Preview

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Расширенный поиск

Психологическое просвещение как форма развития адаптивного поведения мальчиков-подростков с высоким уровнем агрессивности

https://doi.org/10.52512/2306-5079-2024-97-1-10-22

Аннотация

                В статье представлено исследование развития адаптивного поведения мальчиков-подростков с высоким уровнем агрессивности. В первой части предлагается анализ существующих психопросветительских программ на данную тему. Во второй части приводится результаты диагностики агрессивного поведения мальчиков-подростков, представлены основные блоки программы психопросвещения, показавшая эффективность в снижении уровня агрессивности в специфичных для мальчиков-подростков психолого-педагогических условиях: при освоении социально-приемлемых форм агрессивного поведения, коллективной и индивидуальной рефлексии агрессивного поведения и агрессивности; расширении диапазона позитивных мужских образов.

                Для обнаружения различий в проявлениях агрессивности и адаптивности на констатирующем и контрольном этапах эксперимента использовался U-критерий Манна-Уитни.

                Результатом проведенной работы стало повышение уровня адаптивного поведения. Адаптивность поведения данных мальчиков проявляется в стремлении занимать лидерские позиции в классе, в возможности отстоять свое мнение, а также в желании защищать более слабых товарищей перед лицом обидчиков. После проведения программы выявлено снижение в легитимизации различных видов агрессивного поведения в разных сферах общества, что позволяет сделать вывод об эффективности разработанной программы. В заключении обозначены выявившиеся в ходе реализации программы дефициты психологического просвещения и направления дальнейшей работы.

Об авторах

О. И. Ключко
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Россия

Ключко Ольга Ивановна – доктор философских наук, профессор департамента психологии Института педагогики и психологии образования,

129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр., д. 4, корп. 1.



Л. Г. Мастерова
Благотворительный фонд поддержки людей с психическими расстройствами и расстройствами поведения «РАВНОВЕСИЕ»
Россия

Мастерова Лина Геннадьевна – магистр психолого-педагогического образования, педагог-психолог,

195197, г. Санкт-Петербург.

 



Список литературы

1. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. 336 с.

2. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Просвещение, 1999. 202 с.

3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 512 с.

4. Гендерная ментальность российской молодежи: психологический портрет / О.И. Ключко, М.А. Ерофеева, Е.В. Иоффе [и др.] / под ред. О.И. Ключко. СПб.: НИЦ АРТ, 2020. 230 с. DOI 10.51623/9785907260696_20_230.

5. Гилмор Д. Становление мужественности: культурные концепты маскулинности / Д.Д. Гилмор; [пер. с англ. А.А. Казанкова]. М: РОССПЭН, 2005. 259 с.

6. Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психологический журнал. 2007. №1. С. 115 – 124.

7. Клецина, И.С., Иоффе Е.В. Гендерные нормы как социально-психологический феномен. М.: Проспект, 2023. 144 с.

8. Ключко О.И. Концепция гендерной ментальности как методологическое основание гендерного подхода в социально-психологическом исследовании // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 4. C. 13—29.

9. Кон И.С. Мальчик – отец мужчины. М.: Время, 2017. 704 с.

10. Комплексная профилактика агрессивного поведения в образовательной среде : [монография] / Р. А. Андрианова, А. А. Бочавер [и др.]; отв. ред. А. А Бочавер и др. М. : ФГБНУ ИИДСВ РАО, 2022. 364 с.

11. Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2022. 192 с.

12. Майоров А.В. Преступность несовершеннолетних: криминологический анализ ее состояния в российском обществе / А.В. Майоров // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2020. №4. С.67 – 74.

13. Мальчишество как социокультурный феномен: сборник материалов международной научной конференции (17–18 ноября 2016 года) / под ред. Е.Б. Хитрук. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2017. 36 с.

14. Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2008-2021 годы [Электронный ресурс] / Судебный департамент. Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=2074 (дата обращения 12.09.2023).

15. Положий Б.С. Динамическая психиатрия Гюнтера Аммона как интегративная концепция охраны и укрепления психического здоровья // Б.С. Положий // Российский психиатрический журнал. 2018. № 2. С.233.

16. Почебут, Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. Г. Почебут. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2023. 297 с.

17. Психопрофилактика и психологическое просвещение в образовательной среде : учебник / Д.В. Наумова, В.А. Ясвин, Г.Ю. Мартьянова [и др.]. М. : Юрайт, 2021. 414 с.

18. Реан А.А. Профилактика агрессии и асоциальности несовершеннолетних // Национальный психологический журнал. 2018. № 2 (30). С. 3–12.

19. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: основы теории и методика // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2013. №1-2. 78 с.

20. Ando M., Asakura T., Ando S. , Simons-Morton B. A Psychoeducational Program to Prevent Aggressive Behavior Among Japanese Early Adolescents. Health Education & Behavior. 2007. Vol. 34, No. 5, pp. 765-776.

21. Akan Y. Investigation of the Effect of the "Violence Reduction Psychoeducation Program" on Anger, Violence and Aggression Levels of Students / Y. Akan // International Journal of Progressive Education. 2021. № 17. Р.521-533.

22. Carvalho Silva, R., Vezzoli, M., Menesello, V. et al. Everything changes but nothing changes: gender stereotypes in the Italian population. Arch Womens Ment Health (2024). https://doi.org/10.1007/s00737-024-01437-1

23. Program: the Men's Project [Электронный ресурс]/ Gender justice. - 2010-2023. Электрон.дан. – Режим доступа: https://jss.org.au/what-we-do/gender-justice/ (дата обращения 01.05.2023).

24. Waasdorp T.E., Paskewich B., Waanders C. , Rui Fu , Leff S. S. (2022). The Preventing Relational Aggression in Schools Everyday (PRAISE) Program: Adaptations to Overcome Subgroup Differences in Program Benefits. Prevention Science, 23 (4), 552-56.

25. Wilson M., Gwyther K., Swann R., Casey K., Featherston R.,Oliffe J, Englar-Carlson M., Rice S. (2021). Operationalizing positive masculinity: a theoretical synthesis and school-based framework to engage boys and young men. Health Promotion International, 37 (1), 1-11.


Рецензия

Для цитирования:


Ключко О.И., Мастерова Л.Г. Психологическое просвещение как форма развития адаптивного поведения мальчиков-подростков с высоким уровнем агрессивности. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2024;(1):10-22. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2024-97-1-10-22

For citation:


Klyuchko O.I., Masterova L.G. Psychological education as a form of development of adaptive behavior in adolescent boys with a high level of aggressiveness. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2024;(1):10-22. (In Russ.) https://doi.org/10.52512/2306-5079-2024-97-1-10-22

Просмотров: 141


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)