СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА КАЗАХСТАНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ 20-40 ГОДОВ ХХ ВЕКА В КОНТЕКСТЕ ЕВРАЗИЙСКОГО МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА
Аннотация
Становление национальной композиторской школы Казахстана в 1920-1940-е годы ознаменовано формированием комплекса стилевых средств, основанных на взаимодействии традиционной и европейской музыки. Целью данного исследования стало научное осмысление процессов формирования национального симфонического стиля в контексте идей евразийства – взаимодействия культур народов Евразии. На основе сравнительного и музыкально-стилевого анализа были сопоставлены методы работы композиторов с традиционной песней и кюем. Если мелодии традиционных песен цитировались аналогично подобному приёму в европейской музыке, то взаимоотношение кюя и крупных симфонических форм с первых десятилетий многогранно проявилось не только в цитатах, но и в адаптации гармонии, фактуры и формы кюя к оркестровому звучанию, а также в формировании особого подхода к музыкальной драматургии. Средства художественной выразительности, тематизм, программно-сюжетная основа симфонических произведений 1920-1940-х годов отражают определяющие тенденции в культуре, связанные с развитием евразийского межкультурного диалога в Центральной Азии.
Список литературы
1. Adams М. (2020) Steppe Dreams: Time, Mediation, and Postsocialist Celebrations in Kazakhstan. University of Pittsburgh Press, 2020. JSTOR, www.jstor.org/stable/j.ctv125jsxn. Accessed 6 Sept. 2020.
2. Тлеубергенов А. (2016) Претворение этнической картины мира в творчестве Т. Кажгалиева. Алматы: Дисс.на соискание степение доктора философии (6D040100).
3. Nedlina V.Y. (2020) On the relationship of historical processes and formation of the modern appearance of musical culture of Kazakhstan // Қазақстанның ғылымы мен өмірі - Наука и жизнь Казахстана - Science and life of Kazakhstan. №5/2. P. 437-444.
4. Дрожжина М.Н. (2005) Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства XX века: дис. … докт. иск. : 17.00.02 : утв. 16.12.2005 / Дрожжина Марина Николаевна. Новосибирск. - 346 с.
5. Джумакова У. Р. (2003) Творчество композиторов Казахстана 1920-1980-х годов. Проблемы истории, смысла и ценности. Москва. - 218 с.
6. Кузембаева С.А. (2006) Национальные художественные традиции и их конвергентность в казахской опере. Алматы. - 378 с.
7. Джумалиева Т.К. (2010) Казахские акыны: Восток – Запад, в контексте единого культурного пространства. Алматы. - 231 с.
8. Трубецкой Н. (2015) Европа и Человечество. Москва: Директ-Медиа.
9. Савицкий П.Н. (1997) Евразийство (опыт систематического изложения) //Континент Евразия. М.: Аграф.
10. Карсавин Л. (1992) Религиозно-философские сочинения. т. 1. Москва: Ренессанс.
11. Гумилев Л. Н. (1993) Древняя Русь и Великая Степь. Москва: Наука. -784 с.
12. Берштейн А. (2007) Третий мир. Единое наследие Чингисхана. Москва: Время новостей, № 231.
13. Бахтин М.М. (1994) Проблемы творчества Достоевского. 5-е изд., доп.-е изд. Киев: "Next”. - 511 с.
14. Kristeva J. (1993) Nations without Nationalism. New York: Columbia University Press. - 108 pp.
15. Лотман Ю.М. (1992) К построению теории взаимодействия культур (семиотический аспект) // Избранные статьи в трех томах / Ред. Лотман Ю.М. Таллин: "Александра". С. 111-121.
16. Tarasti E. (2002) Signs of Music: A Guide to Musical Semiotics. Walter de Gruyter.
17. Elias A., Mansouri F. (2020) A Systematic Review of Studies on Interculturalism and Intercultural Dialogue. Journal of Intercultural Studies. Vol. 41. №. 4. P. 490-523.
18. Нестьев И. (1954) О национальной специфике музыки // Советская музыка. Теоретические и критические статьи. Москва: Государственное музыкальное издательство. С. 63-126.
19. Скребков С. (1973) Художественные принципы музыкальных стилей. Москва: Музыка. - 418 с.
20. Орджоникидзе Г. (1973) О национальном стиле // Музыкальный современник. Вып.1.
21. Михайлов М.К. (1981) Стиль в музыке. Л.: Музыка. - 264 с.
22. Лобанова М. (1990) Музыкальный стиль и жанр: история и современность. Москва. - 312 с.
23. Арановский М. (1998) Музыкальный текст: Структура и свойства. Москва, 1998. - 341 с.
24. Назайкинский Е.В. (2003) Стиль и жанр в музыке. Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 248 с.
25. Meyer L.B. (1989) Style and music: Theory, history, and ideology. University of Chicago Press. – 376 p.
26. Земцовский И. (1977) Фольклор и композитор. Теоретические этюды. Ленинград: "Советский композитор". - 176 с.
27. Конен В.Д. (1965) Пути американской музыки. 2-е доп. изд.-е изд. Москва: Музыка. - 526 с.
28. Шахназарова Н. (1992) Национальная традиция и композиторское творчество. Москва: Композитор. - 187 c.
29. Дубровская М. (2006) О формировании в Японии национальной композиторской школы (конец XIX - первая половина XX века) // Япония. Ежегодник. № 35. С. 143-159.
30. Юнусова В. Н. (2005) Азия и Северная Африка XX века // История зарубежной музыки. XX век. Москва. С. 518-573.
31. Данилова И.В. (2003) Этапы развития чувашской профессиональной музыки к проблеме становления национальной композиторской школы. Дисс.. канд. иск. Москва: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Яковлева. - 253 c.
32. Холопов Ю.Н. (1986) О понятии “симфонизм” //Б.В. Асафьев и советская музыкальная культура: материалы Всесоюз. науч.-теоретич. конф.
33. Арановский М.Г. (1979) Симфонические искания. Ленинград: Советский композитор.
34. Болашвили К. (1994) Сонористические средства и проблемы крупной инструментальной композиции/ автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Москва: Российский институт искусствознания.
35. Кабялис Р. (1989) Тембровая динамика в оркестровых сочинениях современных композиторов / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Вильнюс: ГК Лит.ССР.
36. Мухамбетова А.И. (2002) Кадендарь и жанровая система традиционной музыки казахов / Б. Аманов, А. Мухамбетова. Казахская традиционная музыкаи ХХ век. Алматы: Дайк-Пресс.
37. Сәулембек Г.Р. (2020) Толғау жанрының өзгеріске ұшырауы және әлеуметтік қызметі // Қазақ ұлттық қыздар педагогикалық университетінің Хабаршысы. № 2(82). Б. 90-98.
38. Кокишева М.Т. (2020) Симфонический кюй как музыкально-социологический феномен: к истории и проблематике вопроса // Қазақстанның ғылымы мен өмірі - Наука и жизнь Казахстана - Science and life of Kazakhstan. №5/2. С. 420-424.
39. Кокишева М.Т. (2016) Симфонический кюй в творчестве современных композиторов Казахстана: генезис жанра, типология и развитие : дисс.. д-ра философии (PhD) : 6D040100 / Кокишева Марлена Тастемировна. Алматы. – 183 с.
40. Котлова Г.К. (2004) Кюй в системе жанров композиторского творчества Казахстана. Алматы: Альянс-2. – 244 с.
41. Мухамбетова А.И. (2002) Календарь и особенности времени в казахской культуре / Б. Аманов, А. Мухамбетова. Казахская традиционная музыка и ХХ век. Алматы: Дайк-Пресс.
42. Шахназарова Н.Г. (2013) Об опыте взаимодействия двух типов профессиональных традиций // Избранные статьи. Воспоминания. Москва: Государственный институт искусствознания.
43. Valiullina, R.N., Kashaganova, T.U., Kamza G.B. (2020) Formation of ecological culture of schoolchildren based on the material of composers of Kazakhstan // Қазақ ұлттық қыздар педагогикалық университетінің Хабаршысы. № 1(81). Р.210-215.
44. Левая Т.Н. (2005) История отечественной музыки второй половины ХХ века: Учебное пособие. Санкт- Петербург: Композитор.
45. Юнусова В.Н. (2019) Композитор и традиционный исполнитель: Актоты Раимкулова и этно-фольклорная группа "Туран" // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры. Москва. С. 287-292.
Рецензия
Для цитирования:
Раимкулова A.Р. СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА КАЗАХСТАНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ 20-40 ГОДОВ ХХ ВЕКА В КОНТЕКСТЕ ЕВРАЗИЙСКОГО МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2020;(3):196-208.
For citation:
Raimkulova A.R. SYMPHONY MUSIC OF KAZAKHSTAN COMPOSERS OF THE 20-40 YEARS OF THE XX CENTURY IN THE CONTEXT OF THE EURASIAN INTERCULTURAL DIALOGUE. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2020;(3):196-208. (In Russ.)