Preview

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Расширенный поиск

Актуальные вопросы образования в области гендерных исследований в Казахстане

https://doi.org/10.52512/2306-5079-2024-97-1-23-34

Аннотация

Гендерное образование в Казахстане сталкивается со многими проблемами, которые препятствуют его прогрессу и эффективности. В данной статье рассматриваются текущие проблемы, с которыми сталкивается гендерное образование в Казахстане. Обзор системы образования был проведен с гендерной точки зрения с фокусом на высшее образование. В 2019 году Институтом социальных и гендерных исследований Казахского национального женского педагогического университета был выпущена Директория по гендерному образованию в высших учебных заведениях Республики Казахстан. Используя эмпирические данные из этой публикации, авторы демонстрируют распространение курсов, связанных с гендерной проблематикой, по регионам, городам, университетам, предметам и преподавателям. Ключевые обсуждаемые вопросы включают анализ национальной политики и программ в области образования в Казахстане с целью внедрения гендерного образования, а также предоставление рекомендаций по укреплению гендерного равенства в Казахстане. Анализируя текущие проблемы и предлагая потенциальные решения, авторы в данной статье стремятся внести свой вклад в продолжающийся дискурс по образованию и пропаганде гендерных исследований в Казахстане.

Об авторах

Элиф Экин Акшит
Университет Анкары
Турция

Элиф Экин Акшит – PhD, профессор департамента политических наук и государственного управления,

ул. Джемаль Гюрсель, кампус Джебеджи, Чанкая /Анкара.



А. С. Салимжанова
Казахский Национальный Женский Педагогический Университет
Казахстан

Салимжанова Айжан Сериковна – магистр, директор Центра социальных и гендерных исследований, 

050000, г. Алматы, , ул. Гоголя, 114, ГУК-1, каб. 314.



Список литературы

1. UNDP. Nd. “Gender Equality. Kazakhstan”. Retrieved from: https://www.undp.org/kazakhstan/gender-equality

2. UN Women. (2015). “Kazakhstan steps it up: Will provide regional leadership to galvanize transformative change”. Retrieved from: https://www.unwomen.org/en/get-involved/step-it-up/commitments/kazakhstan

3. Akorda. (2005). “Strategy for gender equality in the Republic of Kazakhstan for 2006–2016”. Retrieved from: https://www.akorda.kz/upload/nac_komissiya_po_delam_zhenshin/5.2%20%D0%A1%D0%93%D0%A0%20%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB.pdf

4. Bureau of National statistics. Nd. “The ratio of women and men in the higher education system at the executive level”. Retrieved from: https://gender.stat.gov.kz/page/frontend/detail?id=42&slug=-36&cat_id=8&lang=en

5. Bureau of National statistics. Nd. “Share of women among heads of secondary schools and technical and vocational educational institutions”. Retrieved from: https://gender.stat.gov.kz/page/frontend/detail?id=40&slug=-34&cat_id=8&lang=en

6. de Miguel González R., Sebastián-López M. (2022). “Education on Sustainable Development Goals: Geographical Perspectives for Gender Equality in Sustainable Cities and Communities”. Sustainability, 14(7), 4042. https://www.mdpi.com/2071-1050/14/7/4042

7. Əлқожаева Н.С. (2011). Қазіргі кездегі гендерлік білім мәселесі // Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки». 3(34), 54-57. Режим доступа: https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/173/167

8. Шакирова С. (2010). Использование качественной методологии в преподавании гендерных курсов. В: Состояние гендерного образования в Казахстане: политика, образование, культура. Алматы: Қазақ университеті, сс. 256-267.

9. Шакирова С. (2009). О состоянии гендерного образования в высшей школе в Казахстане. Алматы: Центр гендерных исследований. – 135 с.

10. Шакирова С.М. (2022). Женская и гендерная проблематика в научной периодике Казахстана: количественный анализ // Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 3 (91), 17-34. Режим доступа: https://vestnik.kazmkpu.kz/jour/article/view/730/531

11. Калиниченко О. В. (2012). Анализ состояния проблемы гендерного образования в Республике Казахстан // Современная высшая школа: инновационный аспект. № 2, сс. 97-100. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sostoyaniya-problemy-gendernogo-obrazovaniya-v-respublikekazahstan/viewer

12. Akorda (2005). “Strategy for gender equality in the Republic of Kazakhstan for 2006-2016”. Approved by the Decree of the President of the Republic of Kazakhstan # 1677 of 29 November 2005. Retrieved from: https://www.akorda.kz/upload/nac_komissiya_po_delam_zhenshin/5.2%20%D0%A1%D0%93%D0%A0%20%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB.pdf

13. Дабылтаева М.М., Тлеукенова Ж.С. (2019). Директория гендерного образования в высших учебных заведениях Республики Казахстан. Алматы: КазНацЖенПУ. – 38 с.

14. Gender and women’s studies (GEN&WS). University of Wisconsin-Madison website. Retrieved from: https://guide.wisc.edu/courses/gen_ws/

15. Gender and Sexuality Studies. Princeton University website. Retrieved from: https://www.princeton.edu/academics/area-of-study/gender-and-sexuality-studies

16. Program on Gender Analysis in Economics (PGAE). American University website. Retrieved from: https://www.american.edu/cas/economics/gender/


Рецензия

Для цитирования:


Акшит Э.Э., Салимжанова А.С. Актуальные вопросы образования в области гендерных исследований в Казахстане. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2024;(1):23-34. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2024-97-1-23-34

For citation:


Aksit E.E., Salimzhanova A.S. Current issues on gender studies education in Kazakhstan. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2024;(1):23-34. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2024-97-1-23-34

Просмотров: 125


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)