ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается актуальная проблема, посвященная изучению педагогической интеграции, как категории интегрированного обучения. Целью настоящей статьи является – выявление феномена интегрированного обучения, рассмотрев исходное понятие «интеграция», основанное на общефилософской категории. В ходе написания статьи использованы положения системного подхода, методы сравнительного анализа научных публикаций философов, психологов и педагогов, посвященные теории и практики интеграции в обучении. Изучена трактовка понятия «интеграция» с точки зрения толкования его смысла, в научно-педагогической литературе. Проанализированы исторические аспекты возникновения интеграции. Выявлена сущность понятия «интеграция» в обучении, которая уточнена на основе анализа научных исследований.
Об авторах
Б. А. ЖекибаеваКазахстан
к.п.н., асс.профессор
г. Караганда
А. Д. Калимова
Казахстан
докторант специальности 6D010200 - «Педагогика и методика начального обучения»
г. Караганда
Список литературы
1. Лукин Ю.А. О сущности педагогической интеграции // Перспективы науки и образования. 2019.- № 2 (38). - С. 68-83. doi: 10.32744/pse.2019.2.6
2. Лазарева М.В. Интегрированное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях: диссертация ... доктора педагогических наук: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова.- Москва, 2010.- 29 с.
3. Толковый словарь русского языка: Даль В.И. - Санкт-Петербург, АСТ. - Харвест, 2014.- 736 с.
4. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. - М.: Наука, 1975. – 595 с.
5. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 710 с.
6. Социологический словарь/Сост.: А.Н. Елсуков, К.В. Шульга. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Университетское, 1991. – 528 с.
7. Современный психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, - СПб.: Прайм - Еврознак, 2017. - 634 с.
8. Словарь иностранных слов. - 14-е изд., испр. - М.: «Русский язык», 1989. - 624с.
9. Ахлибинский Б.В. Категориальный аспект понятия интеграции // Проблемы диалектики. Вып. 12. Диалектика как основа интеграции научного знания. – Л.: Изд-во ЛГУ. – 1984. – С. 50-59.
10. Кедров, В.М. Классификация наук: Прогноз К. Маркса о науке будущего / В.М. Кедров. – М.: Мысль, 1985. – 543 с.
11. Урсул А.Д. Философия и интегративно-общественные процессы. – М.: Наука, 1981. - 177 с.
12. Маркарян Э.С. Интеграция естествознания и общественного познания// Философские науки. - 1991. - № 1. - С. 27-34.
13. Павельциг Г. Интеграция - дифференциация. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 224 с.
14. Чепиков М.Г. Интеграция наук / М.Г. Чепиков. - М.: Мысль, 1988.- 135 с.
15. Павлов И.П. Избранные труды. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1989. -616 с.
16. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: МГУ, 1975. - 343 с.
17. Самарин Ю.А.. Очерки психология ума. Особенности умственной деятельности школьников. - М., 1962. - 504 с.
18. Салманова Д.А., Гаджиев Р.Д. Межпредметная интеграция как условие модернизации педагогического образования // Инновации в образовании. - 2016. - № 4. - С. 59-63.
19. Mauri Kantola, Juha Kettunen, Integration of education with research and development and the export of higher education. On the Horizon, 2012, Vol. 20, Issue: 1, pp.7-16, https://doi.org/10.1108/10748121211202026
20. Сухаревская Е.Ю. Интегрированное обучение в начальной школе. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 384 с.
21. Сидоренко В.К. Интеграция содержания учебных дисциплин как фактор повышения качества подготовки учителя в вузе. - Издательство Ряз.гос.пед университета, 1997. – С. 83-85.
22. Безрукова В.С. В поисках перспективы // Советская педагогика. – 1986. - №9. – С. 68-72.
23. Сердюкова Н.С. Интеграция учебных, занятий в начальной школе //Начальная школа. – 1994. - № 11. - С. 22 - 26.
24. Ионова С.П. Интеграция как условие повышения качества педагогического процесса в дошкольной организации // Инновационное развитие науки и образования сборник статей III Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 156-160.
25. Савенкова Л.Г. Особенности интегрированного обучения / Эффективные системы взаимодействия предметов гуманитарного цикла в практике образовательных учреждений. Сб. науч. Статей / Ред.- сост. Е.П. Кабкова. - М.: ИХО РАО; Тольятти: ТГУ, 2005. - С. 23 - 34.
26. Тюнников Ю.С. Об исходном основании логико-содержательной основы и нормативных схемах педагогической интеграции / Интеграционные основы проектирования педагогических технологий. - Екатеринбург, 1993. - С.122-125.
27. Сыдыкова Б.Т. Формирование самостоятельности у учащихся 5-6 классов на основе межпредметных связей. Автореф. дисс. канд., Алматы. - 2001. - 26 с.
28. Куралбаева А.А. Бастауыш білім мазмұнын интеграциялау мәселесі // - Вестник Казахского национального педагогического университета им. Абая. - № 3(39). - 2013. - С. 347-349.
29. Фейзулдаева С.А. Межпредметная преемственность как условие профессиональной подготовки учителей начальных классов // Материалы международной научно-практической конференции «Наука и образования в глобальном мире», посвященной 85-летию Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова (19-20 октября). - Уральск, 2017. - С. 261-263.
30. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1986. - 159 с.
Рецензия
Для цитирования:
Жекибаева Б.А., Калимова А.Д. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2019;(3):200-209.
For citation:
Zhekibaeva B.A., Kalimova A.D. PEDAGOGICAL INTEGRATION AS AN INTEGRATED LEARNING CATEGORY. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2019;(3):200-209. (In Russ.)