Пограничья постсоветского юга: пересекая пространства вместе с Айсулуу, студенткой из Кыргызстана
https://doi.org/10.52512/2306-5079-2024-97-1-35-46
Аннотация
В данной статье мы знакомимся с молодой девушкой из Кыргызстана и фрагментом ее истории. Айсулуу уезжает учиться в соседнюю страну, где в большом городе и в небольшом кампусе соприкасаются наши студенческие пути. Моя задача как исследовательницы заключается в том, чтобы оставить видимой агентность самого человека, идущего по своим дорогам жизни и пересекающего границы внутри и вне своих родных социальных миров – иногда опираясь на опыт близких людей, а иногда отталкиваясь от него, чтобы изменить траекторию. Айсулуу довелось не только передвигаться между лиминальностями приграничных городов, близких культур и внутрирегиональных разделений. Она также учится ориентироваться в хронотопах одного из транзитных этапов своей жизни: в момент нашей встречи, незадолго до пандемии, 18-летняя девушка выстраивает маршрут своего взросления и автономности.
Это текст-погружение, показывающий относительность шкал и важность микро-уровней для понимания глубинных человеческих и общественных процессов. Это текст-приглашение продолжать искать значимые контакты с другими регионами глобального Юга и глобального Востока, считывать постсоциалистические параллели, пересечения и размежевания, а также не бояться локализовывать наверняка существующие пространства и пограничья, что кажутся еще не названными условными «колумбиями» и «америками» для тех, кто захватывает право пера и переименования. Другими словами, важно освобождающее взаимодействие с многослойными (полу)периферийностями, закрепленными глобальной колониальностью. Вопрос производства знания является здесь краеугольным и одной из «точек отсчета», систематически размывая которую можно надолго завязнуть в не-своих нарративах или в неконструктивных баттлах.
Об авторе
Анна НовиковаИспания
Новикова Анна – докторант,
Энпаранца Торрес Кеведо Инхениариарен, 1С, Басурто-Зорроза, 48013 Бильбао, Бискайя.
Список литературы
1. Rosenthal, Gabriele. 2018. Interpretive Social Research: An Introduction. Göttingen: Göttingen University Press.
2. Pratt, Mary Louise. 2022. Planetary Longings. Durham: Duke University Press.
3. Тлостанова М.В. (2009). Деколониальные гендерные эпистемологии. 2009. М.: Маска.
4. Шакирова С. (2017). Гендерные исследования как часть большого политического проекта: взгляд из Казахстана. Перекрестки (1–2):153–63.
5. Turaeva, Rano. 2021. ‘Women in Central Asia: Decolonizing Gender Studies’. Pp. 501–32 in European handbook of Central Asian studies: history, politics, and societies, edited by J. van den Bosch, A. Fauve, and B. de Cordier. Stuttgart: Ibidem.
6. Lipovka, Anastasia. 2018. ‘The Female Face of Academia in Kazakhstan: Attrition among Male Staff’. Pp. 122–39 in Engendering difference: sexism, power and politics, edited by M. Gadpaille, V. Kondrič Horvat, and V. Kennedy. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing.
7. Khan, Olga. 2022. ‘Analysis of the Theme of Motherhood in Contemporary Uzbek Cinema’. Bulletin of Kazakh National Women’s Teacher Training University (4):39–46. doi: 10.52512/2306-5079-2022-92-4-39-46.
8. Mignolo, Walter. 2007. ‘Delinking: The Rhetoric of Modernity, the Logic of Coloniality and the Grammar of De-Coloniality’. Cultural Studies 21(2–3):449–514. doi: 10.1080/09502380601162647.
9. Lugones, María. 2003. Pilgrimages = Peregrinajes: Theorizing Coalition against Multiple Oppressions. Lanham, Md.: Rowman & Littlefield.
10. Lugones, María. 2008. ‘The Coloniality of Gender’. Worlds & Knowledges Otherwise 2(2).
11. Reeves, Madeleine. 2016. ‘Sled, traektoriya, tochka davleniya: kak pereosmyslit’ “regional’nye issledovaniya” v epokhu migratsiy’. Antropologicheskiy Forum 28:97–116.
12. Turaeva, Rano. 2022. ‘Everyday Life’. in A Critical Reader in Central Asian Studies: 40 Years of Central Asian Survey, edited by R. Isaacs. London: Routledge.
13. Alonso Bejarano, Carolina, Lucia López Juárez, Mirian A. Mijangos García, and Daniel M. Goldstein. 2019. Decolonizing Ethnography: Undocumented Immigrants and New Directions in Social Science. Durham: Duke University Press.
14. Zuberi, Tukufu, and Eduardo Bonilla-Silva, eds. 2008. White Logic, White Methods: Racism and Methodology. Lanham Boulder New York Toronto Plymouth, UK: Rowman & Littlefield Publishers, Inc.
15. Silova, Iveta, Zsuzsa Millei, and Nelli Piattoeva. 2017. ‘Interrupting the Coloniality of Knowledge Production in Comparative Education: Postsocialist and Postcolonial Dialogues After the Cold War’. Comparative Education Review 61(S1):S74–102.
16. Behar, Ruth. 1996. The Vulnerable Observer: Anthropology That Breaks Your Heart. Boston: Beacon Press.
17. Dubet, François. 2010. Sociología de la experiencia. Madrid: Editorial Complutense Centro de Investigaciones Sociológicas.
18. Rosenthal, Gabriele. 2003. ‘The Healing Effects of Storytelling: On the Conditions of Curative Storytelling in the Context of Research and Counseling’. Qualitative Inquiry 9(6):915–33. doi: 10.1177/1077800403254888.
19. Bochner, Arthur P. 2005. ‘Surviving Autoethnography’. Studies in Symbolic Interaction 28:51–58. doi: 10.1016/S0163-2396(04)28008-5.
20. Bochner, Arthur P. 2012. ‘On First-Person Narrative Scholarship: Autoethnography as Acts of Meaning’. Narrative Inquiry 22(1):155–64. doi: 10.1075/ni.22.1.10boc.
21. Bochner, Arthur P., and Carolyn Ellis. 1992. ‘Personal Narrative as a Social Approach to Interpersonal Communication’. Communication Theory 2(2):165–72. doi: 10.1111/j.1468-2885.1992.tb00036.x.
22. Ellis, Carolyn, and Leigh Berger. 2001. ‘Their Story/My Story/Our Story: Including the Researcher’s Experience in Interview Research’. Pp. 848–75 in Handbook of Interview Research, edited by J. Gubrium and J. Holstein. Thousand Oaks California: SAGE Publications, Inc.
23. Moraga, Cherrie, and Gloria E. Anzaldúa, eds. 1981. This Bridge Called My Back: Writings by Radical Women of Color. Watertown, MA: Persephone Press.
24. Тлостанова М. (2012). Исследования пограничья vs. пограничное со(знание), мышление, творчество. Вопросы социальной теории. 6: 63–80.
25. Бисенова А. (ред.) (2023). Qazaqstan. Казахстан, قاتسقازاق: лабиринты современного постколониального дискурса. Алматы: Целинный. – 467 с. ISBN 978-601-06-7303-8
26. Féaux de la Croix, Jeanne, and Madeleine Reeves, eds. 2024. The Central Asian World. London New York: Routledge.
27. Dall’Agnola, Jasmin, and Aijan Sharshenova, eds. 2024. Researching Central Asia: Navigating Positionality in the Field. Cham: Springer Nature Switzerland.
28. Spivak, Gayatri Chakravorty. 1988. ‘Can the Subaltern Speak?’ Pp. 271–313 in Marxism and the Interpretation of Culture, edited by C. Nelson and L. Grossberg. Urbana: University of Illinois Press.
29. Pfaff-Czarnecka, Joanna. 2013. ‘Multiple Belonging and the Challenges to Biographic Navigation’. MMG Working Paper 13–05:7–32.
30. Mignolo, Walter. 2012. Local Histories/Global Designs: Coloniality, Subaltern Knowledges, and Border Thinking. Princeton, N.J. ; Woodstock: Princeton University Press.
31. Tlostanova, Madina. 2015. ‘Can the Post-Soviet Think? On Coloniality of Knowledge, External Imperial and Double Colonial Difference’. Intersections 1(2):38–58. doi: 10.17356/ieejsp.v1i2.38.
32. Tlostanova, Madina, and Walter Mignolo. 2012. Learning to Unlearn: Decolonial Reflections from Eurasia and the Americas. Columbus: Ohio State University Press.
Рецензия
Для цитирования:
Новикова А. Пограничья постсоветского юга: пересекая пространства вместе с Айсулуу, студенткой из Кыргызстана. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2024;(1):35-46. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2024-97-1-35-46
For citation:
Novikova A. Borderlands of the post-Soviet South: crossing spaces with Aisuluu, a student from Kyrgyzstan. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2024;(1):35-46. (In Russ.) https://doi.org/10.52512/2306-5079-2024-97-1-35-46