Компетентностный подход как основа системы образования учителей русского языка и литературы
https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-96-4-10-21
Аннотация
В данной статье автор исследует научно-теоретическое обоснование формирования профессиональных компетенций учителей русского языка и литературы. Выделяет ключевые компетенции, которые будут востребованы в ближайшем будущем и которым уже в настоящее время необходимо обучать специалистов системы образования. Особенное внимание уделяется тому, что компетентностный подход в настоящее время приобретает особую значимость в профессиональной подготовке учителей. Внутри компетентностного подхода выделяют два базовых понятия: компетенция и компетентность. В статье приводится подробное исследование данных понятий, предлагаемых различными учеными. В качестве проблемы выделяется составление модели компетенций, которые будут необходимы для высокоэффективной деятельности учителей русского языка и литературы. Модели компетенций разрабатывались значительным числом авторов, но казахстанская практика в данном вопросе указывает, тем не менее, на наличие «белых» пятен в исследуемой теме. В качестве вывода внимание акцентируется на том, что компетенции в сфере образования (как, впрочем, и в любой другой области) представляют собой сферу, через которую происходит осмысление постоянно изменяющейся действительности. При этом организации образования выступают одновременно интеграторами деятельности, как пространства и как субъекты когнитивных построений, определяющих конечный результат работы, выраженный в профессиональных компетенциях учителей русского языка и литературы
Ключевые слова
Об авторе
И. А. БыковаКазахстан
Быкова Ирина Александровна - магистрант 2 курса образовательной программы «Русский язык и литература», кафедра русского языка и литературы, Институт филологии
г. Алматы
ул. Гоголя 114
Список литературы
1. Жаркынбекова Ш.К. (2018) Русский язык в условиях образовательных реформ Казахстана функционирование русского языка в Казахстане, образовательные реформы, языковая политика / https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/150208/F_ryalvtm2018_V.1_161_166.pdf?sequence=-1&isAllowed=y (дата обращения 04.12.2023)
2. Назарбаев Н.А. (2012). Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства. Послание народу Казахстана. Астана, 14 декабря 2012 года
3. Клюшин А.А., Первухина И.Ю. (2020). Актуальность формирования управленческих компетенций студентов посредством инновационной образовательной методики // StudNet. №1
4. Biesta, G. Reclaiming a future that has not been: The Faure report, UNESCO’s humanism and the need for emancipation in education. International Review of Education. Advance online publication. 2021. Pp. 655-672. https://doi.org/10.1007/s11159-021-09921-x
5. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2018 — 28 с. - (Современная аналитика образования. 2018. № 2 (19)).
6. Батракова И.С., Тряпицын А.В. (2019). Социальные технологии в компетентностном образовательном процессе современного педагогического вуза // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 31. С.24-33
7. Доклад WorldSkills Russia «Россия 2025: от кадров к талантам». URL: http://d-russia.ru/wpcontent/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26175469.pdf (дата обращения: 18.10.2023).
8. Амандаева М.А. (2023) Развитие профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы // adebiportal.kz (дата обращения: 14.11.2023)
9. Божко Е.М., Ильнер А.О. (2019). Компетентностный подход в России и за рубежом: исторические и теоретические аспекты // Мир науки. Педагогика и психология. №1. https://mir-nauki.com/PDF/38PDMN119.pdf (дата обращения 03.12.2023)
10. Rappleye, J. (2012). Education policy transfer in an era of globalization: Theory--History--Comparison. Comparative Studies Series. Volume23.
11. Хуторской А.В. (2003). Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. № 2. Сс. 58-64.
12. Курманкулова А.К., Киынова Ж.К., Сералиева Н.Ж. (2022). Профессиональное развитие казахстанских сельских учителей русского языка и литературы в условиях цифровизации образования // Перспективы науки и образования. 5 (59). С.641-656 / https://pnojournal.wordpress.com/2022/11/11/kurmankulova/ (дата обращения 16.11.2023)
13. Равен Дж. (1999). Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. М. 14. Глоссарий: основные понятия педагогики высшей школы [Электронный ресурс]. Режим обращения: https://www.twirpx.com/file/287368/
14. Педагогика и психология высшей школы: методика работы с понятийным аппаратом: учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей / Т. А. Бабакова, Т. М. Акинина − Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2023. − 64 с.
15. Ситченко А.Л., Гладышев, В.В. (2019). Методика преподавания литературы: актуальные проблемы теории, истории, практики: монография. Москва: ФЛИНТА. - 273 с.
16. Макарьев И.С. (2021). Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования: терминологический словарь. СПб.: СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж». – 84 с.
17. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф. (2018). Педагогический словарь. М.: Академия. – 343 с.
18. Хуторской А.В. (2021). Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. Эйдос: интернет-журнал. № 4. / URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
19. Смородинова М.В. (2012). Технология формирования предметной компетенции учащихся основного звена общеобразовательной школы // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, ноябрь 2012). СПб. Сс. 93-94.
20. Корчемный П.А. (2022). Психологические аспекты компетентностного и квалификационного подходов в обучении // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: Психологические науки. . № 1. - С. 26-35.
21. Колесникова Л.Г., Васильева И.Л. (2011). Компетентностный подход как отражение общенаучного уровня методологии в теоретико-методической подготовке менеджеров // Проблемы и перспективы развития образования в России. С.200-204
22. Рагозина Г.А., Панская Е.С., Манжосова И.В. (2019). Структура и содержание профессиональной педагогической компетентности учителя русского языка средней общеобразовательной школы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 1 (33). Сс.94-99.
Рецензия
Для цитирования:
Быкова И.А. Компетентностный подход как основа системы образования учителей русского языка и литературы. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2023;(4):10-21. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-96-4-10-21
For citation:
Bykova I.A. Competence-based approach as the basis of the education system for teachers of Russian language and literature. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2023;(4):10-21. (In Russ.) https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-96-4-10-21