Preview

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Расширенный поиск

Диалогический подход в образовательной беседе на тему этничности и идентичности

https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-96-4-22-33

Аннотация

В данной статье представлен взгляд на этничность с точки зрения некоторых важных социологических и социально-антропологических теорий и на основе эмпирических данных. Одна из этих теорий — это теория этничности Фредерика Барта. Повседневное жизненное общение и практики социального взаимодействия являются предметами изучения этнометодологии Гарольда Гарфинкеля, важной темой оно является и в диалогической теории Михаила Бахтина. В моем изучении этничности эти подходы, так как именно в них общению уделяется первостепенная роль, являются центральными и отражаются также и в методе исследования - методе конверсационного анализа. На двух эмпирических примерах из сельской больницы Казахстана показаны речевые жанры, в которых этническая категория становится неотъемлемой частью действия и важным средством общения. К этнической категории собеседники прибегают в этом случае для того, чтобы уточнить личность человека, о котором зашел разговор. В таких моментах социального взаимодействия этничность важна для собеседников не в смысле коллективной групповой идентичности, которая разделяет людей на группы, прикрывая личность человека, но в качестве сведений, необходимых для распознавания и выяснения конкретной личности. Речь идет не о семейных, дружеских или других близких отношениях, в которых этническая разница либо давно забыта, либо вообще не имела значения, но об отношениях, где собеседники не владеют в достаточной мере информацией друг о друге. В этом смысле этнические категории можно в какой-то мере сравнить с именем человека. Автор считает, что использование этнических категорий в повседневном языке говорит о сходстве людей, об их общих речевых практиках, в которых зачастую преобладает стереотипичное знание, об их общей социализации, среде общения, мировоззрении, сложившемся в начале формирования (мультинационального) советского государства

Об авторе

Б. Муратбаева
Университет Мартина Лютера Галле-Виттенберг
Германия

Муратбаева Бахыт -- докторант

г. Галле



Список литературы

1. Бахтин, Михаил. 1996. Собрание сочинений. Москва: Русские словари. [Bakhtin, Mikhail. 1996. Sobranie sochinenij. [Collected works]. Moscow: Russkie slovari] (in Russ.)

2. Barth, Fredrik. 1969. „Introduction.“ In Ethnic Groups and Boundaries. The Social Organisation of Culture Difference, edited by Fredrik Barth, 9-38. Long Grove: Waveland Press.

3. Bergmann, Jörg. 1987. Klatsch. Zur Sozialform der diskreten Indiskretion. Berlin: Walter de Gruyter.

4. Bergmann, Jörg und Meyer, Christian. 2021. “Reflexivity, Indexicality, Accountability. Zur theoretischprogrammatischen Grundlegung der Ethnomethodologie.“ In Ethnomethodologie reloaded. Hg. Jörg R. Bergmann und Christian Meyer, 37-53. Bielefeld: Transkript.

5. Brubaker, Rogers. 2009. „Ethnicity, Race, and Nationalism.“ Annual Review of Sociology 35: 21-42 Валиханов, Чокан. 2010. Собрание сочинений. Алматы: Алатау. [Valikhanov, Chokan. 2010. Collected works. Almaty: Alatau]. (in Russ.)

6. Волошинов, Валентин (М. М. Бахтин). 1993. Марксизм и философия языка. Москва: Лабиринт. [Voloshinov, Valentin (M. M. Bakhtin). 1993. Marksizm i filosofiya yazyka [Marxism and the philosophy of language]. Moscow: Labyrinth] (in Russ.)

7. Enfield, N. J. and Stivers, Tanja. 2007. Person reference in interaction. Linguistic, cultural, and social perspectives. Cambridge: Cambridge University Press.

8. Garfinkel, Harold. 1967. Studies in Ethnomethodology. Engelwood Cliffs: Prentice-Hall.

9. Geertz, Clifford. 1996. “Primordial Ties.” In Ethnicity, edited by John Hutchinson & Anthony D. Smith, 40-45. Oxford: Oxford University Press.

10. Goodenough, Ward. 1965. „Personal Names and Modes of Address in Two Oceanic Societies.“ In Context and Meaning in Cultural Anthropology, edited by Melford E. Spiro, 265-277. New York: The Free Press.

11. Goodwin, Marjorie H. 1990. He-Said-She-Said. Talk as Social Organisation among Black Children. Bloomington: Indiana University Press.

12. Günthner, Susanne. 2000. Vorwurfsaktivitäten in der Alltagsinteraktion. Grammatische, prosodische, rhetorischstilistische und interaktive Verfahren bei der Konstitution kommunikativer Muster und Gattungen. Tübingen: Max Niemeyer Verlag

13. Günthner, Susanne. 2002. „Stimmenvielfalt im Diskurs: Formen der Stilisierung und Ästhetisierung in der Redewiedergabe“ In Gesprächsforschung – Onlinezeitschrift zur verbalen Interaktion (ISSN 1617 - 1837). Ausgabe 3 (2002). Seite 59-80.

14. Haviland, John B.. 1977. Gossip, Reputation, and Knowledge in Zinacantan. Chicago: The University of Chicago Press. Hirsch, Francine. 2005. Empire of Nations. Ethnographic Knowledge and the Making of the Soviet Union. New York: Cornell University Press.

15. Meyer, Christian. 2009. „Ereignisethnographie und methodologischer Situationalismus: Auswege aus der Krise der ethnographischen Repräsentation?“ In Feldforschung. Ethnologische Zugänge zu sozialen Wirklichkeiten, Hg. Berger et al., 401-436. Weißensee Verlag: Berlin.

16. Moerman, Michael. 1968. „Accomplishing Ethnicity.“ In Ethnomethodology. Selected readings, edited by Roy Turner, 54-68. Harmondsworth: Penguin.

17. Sacks, Harvey and Schegloff, Emanuel. (1979) 2007. „Two preferences in the organisation of reference to persons in conversation and their interaction.“ In Person reference in interaction. Linguistic, cultural, and social perspectives, edited by N. J. Enfield and Tanya Stivers, 23-29. Cambridge: Cambridge University Press.

18. Schegloff, Emanuel. 1979. „Identification and Recognition in Telephone Conversation Opennings.“ In Everyday Language. Studies in Ethnomethodology, edited by George Psathas, 23-78. New York: Irvington Publishers.

19. Schegloff, Emanuel. 2007. „Categories in action: person-reference and membership categorisation.“ Discourse Studies 9, no. 4: 433-461.

20. Schlee, Günther. 2006. Wie Feindbilder entstehen. Eine Theorie religiöser und ethnischer Konflikte. München: Verlag C.H. Beck.

21. Schütz, Alfred und Luckmann, Thomas. 2003. Strukturen der Lebenswelt. Konstanz: UVK Verlagsgesellschaft.

22. Sidnell, Jack. 2015. Conversation Analysis. An Introduction. Chichester: Willey Blackwell.

23. Stokoe, Elizabeth. 2012. „Moving forward with membership categorisation analysis: Methods for systematic analysis.“ Discourse Studies 14, no. 3: 277-303.

24. Stokoe, Elizabeth. 2018. ‚Talk‘. The science of conversation. London: Robinson.

25. Weber, Max. 1921/1972. Wirtschaft und Gesellschaft. Tübingen: J.C.B. Mohr (Paul Siebeck).


Рецензия

Для цитирования:


Муратбаева Б. Диалогический подход в образовательной беседе на тему этничности и идентичности. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2023;(4):22-33. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-96-4-22-33

For citation:


Muratbayeva B. A dialogical approach in an educational conversation on the topic of ethnicity and identity. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2023;(4):22-33. (In Russ.) https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-96-4-22-33

Просмотров: 364


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)