Preview

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СПЕКТАКЛЬ «ПРИКЛЮЧЕНИЕ СНЕЖНОГО БАРСА» ТЕАТРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА ИМ. Н. САЦ

https://doi.org/10.52512/2306-5079-2022-91-3-74-85

Аннотация

В статье рассмотрена возможность формирования экологической культуры подрастающего поколения через театральное искусство, где сказка является основным педагогическим приемом экологического просвещения учащихся. В настоящее время, наряду с традиционными жанрами ТЮЗа (волшебная сказка, социально-бытовая сказка, детский мюзикл и пр.) диапазон детской драматургии расширяется за счет интеграции в ТЮЗовский репертуар современных сценических форм, таких как пластическая драма, экологический театр, детский перформанс и др. Максимальная адаптированность языка перформанса к детскому эмоциональному восприятию (сценическая зрелищность и динамика), использование передовых технологий в театрально-постановочной индустрии и опасность потенциальной экологической катастрофы обосновывают актуальность функционирования экотеатра на предмет изменения детской психологии и осознания приоритетных экологических ценностей. Цель экологических постановок мирового детского театра, в том числе и в Казахстане, заключается в формировании правильного детского экологического мировоззрения, воспитании чувства ответственности перед живой и неживой природой, гражданского долга и национального патриотизма. Исследование проблемы экологического просвещения детей через театральное искусство на примере спектакля «Приключение Снежного барса» Театра для детей и юношества им. Н. Сац позволило выявить решение ряда эко-педагогических задач государства, отмеченных в Послании Президента РК. Полученные в ходе анкетирования результаты исследования диагностируют релевантность нетрадиционного художественного подхода через визуализацию транслируемой проблемы в вопросах экологического просвещения учащихся.

Об авторах

К. А. Золочевская
Казахская национальная академия искусств им. Т. Жургенова
Казахстан

Золочевская Кристина Анатольевна – магистрант 2 года обучения

050000, г. Алматы, у. Панфилова, 127



А. С. Еркебай
Казахская национальная академия искусств им. Т. Жургенова
Казахстан

Еркебай Анар Саимжановна – кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой «История и теория театрального искусства»

050000, г. Алматы, у. Панфилова, 127



Список литературы

1. Экологический кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года № 212-lll (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.07.2014 г.), статья 181, п.1.

2. Токаев, К. (2020). Послание «Казахстан в новой реальности: время действий» 1 сентября 2020 г., URL: www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavygosudarstva-kasym-zhomarta-tokaevanarodu-kazahstana-1-sentyabrya-2020-g. (Дата доступа 20.05.2022)

3. Концепция экологической безопасности РК на 2004-2015 годы от 3 декабря 2003 года № 1241, URL: www.online.zakon.kz/Document/?doc_id=1045395. (Дата доступа 20.05.2022)

4. Экологический кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.07.2014 г.). URL: www.online.zakon.kz/Document/?doc_id=30085593. (Дата доступа 20.05.2022)

5. Назарбаев, Н.А. (2012). Послание Президента Республики Казахстан – Лидера нации народу Казахстана «Стратегия Казахстана – 2050» – новый политический курс состоявшегося государства // Казахстанская правда. – 15 декабря.

6. Сухомлинский, В.А. (1970). Природа, труд, мировоззрение // Биология в школе. № 5. с. 5-12.

7. Писарева, А. (2016). Личностные ситуации как средство формирования экологической культуры младших школьников // Детство, открытое миру. Екатеринбург, – с. 147-149.

8. Морокина, И. (2016). Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности // Детство, открытое миру. Екатеринбург, – с. 138-140.

9. Айтжанова, А.Б. (2007). Экологическое воспитание младших школьников средствами народной педагогики казахов в процессе учебно-воспитательной деятельности в школе: Дисс. канд. пед.наук. Шымкент, – 173 с.

10. Машарова, Т.В. (1991). Экологическое воспитание младших школьников в процессе изучения предметов биогеографического цикла: Дисс. канд.пед.наук. М., – 187 с.

11. Камахина Р.С., Мавлюдова Л.У., Галимова Н.Р. (2018). Формирование экологической культуры учащихся в процессе обучения биологии // Современные проблемы науки и образования. – № 5; URL: www.science-education.ru/ru/article/view?id=28005. (Дата доступа: 30.06.2022)

12. Рогаленкова, Л.В. (1989). Экологическое воспитание подростков в пионерском лагере: Дисс. канд.пед.наук. М., – 118 с.

13. Экология. (2022) 5-е изд., пер. и доп.: учебник и практикум для СПО/ Редактор-составитель Анатолий Тотай, Study Aids. М. ЮРАЙТ. – 354 с.

14. Выготский, Л.С. (1991). Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, – 96 с.

15. Власова, Г.В. (2019). «Экологический театр как инновационная форма работы по экологическому развитию дошкольников» МБДОУ №7 г. Апатиты. URL: www.doo7.ru/экологический-театр-инновационнаяформа-работы.pdf. (Дата доступа: 23.05.2022)

16. Wilson, C. (2011). Effective approaches to connect children with nature. Department of Conservation, TePapa Atawhai, Wellington, New Zealand. URL: www.doc.govt.nz/globalassets/documents/getting-involved/students-and-teachers/effective-approaches-to-connect-children-with-nature.pdf. (Accessed 27.05.2022)

17. Gurevitz, R. (2000). Affective Approaches to Environmental Education: Going beyond the imagined Worlds of Childhood// Ethics, Place and Environment, vol 3. pp. 253-268.

18. Boeckel, Jan van. (2009) Arts-based Environmental Education and the Ecological crisis: Between opening the senses and coping with psychic numbing// Metamorphoses in children’s literature and culture, Finland: Enostone, pp.145-164.

19. Papavasileiou, V., Nikolaou, E. et al. (2020). The role of art in environmental education IJAEDU// International E-Journal of Advances in Education, Vol. VI, Issue 18, December. pp. 287-295.

20. Middeke, M., Riedelsheimer M. Co-Mutability, Nodes, and the Mesh: Critical Theatre Ecologies – An Introduction // JCDE 2022; 10(1): pp. 2-25.

21. Первый экологический спектакль. URL: www.tengrinews.kz/culture/pervyiy-ekologicheskiy-spektakl417344/. (Дата доступа 11.06.2022)

22. Экоспектакль о снежном барсе покажут в Алматы. 23.02.2021 URL: www.ru.sputnik.kz/20211023/Ekospektakl-o-snezhnom-barse-pokazhut-v-Almaty-18482678.html. (Дата доступа 11.06.2022)

23. Закон РК об охране, воспроизводстве и использовании животного мира от 9 июля 2004 года № 593-ll, статья 13, п. 3.

24. Плешкова, Г.И. (2015). Воспитание экологической культуры учащихся через научно-исследовательскую деятельность: материалы ежегодной научно-практической конференции. Т. 2. с. 509-515.

25. Плавинский А. (1988). Принудительное взросление// Детская литература, № 4, с.45-47.

26. Коханая, О. Е. (2008). Детский и молодежный театр в системе социальных проблем воспитания детей и юношества: монография. М. – 257с.

27. Коханая, О. Е. (2008). Специфика функционирования театров для детей и молодежи в постсоветской России / О. Е. Коханая // Социально-гуманитарные знания. – № 5. – с. 161-170.

28. Сац, Н.И. (1961). Дети приходят в театр. M. Искусство. – 225с.

29. Липман, М. (1995). Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия // Вопросы философии, № 2, с.110-121.

30. Концепция перехода РК к устойчивому развитию на 2007-2024 годы от 14 ноября 2006 г. №216. URL: www.kazpravda.softdeco.net/_pdf/nov06/161106law.pdf. Дата доступа 20.05.2022.

31. Клейн, Л.С. (1987). К вопросу о связи искусства и культуры // Искусство в системе культуры. – Л.: Наука, с. 22-29.


Рецензия

Для цитирования:


Золочевская К.А., Еркебай А.С. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СПЕКТАКЛЬ «ПРИКЛЮЧЕНИЕ СНЕЖНОГО БАРСА» ТЕАТРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА ИМ. Н. САЦ. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2022;(3):74-85. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2022-91-3-74-85

For citation:


Zolochevskaya K.A., Yerkebay A.S. THE FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF CHILDREN THROUGH THE PERFORMANCE "ADVENTURE OF THE SNOW LEOPARD" OF THEATER FOR CHILDREN AND YOUTH NAMED AFTER N. SATS. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2022;(3):74-85. (In Russ.) https://doi.org/10.52512/2306-5079-2022-91-3-74-85

Просмотров: 363


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)