Preview

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Расширенный поиск
№ 1 (2021)
Скачать выпуск PDF

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ 

7-14 387
Аннотация

В данной статье рассматривается проблема ложной информации, которая все чаще становится доступной во Всемирной Паутине. Это искажение породило большое недоверие среди населения, что привело к поляризации взглядов, гневу и страху, которые разрывают общество на части. Как оценивать источники информации для суждения об их надежности и валидности, имеет решающее значение, особенно для впечатлительных студентов, которым нужна справедливая, непредвзятая перспектива в их учебном опыте. Тот факт, что университеты расправляются с идеями и материалами, которые непопулярны среди определенных слоев общества, является проблемой, которую необходимо решить. Свобода слова всегда считалась необходимой для развития общества, но она находится в опасности из-за сегодняшней угнетающей культуры, которая уничтожает тех, чьи взгляды не принимаются.

15-24 322
Аннотация

Парадигматическая природа компетенции обобщается путем определения дисциплинарной матрицы на основе анализа истории понятия компетенции на международном уровне. Анализируются исторические аспекты Т. Куна в развитии науки и описываются причины парадигматических различий, основанные на мышлении поколения Z, которое растет в контексте сотрудничества в социальных сетях. Выявляются проблемы реализации компетенции как содержательного единства посредством процедур нормальной науки, делается вывод о том, что компетентность - это возможность достойно выйти из ситуаций, возникающих в окружающей среде, в жизни, а не достижения отдельных дисциплин. Парадигматическую конкуренцию между «парадигматическими сообществами» в науке Казахстана предлагается направить на формирование содержания образования, которое будет повышать компетентность поколения Z.

25-32 429
Аннотация

В статье описан процесс дистанционного обучения в условиях пандемии, основные задачи организации учебного процесса между учителями и учениками, а также проблемы повышения качества эффективного обучения. Все учебные заведения, реализующие дистанционное обучение, отличаются друг от друга учебным процессом. Учебный процесс отличается в зависимости от содержания и уровняь образования, количества и состава студентов, технических и финансовых возможностей. Выполнение столь многогранной и сложной задачи предполагает повышение уровня знаний как студентов, так и преподавателей. Во время пандемии существует потребность в образовательных технологиях, использовании эффективных возможностей лидерства для дистанционного обучения, особом внимании к культурным ценностям.

Исходя из того, что дистанционное обучение является современным требованием, и учитывая преимущества и недостатки дистанционного и смешанного обучения, вуз должен удовлетворять потребность в электронных материалах, технологиях, дидактических разработках дистанционного обучения, подготовке

33-46 127
Аннотация

В статье обоснована необходимость формирования предпринимательских способностей у будущих педагогов, ввиду развития среды образовательного предпринимательства под влиянием глобальной экономики. Вместе с тем обозначены проблемы недостаточного методологического обоснования образовательного предпринимательства, неразработанности психолого-педагогического обеспечения формирования предпринимательских способностей у будущих педагогов, организации образовательного процесса в педагогических вузах, исключающей действие рыночных механизмов. Для решения проблем определена цель исследования, связанная с организационно-педагогическими условиями развития предпринимательских способностей у будущих педагогов. Названные условия реализованы в условиях экспериментальной работы в рамках разработанной модели в Северо-Казахстанском университете им. М.Козыбаева. По результатам экспериментальной работы установлено: моделируя среду образовательного предпринимательства, организационно-педагогические условия мотивируют будущих педагогов к образовательно- предпринимательской деятельности, профессионально насыщают образовательную среду вуза, создают предпосылки для самореализации в профессионально-педагогической деятельности.

47-55 193
Аннотация

В статье анализируются зарубежные и отечественные научные подходы к определению профессиональных компетенции специального педагога для работы в условиях инклюзивного образования. В условиях активного распространения в стране инклюзивного образования представляется важным модернизация их подготовки для работы в инклюзивных школах. Авторами доказывается необходимость совершенствования компетенций специальных педагогов в условиях образовательного инклюзивного процесса. Развития у педагогов инклюзивно ориентированных профессиональных и личностных компетенций в значительной степени зависит успешность включения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный педагогический процесс. На основании изучения мнения практикующих в инклюзивных организациях специальных педагогов утверждается, что инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями требует изменения подходов к подготовке специальных педагогов, модернизации содержания и направлений их подготовки.

ФИЗИКА, МАТЕМАТИКА, ИНФОРМАТИКА 

58-66 144
Аннотация

Сегодня проблема развития функциональной грамотности школьников актуальна на уровне сообщества. В связи с этим предъявляются новые требования к уровню профессиональной подготовки будущих учителей математики. Авторы рассматривают вопрос подготовки будущих учителей математики к развитию математической грамотности учащихся. Были изучены труды ученых по развитию функциональной грамотности школьников и разъяснены понятия «модель», «математическое моделирование». Кроме того, уточнена специфика метода математического моделирования в процессе обучения математике в средней школе, а также определены педагогические условия использования метода моделирования. Показано, что математическое моделирование - это не только инструмент для решения прикладных задач, но и способ развития интеллектуальных навыков, которые ученик должен освоить.

67-75 170
Аннотация

Дифференцированный подход в обучении является одним из необходимых условий гуманизации в обучении и играет важную роль в развитии способностей и навыков, познавательной деятельности учащихся. В преподавании математики имеется богатый мировой опыт дифференцированного обучения. Дифференциация рассматривалась с точки зрения углубленного изучения математики в старших классах, предоставления заданий разного уровня сложности, ресурсов, темпа усвоения материала учащимися, индивидуализации и персонализации обучения и др. Современная педагогика в условиях гуманизации обучения рассматривает дифференциацию через ориентацию на ученика, его потребности и способности для достижения поставленных целей обучения всеми учащимися в классе. Выделяют три основных принципа применения дифференциации: ускорение, усложнение, углубление. В статье приводится обзор литературы по вопросам дифференциации, показан пример применения принципов дифференциации на уроке, приводятся примеры заданий в процессе формативного оценивания, результаты исследования.

76-83 93
Аннотация

В статье рассматривается несколько типов программ для обучения большим данным и проанализированы источники о внедрении больших данных в некоторых учебных заведениях. Для внедрения и реализации специальных курсов в учебный процесс магистратуры по образовательной программе Информатика рассматриваются учебная программа, учебно-методический комплекс, цифровые образовательные ресурсы. Описывается аппаратное и программное обеспечение, которое собирает, хранит, сортирует большие данные, а также внедрение в учебный процесс теоретических основ и методов применения разрабатываемого технико- технологического оборудования. В статье отражена информация о проведении спецкурса по использованию больших данных в образовательном, учебном процессе студентов старших курсов и магистрантов специальности «Информатика» факультета информационных технологий Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. В первом модуле спецкурса рассматривается сетевой контроллер ERA 500 как пример сетевого контроллера турникета.

84-90 106
Аннотация

В статье рассматриваются алгоритмы, которые можно использовать при изучении и анализе символов для определения жанра текстов. Существуют различия в определении жанра текстов. Алгоритм также определяется описанием текста, удалением ненужных символов, оставлением только текста и сравнением его с базой данных. В статье описан практический метод автоматического распознавания жанра текста по всем параметрам. Сравнивая алгоритмы логистической регрессии, дерева решений, случайного леса, MLPClassifier, AdaBoostClassifier, GaussianNB, рассматривался выбор наиболее важных параметров для текстов. Определение жанра текстов сейчас актуально во всех сферах информационного общества.

ИСТОРИЯ, ЭКОНОМИКА, ПРАВО 

92-105 92
Аннотация

Элементы социально-экономической системы функционируют в динамике, которой соответствуют периоды подъёма и спада эффективности деятельности. Спадам присущи проблемы (препятствия), которые встречаются и в функционировании инновационной инфраструктуры как одного из элементов системы. В статье систематизированы проблемы функционирования инновационной инфраструктуры для ускорения выхода из ситуации спада. Цель достигнута через анализ систем управления и регулирования инновационной инфраструктуры посредством изучения стратегических документов планирования, эффективности их реализации на практике и выявления их соответствия действительности в рамках происходящей цифровизации. Исследование проведено с использованием методов обобщения, систематизации, сравнения.

ФИЛОЛОГИЯ 

107-114 65
Аннотация

В статье рассматриваются два варианта сказания о знаменитом Асанкайгы, появившиеся на основе многих ранее бытовавших версий. Выясняются схожесть и различия сюжетов этих вариантов. Текст сказания был построчно сверен с изданием «Асанкайгы» 2006 года и рукописью оригинала, хранящегося в Центральной научной библиотеке НАН РК. На основе текстологического анализа были выявлены и доказаны некоторые разночтения, имеющиеся в упомянутом издании. Авторы описывают работу по исправлению допущенных ошибок. Также рассказано о проделанной работе по публикации текста в рамках 100-томного издания «Бабалар сөзі» по госпрограмме «Мәдени мұра».

115-123 100
Аннотация

В малых и объемных произведениях Турысбека Саукетаева, представлющих особый тип мышления в казахской литературе, переплетаются судьбы людей, различные социальные ситуации. Писателя отличает от других особый стиль письма и выбор темы произведения. Роман «Я – сумасшедший» имеет высокое символическое значение. Ущерб, нанесенный негативом и неправдой в обществе судьбе личности, правдивости, справедливости, любви и т.д. выявляет разрыв связей, противоречия между обществом и личностью, отражая обесценивание человеческих ценностей в душе героя. В романе поднимаются вопросы человечности, поиска справедливости в человеческом бытии.

124-135 513
Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием и совершенствованием когнитивных навыков учащихся школ Казахстана в рамках обновленного содержания образования. Представлены результаты прикладного исследования, направленного на поиск эффективных способов использования графических органайзеров при работе с текстами на уроках английского языка как иностранного в средней школе. Особенности преподавания дисциплин естественнонаучного цикла на иностранном языке рассмотрены с точки зрения CLIL технологии. Описываются авторские идеи по применению графических органайзеров как результативного инструмента активации когнитивных процессов и совершенствования когнитивных навыков учащихся. Вариативные формы графических органайзеров развивают навыки формулирования вопросов высокого порядка, учат высказывать свое мнение, структурировать информацию, аргументировать свою точку зрения, используя предметные знания, полученные из текста на иностранном языке. Таким образом, развиваются навыки учащихся, лежащих в основе формирования критического мышления.

136-145 142
Аннотация

При изучении второго иностранного языка обучающиеся часто сталкиваются с многочисленными проблемами, одной из которых является недостаток лингвистических ресурсов изучаемого языка. Наиболее эффективным решением данной проблемы может послужить использование методических опор (скаффолдинг) в контексте предметно-языкового обучения (CLIL). В данной статье рассматривается возможность использования визуального мышления в качестве потенциально ценного мультимодального инструмента для развития и понимания обучающимися научного содержания в контексте CLIL через дискурс-анализ. Известно, что дискурс имеет направленность к прагматике, к различным языковым ситуациям, к коммуникации и к тексту в целом. Полагается, что дискурс и его анализ рассматривается как процесс и результат в форме текста одновременно.

146-156 414
Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования межкультурной коммуникативной компетенции студентов в процессе обучения иностранному языку. В условиях глобализации и растущих межкультурных отношений эта проблема очень актуальна. В данной статье рассматривается понятие «межкультурная компетенция», а также использование технологии «языковое портфолио» в обучении иностранному языку как эффективной образовательной технологии формирования межкультурной компетенции. Для полноценного межкультурного общения, взаимодействия с представителями других стран студент должен не только владеть иностранным языком, но и обладать межкультурной компетенцией. В этой связи, технология «языковое портфолио» позволяет студентам развивать языковые навыки и межкультурные компетенции.

ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА 

158-168 68
Аннотация

Учебно-теоретическая деятельность в вышем и среднеспециальном учебном заведений направлена на интеллектуальное развитие студентов, расширение их мировоззрения, что формирует уровень их профессионального познания, направленное на развитие и совершенствование учебно-практической деятельности- исполнительских способностей и технического мастерства. Но не достаточно приемлемым остается вопрос созидания, в связи с этим, наше исследование сегодня ориентировано на развитие творческих способностей будущих специалистов-хореографов в системе образования. Проблемой исследования явились раскрытие сущности, структуры, принципов и условий развития творческих способностей студентов хореографов, а также поиск эффективных технологий их совершенствования в процессе обучения в учебных заведениях. Хореографическая деятельность в развитии творческих способностей студентовпредставляется как комплекс сложных социально-педагогических явлений и представляет собой совокупность хореографических методик и средств, направленных на формирование и развитие целостной личности студента на основе учета его творческих способностей, интересов, склонностей, индивидуальных особенностей и хореографических способностей. Для успешного развития творческих способностей студентов необходимо использовать такие виды деятельности, как участие в творческих конкурсах и фестивалях, мастер-классах, выступлениях на концерте. Участие студентов в них позволяет углублять и систематизировать теоретические и практические знания студентов, формировать умения и навыки, используя инновационные методы для решения практических задач. Творческая деятельность играет особую роль в процессе развития творческих способностей студентов как средства инновационной деятельности.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)