Preview

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Расширенный поиск

Использование междисциплинарных связей на уроках физики

https://doi.org/10.52512/2306-5079-2024-97-1-48-59

Аннотация

В статье рассматриваются методы установления межпредметных связей на уроке физики. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся. Междисциплинарная коммуникация помогает учащимся развивать целостное понимание природных явлений и их взаимосвязей, делает знания осмысленными и применимыми с практической точки зрения, а также помогает учащимся использовать знания и навыки, полученные при изучении одних предметов, в освоении других предметов. Авторы проанализировали различные способы объединения физических знаний посредством связи научных дисциплин естествознания и привели примеры, способствующие более глубокому пониманию физических явлений. В статье рассматривается виды междисциплинарных связей; активность преподавателя и ученика по установлению межпредметной коммуникации, эффективность межпредметной коммуникации, выводы по результатам исследования. Исследовательская работа была проведена в городе Астана, школе-лицее № 53 имени Б.Момышулы. В ходе эксперимента анализировались методы, способствующие формированию комплексного подхода к обучению, а также повышению энтузиазма учащихся. В ходе исследования была учтена важность междисциплинарной коммуникации, определены специальные задачи для развития критического мышления студентов, общие и промежуточные цели исследования, подготовлены итоговые рекомендации. Результаты исследования ориентируют учителей-предметников на составление междисциплинарных заданий в соответствии со школьной программой, на обобщение целостности некоторых теорий и принципов между дисциплинами, на установление междисциплинарных связей между фундаментальными науками.

Об авторах

Г. М. Аралбаева
Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева
Казахстан

Аралбаева Гульнара Мырзахановна – PhD, и.о. доцента кафедры технической физики,

010000, Астана, ул. Кажымухана, 13.



А. Д. Акылбекова
Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева
Казахстан

Акылбекова Айман Дуйсенбаевна– PhD, и.о. доцента кафедры технической физики, 

010000, Астана, ул. Кажымухана, 13.



Т. Б. Анарбеков
Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева
Россия

Анарбеков Темирлан Бейбитулы – студент 3 курса, 

010000, Астана, ул. Кажымухана, 13.



Список литературы

1. Жоғары және жоғары оқу орнынан кейінгі білім берудің мемлекеттік жалпыға міндетті стандарттарын бекіту туралы Қазақстан Республикасы Ғылым және жоғары білім министрінің 2022 жылғы 20 шiлдедегi № 2 бұйрығы https://adilet.zan.kz/kaz/docs/V2200028916

2. Қазақстан Республикасының 2025 жылға дейінгі Ұлттық даму жоспары (ҚР Президентінің 26.02.2021 №521 Жарлығымен) https://adilet.zan.kz/kaz/docs/U1800000636#z406

3. Жумабаева З.Е., Амирханова Б.О. Реализация междисциплинарной связи в контексте обновленного содержания образования // ИЗВЕСТИЯ КазУМО и МЯ имени Абылайхана серия «Филологические науки». -2021. - 63 № 4. 153-163с.

4. Есназар А.Ж., Жапбаров А. Бастауыш сынып пәндерін пәнаралық байланыста оқыту // Қазақ ұлттық қыздар педагогикалық университетінің Хабаршысы. - Алматы, 2020. - №2(82). – 170-179б.

5. Elmira Kozhabekova, Zhadyra Yermekova, and Sara Ramazanova. Increasing students’ cognitive interest through the integration of disciplines // PDSED. E3S Web of Conferences. -2023. - V. 449. – P. 07012

6. Richard Dawkins «The Ancestor's Tale: A Pilgrimage to the Dawn of Evolution» Mariner Books. 2004.- 800р.

7. Кириченко О.Е.Межпредметные связи курса математики и смежных дисциплин в техническом вузе связи как средство профессиональной подготовки студентов: Дис.канд.пед. наук: 13.00.02-Теория и методика обучения и воспитания – Орел, 2003. – 170 с.

8. Семенова Г.М. Формирование исследовательской компетентности будущих радиофизиков в обучении математике на основе междисциплинарной интеграции: Дис.канд.пед. наук: 13.00.02-Теория и методика обучения и воспитания. – Ярославль, 2011. – 169 с.

9. Шершнева В.А. Формирование математической компетентности студентов инженерного вуза на основе полипарадигмального подхода: Дис. докт. пед. наук: 13.00.02– Теория и методика обучения и воспитания. – Красноярск, 2011. – 402 с

10. Біргебаев А.Б., Сахабаева А.М. Дифференциалдық операторлардың бөліктенуі мәселелерін оқытудың пәнаралық байланысы мен бағыттары// абай атындағы қазұпу-нің хабаршысы, «Физика-математика ғылымдары» сериясы. 2022. №4(80). С. 89-96.

11. Сайфетдинова С.Р., Тлеулесова А. М., Сейсен Ұ. Ə. Ықтималдықтар теориясы мен математикалық статистиканы мектепте оқыту кезіндегі информатика мен математиканың пәнаралық байланысы // Абай атындағы ҚазҰПУ-нің ХАБАРШЫСЫ, «Физика-математика ғылымдары» сериясы. 2023. №2(82). С. 147-158.

12. Maria Cristina Costa, António Domingos. Promoting Interdisciplinarity in Primary School in the Framework of Science Education // Pedagogika / Pedagogy. -2018. - V. 132. - № 4. - P. 130–146. ISSN 2029-0551 (Online). https://doi.org/10.15823/p.2018.132.8.

13. Ernazarov A.N., Turaboyev A. T., Mamatov Z.A., Xalikov Z. M., Yo’ldoshev Sh. N. THE Methodology of organizing interdisciplinary relationships in the development of students' competences regarding exact and natural sciences // American Journal of Interdisciplinary Research and Development. - 2023. V.13. – Р. 164 – 169.

14. Скипина Е. С., Skipina E. S. Межпредметная интеграция как способ формированияифункциональной грамотности на уроках физики в 10–11-х классах // Совершенствование профессиональной компетентности педагога по формированию функциональной грамотности обучающихся: сборник научных и учебнометодических статей. Вып. 3. – 2022. - P. 214 – 219.

15. Nayif Awad. Exploring STEM integration: assessing the effectiveness of an interdisciplinary informal program in fostering students’ performance and inspiration // Research in science & technological education. -2021. – P. 1-26

16. Петунин О.В. Способы межпредметной интеграции школьный естественнонаучных дисциплин // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2. С. 32 –35.


Рецензия

Для цитирования:


Аралбаева Г.М., Акылбекова А.Д., Анарбеков Т.Б. Использование междисциплинарных связей на уроках физики. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2024;(1):48-59. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2024-97-1-48-59

For citation:


Aralbayeva G.M., Akylbekova A.D., Anarbekov T.B. Using interdisciplinary connections in physics lessons. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2024;(1):48-59. (In Kazakh) https://doi.org/10.52512/2306-5079-2024-97-1-48-59

Просмотров: 133


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)