Preview

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Расширенный поиск
№ 3 (2020)
Скачать выпуск PDF

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 

7-20 21
Аннотация

В статье описаны пути, методы и приемы рационального использования элементов казахской этнопедагогики в процессе преподавания биологии. Целью исследовательской работы является разработка методики эффективного использования элементов казахской этнопедагогики в преподавании биологии в средних школах в сочетании с позитивным опытом прошлого и современным пониманием казахской народной педагогики, определение возможностей ее рационального использования в учебном процессе. Обучение биологии на основе этнопедагогики повышает мотивацию учащихся к знаниям. Авторы показыают, что на уроках биологии и во внеклассной работе эффективное использование казахской этнопедагогики способствует расширению знаний, умений и навыков учащихся, повышению их интереса, к народным традициям и обычаям, правильному формированию личностных качеств. Описано несколько методов и приемов обучения биологии с использованием элементов казахской этнопедагогики.

21-30 32
Аннотация

С каждым днем растет влияние новых технологий в сферу образования, в частности, дистанционное обучение, онлайн – конкурсы и тренинги, видеоконференции и вебинары, мобильное обучение, электронные и цифровые образовательные ресурсы и др. Мобильные технологии обучения стали ключевыми составляющими инновационных достижений. В настоящее время является актуальным вопрос использования технологий мобильного обучения в системе образования. В статье рассмотрена роль и тенденции, методические возможности применения мобильных технологий обучения в образовании. Разъяснены термины мобильного обучения, изложены вопросы применения мобильных технологий в образовании и ход их изучения. В качестве объекта анализа взято несколько мобильныхприложений, используемых в преподавании биологии.

31-38 26
Аннотация

В статье рассмотрены личностно-ориентированные и служебно-педагогические технологии при изучении дисциплины "Геоэкология и туризм" для формирования геоэкологической компетентности студентов специальности "Туризм". Показана эффективность применения технологий проблемного обучения, представлена возможность формирования компетентного специалиста, способного выражать свое отношение к геоэкологическим проблемам, связанным с будущей профессиональной деятельностью, и решать профессиональные проблемы. Личностно-ориентированный образовательный процесс рассматривается на основе учебных и дидактических материалов, методических рекомендаций к его применению, методов контроля индивидуального развития студентов при освоении знаний. Цель педагогической технологии заключается в устойчивой обратной связи между преподавателями и студентами, гарантирующей достижение конкретных целей. Поэтому правильная постановка целей является важным условием педагогической технологии.

39-45 24
Аннотация

В статье представлены результаты лабораторно-промышленных испытаний различных композиционных деэмульгаторов для обезвоживания некондиционной нефти. Целью проведенных исследований являлась разработка нефтесберегающей производственной технологии обезвоживания некондиционной нефти месторождения Кенкияк Надсолевое Актюбинской области Казахстана.

В результате лабораторных испытаний было определено значение оптимальной температуры нагревания и концентрации деэмульгатора группы KLN-3, при которых процесс деэмульгации некондиционной нефти протекал с максимальным выходом воды. Полученные результаты были подтверждены промышленными испытаниями.

В целях увеличения выхода товарной нефти, снижения объема некондиционной продукции, обеспечения экологической и экономической эффективности производства технология обезвоживания некондиционной нефти с использованием деэмульгатора KLN-3 внедрена в производственный процесс подготовки нефти на месторождении Кенкияк.

ФИЗИКА, МАТЕМАТИКА, ИНФОРМАТИКА 

47-54 36
Аннотация

Оценивание является одним из важных компонентов процесса обучения, который дает информацию о продвижении обучающихся в обучении, помогает совершенствовать учебный процесс. Наиболее актуальным становится вопрос оценивания в рамках дистанционного обучения. Существует много различных платформ для дистанционного обучения, которые позволяют осуществить формативное оценивание, однако для суммативного оценивания данные ресурсы являются не всегда уместными. Для проведения суммативного оценивания в дистанционном режиме подходящими являются платформы, которые позволят использовать разнообразные типы заданий, определить время выполнения заданий, автоматически выставить баллы. В статье проведен анализ литературы по вопросам оценивания, дистанционного обучения, подходам к разработке заданий для процедур оценивания, приведен пример реализации заданий суммативного оценивания на уроках математики через платформу Microsoft Forms.

55-63 35
Аннотация

В настоящее время в обучении студентов математике особенно актуальным является показ практического значения этой дисциплины при решении проблем, возникающих в действительности. Цель реалистической математики - увлекательное и полезное обучение с помощью прикладных контекстных задач. Однако перед преподавателями остро стоит проблема подбора и классификации прикладных задач при изучении студентами разделов математического анализа, теории вероятности, математической статистики, алгебры и геометрии. Особенно важно классифицировать задачи с прикладным содержанием по уровню их сложности. В этой работе описываются наиболее эффективные, по мнению авторов, методологические подходы к использованию прикладных задач. Наряду с теоретическими знаниями необходимо формирование у студентов практических умений и навыков по созданию своих прикладных задач.

64-72 19
Аннотация

Внимание к индивидуальным особенностям каждого учащегося является одним из путей преодоления пассивности школьников и трудностей в обучении геометрии. В статье рассмотрены интерактивные приемы обучения и их особенности при обучении математике. Основой рассматриваемых методов является обучение в малых группах. Приведены примеры применения интерактивных методик при изучении темы «Движение плоскости и его свойства». Эта тема входит в программу обучения средней школы и в программу обучения будущих учителей математики. Как показывает опыт, при изучении преобразований плоскости у обучающихся возникают трудности, связанные с индивидуальным уровнем развития образного мышления. В статье восполняется один из пробелов, существующих в методической литературе, по описанию интерактивных методов обучения геометрии в старших классах основной школы. С целью повышения эффективности обучения предложены задания разных типов.

73-80 27
Аннотация

В статье описан простой и быстрый способ умножения двух-, трех- и четырёхзначных чисел для школьников. Учащиеся, освоившие в школе традиционные методы умножения чисел, научатся быстро умножать этим предложенным нетрадиционным методом. Методика направлена на развитие расчетных и мыслительных способностей. Учащиеся приобретают навык быстрых расчетов в уме. Этот метод, по мнению авторов, побуждает школьников к учебе и исследованиям.

81-89 24
Аннотация

В предлагаемой статье приводятся результаты анализа сред разработки приложении дополненной реальности, используемых в учебном процессе. Было выбрано тринадцать наиболее популярных и широко используемых сред разработки и определены критерии, которые были классифицированы на три основные группы. В первой группе прописаны тип, доступность и функционирующая операционная система. Вторая группа включает в себя трекинг, которая является основной частью исследовательской работы. В третьей группе изложены расширения и дополнения каждой среды разработки. Кроме того, изложены преимущества и актуальность использования приложений дополненной реальности в учебном процессе.

ФИЛОЛОГИЯ 

90-98 32
Аннотация

В статье проанализированы основные языковые особенности творчества Абая с фонетических точек зрения. Историко-сравнительным методом были изучены фонетические формы в произведениях поэта, характерные для древнетюркского языка. На фоне фонетических особенностей рассмотрены такие примеры, как «уғлы, туғры, туғралы, түзік, ұлық» и др. Эти фонетические архаизмы проанализированы на основе данных тюркских памятников и языков. Сделаны выводы об их причастности к чагатайскому и казахскому языкам. В заключительной части статьи обсуждается отражение фонетических вариантов, произносимых только на устном языке, в произведениях Абая.

99-107 22
Аннотация

В статье отражены пять предпосылок цифровой трансформации в преподавании языка в соответствии с системой онлайн обучения. Во-первых - личностный рост преподавателя, его соответствующая подготовка. Во- вторых - овладение интернет-ресурсами, выбор эффективных ресурсов. В-третьих, раскрыта необходимость овладения одним из международных языков и основные причины этого. В четвертой предпосылке анализируется подстраивание методов обучения под онлайн систему и их другие возможности, в пятой - система оценивания в онлайн обучении.

108-115 23
Аннотация

Хотя мы относим все виды послелогов к одной части речи, есть большие различия между функциями каждой из них. Они видны как по лексическому смыслу, так и по грамматическому назначению. Это требует достаточного сравнения видов послелога друг с другом. В статье впервые рассматриваются функции союзов на примере некоторых тюркских языков и предлагается рассматривать их в системном порядке и обобщенном виде. При этом определяются основные особенности, характерные для союзов в современных тюркских языках.

116-123 25
Аннотация

В статье говорится о преимуществах гибридного, или смешанного обучения стихотворения видного представителя казахской детской поэзии Туманбая Молдагалиева «Кiм болам?» в рамках обновленного образования. Сегодня методика обучения казахской литературе – широко востребованная и разветвленная научная отрасль. Обучение казахской литературе в классах с неказахским языком обучения удобно проводить с помощью приложений Google Forms и Google Sites, а также «технологии пошагового комплексного анализа». В статье описываются десять способов личностно-ориентированного обучения, принципы коммуникативного обучения для привития национальных ценностей молодому поколению Z. Показана эффективность использования современных методов в изучении произведений Т.Молдагалиева, выдающегося деятеля казахской литературы и культуры.

124-131 22
Аннотация

В статье рассматривается проблема отнесения дилогии Л.В.Соловьева в разряд билингвальных художественных текстов. Проведенный анализ работ, посвященных изучению феномена «художественный билингвальный текст», позволяет определить его основные характерные черты и критерии. В статье приведены примеры (тюркизмы, изобразительно-выразительные средства, стихи- имитации, языковые клише, калькированные фразеологические обороты), с помощью которых писатель в дилогии создает национальный образ. Языковые средства, к которым обращается писатель при создании национальной картины мира на русском языке, являются свидетельством отчетливого проявления черт художественного билингвального текста. Сделаны заключения об отнесении дилогии Л.Соловьева к билингвальным художественным текстам на основании различных способов передачи своеобразия восточной культуры на русском языке.

132-138 20
Аннотация

Это исследование направлено на изучение того, насколько охотно казахские учащиеся, обучающиеся на кафедре английской филологии Междунардного казахско-турецкого университета имени Ходжи Ахмеда Яссави, общаются на английском языке, и влияет ли гендер на их готовность общаться (WTC). В нашем исследования были использованы как количественные, так и качественные методы сбора данных, в исследовании приняли участие 30 студентов уровня A2. Количественные данные были получены с помощью опросника, качественные - полуструктурированных интервью. Результаты показали, что студенты уровня А2 умеренно готовы к общению. Не обнаружено статистически значимых гендерных различий в уровнях готовности к общению на английском языке.

ИСТОРИЯ, ЭКОНОМИКА, ПРАВО 

140-147 18
Аннотация

Текущие тенденции в адаптации продуктов под индивидуального клиента и персонализации услуг приводят к детальному анализу потребностей потребителей, что, в свою очередь, очень важно для создания уникальных предложений, нацеленных на правильные сегменты потребителей. Масштаб исследования охватывает Центральный Казахстан, в частности, Улытауский регион. Данное эмпирическое исследование основано на методе количественного исследования, в котором в качестве инструмента сбора данных был использован опрос. Анкеты были распределены среди потенциальных потребителей по методу стратифицированной случайной выборки. Гендерные различия в поведении потребителей были протестированы с помощью анализа Т-test с использованием аналитического программного обеспечения SPSS.22. Результаты показывают, что существует существенная разница в предпочтениях между мужским и женским потребительскими сегментами в отношении экологического туризма и экологически ответственных форм гостиничных услуг, и что каждый сегмент требует индивидуального маркетингового подхода.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ 

149-157 25
Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования норм мужского и женского поведения в гендерной ментальности русских и туркменских студентов, обучающихся в провинциальном российском вузе. Данные исследования демонстрируют, что у современных студентов обнаруживается приверженность к смешанному варианту гендерных норм, включающему как традиционалистские, так и эгалитарные модели поведения. Сравнительный анализ позволил выявить статистически достоверные различия представлений студентов в зависимости от пола и национальности. Более традиционалистских взглядов респонденты склонны придерживаться в отношении норм мужского поведения. Более консервативными оказались представления туркменских студентов обоих полов.

158-166 32
Аннотация

В статье рассмотрены пути формирования метакомпетентности будущих учителей начальных классов. Одной из основных задач реформы казахстанского образования, направленной на создание конкурентоспособного образовательного пространства, является воспитание личности, в которой у обучающихся формировалось творческое мышление и метакомпетентность посредством методов и приемов нового обучения. Основная цель в современном мире заключается в способности применять знания и умения на практике в системе образования, т. е. достичь ключевых компетенций. Кроме того, культура мышления, синтез, анализ информации, применение познавательных методов и средств, интеллектуальное развитие, обучение и самоуправление, повышение профессиональной квалификации должны быть в центре внимания студентов. Удовлетворение образовательных потребностей будущих педагогов в получении объема дополнительных знаний и навыков рассматривается как актуальная проблема профессиональной подготовки в вузе.

167-176 26
Аннотация

Противоречия между существующей теоретической базой профессиональной подготовки педагогов в вузе и отсутствием разработок, определяющих успешность реализации преемственности двух ступеней выявило проблему формирования готовности будущих педагогов к реализации преемственности. В данной статье определены философская, психолого-педагогическая сущность преемственности как педагогического феномена. Предпосылками успешной реализации преемственности дошкольного и начального математического образования были специально разработанные творческие, методико- математические задания, которые создали условия непосредственного включения студентов в процесс подготовки к реализации преемственности. Представлены показатели и уровни готовности будущего педагога к реализации преемственности дошкольного и начального математического образования, а также результаты экспериментальной работы. Представлены результаты исследования с участием 59 студентов и магистрантов специальности «Педагогика и методика начального обучения» КазНПУ имени Абая.

177-187 55
Аннотация

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной педагогики и психологии - эмоциональное общение как основной фактор воспитания в семье. Семейное воспитание - это целенаправленный, сознательный фактор, реализуемый родителями с целью формирования определенных качеств, умений. На основе укрепления воспитательного механизма семьи, поощряя поведение, которое взрослые в семье считают правильным, внедряют систему установленных правил и определенных норм, постепенно превращают их в привычку и внутреннюю потребность детей. Важную роль играет механизм идентификации в семье - ребенок растет, подражая родителям, ориентируясь на их действия и стремясь быть похожим на них. В статье описываются три группы эмоционального общения в семье, два стиля материнского воспитания и основные формы межличностных эмоциональных отношений.

188-194 39
Аннотация

Статья посвящена проблеме подготовки будущего специалиста к работе с трудными учащимися в школе. Авторы раскрывают содержание и этапы подготовки будущего специалиста в системе вузовского учебно-воспитательного процесса, которая нацелена на поиск наиболее оптимальных путей формирования готовности будущего педагога-психолога к работе с учащимися с отклоняющимся поведением. Авторы разработали теоретическую модель формирования подготовки будущего педагога-психолога к работе с учащимися девиантного поведения. Выявлены мотивационный, содержательный, деятельностный, оценочно-рефлексивный компоненты. Определены уровни и показатели подготовки будущего педагога- психолога. Авторская методика предполагает поэтапный процесс совершенствования у школьного психолога педагогических знаний, умений и навыков для организации и структурирования содержания коррекционно-воспитательной деятельности с трудными подростками.

ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА 

196-208 23
Аннотация

Становление национальной композиторской школы Казахстана в 1920-1940-е годы ознаменовано формированием комплекса стилевых средств, основанных на взаимодействии традиционной и европейской музыки. Целью данного исследования стало научное осмысление процессов формирования национального симфонического стиля в контексте идей евразийства – взаимодействия культур народов Евразии. На основе сравнительного и музыкально-стилевого анализа были сопоставлены методы работы композиторов с традиционной песней и кюем. Если мелодии традиционных песен цитировались аналогично подобному приёму в европейской музыке, то взаимоотношение кюя и крупных симфонических форм с первых десятилетий многогранно проявилось не только в цитатах, но и в адаптации гармонии, фактуры и формы кюя к оркестровому звучанию, а также в формировании особого подхода к музыкальной драматургии. Средства художественной выразительности, тематизм, программно-сюжетная основа симфонических произведений 1920-1940-х годов отражают определяющие тенденции в культуре, связанные с развитием евразийского межкультурного диалога в Центральной Азии.

209-218 34
Аннотация

История мировой кинематографии и история казахского кино развивались в тесном контакте с литературой. Сегодня несмотря на то что, киноискусство динамично развивается, до сих пор не утратила актуальности проблема научного изучения связей между литературой и кино. В данной статье авторы проводят комплексный анализ нескольких вариантов киносценария полнометражного игрового фильма "Балуан Шолак", а также повести «Балуан Шолак» Сабита Муканова и пьесы Дулата Исабекова «Жаужүрек», по мотивам которого был экранизирован фильм. Авторами анализируется экранизация и ее виды, в том числе значимые экранизированные фильмы в становлении казахского кино, выделяя специфику литературы, кино и театра, которые являются объектом данного исследования. Авторы проводят анализ роли литературного сценария в раскрытии художественно-идейной сущности фильма «Балуан Шолак», раскрытия языка кино и художественного образа, режиссерских решений.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)