking in a STEAM classroom. CISETC 2019: International Congress on Education and Technology in Sciences. Vol. 2555. P. 82–90.

15. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Бакалавриат 5В011200 - ХИМИЯ. Астана: Министерство образования и науки Республики Казахстан, 2010. [The state compulsory standard of education of the Republic of Kazakhstan. Bachelor's degree 5B011200 - CHEMISTRY. Astana: Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan, 2010]. [in Russ.]

16. Smith, T.E., Rama, P.S., Helms, J.R. (2018). Teaching Critical Thinking in a GE Class: A flipped model. Thinking Skills and Creativity. Vol. 28.

17. Tari D.K., Rosana, D. (2019). Contextual Teaching and Learning to Develop Critical Thinking and Practical Skills. Journal of Physics: Conference Series. Vol. 1233. doi:10.1088/1742-6596/1233/1/012102

18. Ennis, R.H. (1993). Critical thinking assessment. Theory into Practice. 32(3).


Рецензия

Для цитирования:


Кабышева М.О. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫДЕЛЕННОГО КУРСА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2022;(2):68-76. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2022-90-2-68-76

For citation:


Kabysheva M.O. EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE SELECTED COURSE FOR THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING IN STUDENTS. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2022;(2):68-76. (In Russ.) https://doi.org/10.52512/2306-5079-2022-90-2-68-76

Просмотров: 367


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)