Preview

КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-85-1-47-55

Полный текст:

Аннотация

В статье анализируются зарубежные и отечественные научные подходы к определению профессиональных компетенции специального педагога для работы в условиях инклюзивного образования. В условиях активного распространения в стране инклюзивного образования представляется важным модернизация их подготовки для работы в инклюзивных школах. Авторами доказывается необходимость совершенствования компетенций специальных педагогов в условиях образовательного инклюзивного процесса. Развития у педагогов инклюзивно ориентированных профессиональных и личностных компетенций в значительной степени зависит успешность включения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный педагогический процесс. На основании изучения мнения практикующих в инклюзивных организациях специальных педагогов утверждается, что инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями требует изменения подходов к подготовке специальных педагогов, модернизации содержания и направлений их подготовки.

Об авторах

З. А. Мовкебаева
Казахский национальный педагогический университет имени Абая
Казахстан

г. Алматы



Б. А. Дюсенбаева
Казахский национальный педагогический университет имени Абая
Казахстан

г. Алматы



Список литературы

1. Emine O., Ganesan M. Zh., Daud A.K.M., Darusalam G.B., Ali N.A.B.N. (2018) Critical Issue Teacher Training into Inclusive Education. Advanced Science Letters. 24(7): 5139-5142

2. Akdağ Z. (2017) Beginning early childhood education teachers’ struggle with inclusion in Turkey. Asia Pacific Journal of Education. P. 1-13.

3. Haug P. (2011) Qualifying teachers for the school for all. In: T. Booth, K. Nes, & M. Stromstad (Eds.), Developing inclusive teacher education (pp. 97–115). London: Routledge Falmer.

4. Brandon T., Charlton J. (2011) The lessons learned from developing an inclusive learning and teaching community of practice. International Journal of Inclusive Education Volume 15(1). P. 165-178

5. Стангвик Г. (2003) Политика интегрированного обучения в Норвегии. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании / Сост.: Ш. Рамон, В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. М. С. 46–60.

6. Reynolds M. (2001) Education for Inclusion, Teacher Education and the Teacher Training Agency Standards, Journal of In-Service Education, 27:3, 465-476. https://doi.org/10.1080/13674580100200164

7. Cardona C. M. (2009) Teacher Education Students’ Beliefs of Inclusion and Perceived Competence to Teach Students with Disabilities in Spain. The Journal of the International Association of Special Education. № 10(1). P. 33-41.

8. Мовкебаева З.А. (2015) Формирование профессиональных компетенций у специальных педагогов в условиях модернизации системы специального образования // Вестник КазНПУ имени Абая (Серия «Специальная педагогика»). № 3(42). С. 10-13.

9. Дузелбаева А.Б. (2017) Подготовка будущих учителей-дефектологов в условиях модернизации педагогического образования // Педагогика и психология. № 1(30). С. 140-145.

10. Рахметова Н., Сандибаева Ж., Калабаева Д. (2016) Педагогические условия формирования компетентности будущих педагогов профессионального образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 4 (часть 5) – С. 987-990.

11. Хмель Н.Д. (2001) Теория и технология реализации целостного педагогического процесса. А. – 111с.

12. Кенжебеков Б.Т. (2005) Жоғары оқу орны жүйесінде болашақ мамандардың кәсіби құзыреттілігін қалыптастыру. Караганда. – 40 с.

13. Методические рекомендации по разработке требований к профессиональной компетенции учителей, работающих в условиях инклюзивного образования (2015) Астана: НАО имени И. Алтынсарина. – 32 с.

14. Хафизуллина И.Н. (2008) Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Хафизуллина Ильмира Наильевна; [Место защиты: Астрахан. гос. ун-т]. Астрахань. - 213 с.

15. Хитрюк В.В. (2015) Педагогическая система формирования инклюзивной готовности педагогов // Вестник ПСТГУ. IV: Педагогика. Психология. Вып. 2(37). С. 14–23.

16. Кузьмина О.С. (2015) Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования. Автореф. … канд. пед. наук. Омск. – 30


Для цитирования:


Мовкебаева З.А., Дюсенбаева Б.А. КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2021;(1):47-55. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-85-1-47-55

For citation:


Movkebayeva Z., Dussenbayeva B. COMPETENCES OF A SPECIAL TEACHER IN INCLUSIVE EDUCATION. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2021;(1):47-55. (In Russ.) https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-85-1-47-55

Просмотров: 105


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)