Preview

ХУДОЖЕСТВЕННО-ИДЕЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЫСЛИ АВТОРА ПРИ ЭКРАНИЗАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «БАЛУАН ШОЛАК»

Полный текст:

Аннотация

История мировой кинематографии и история казахского кино развивались в тесном контакте с литературой. Сегодня несмотря на то что, киноискусство динамично развивается, до сих пор не утратила актуальности проблема научного изучения связей между литературой и кино. В данной статье авторы проводят комплексный анализ нескольких вариантов киносценария полнометражного игрового фильма "Балуан Шолак", а также повести «Балуан Шолак» Сабита Муканова и пьесы Дулата Исабекова «Жаужүрек», по мотивам которого был экранизирован фильм. Авторами анализируется экранизация и ее виды, в том числе значимые экранизированные фильмы в становлении казахского кино, выделяя специфику литературы, кино и театра, которые являются объектом данного исследования. Авторы проводят анализ роли литературного сценария в раскрытии художественно-идейной сущности фильма «Балуан Шолак», раскрытия языка кино и художественного образа, режиссерских решений.

Об авторах

A. Б. Ахмет
Казахская национальная академия искусств им. Т.К.Жургенова
Казахстан


Б. Б. Нoгербек
Казахская национальная академия искусств им. Т.К.Жургенова
Казахстан

Алматы



Список литературы

1. Ушаков Д.Н. (1940) Толковый словарь. 4-й том.

2. Chowdhury T., Muhuri, S., Chakraborty. S., Chakraborty, S. (2019) Analysis of Adapted Films and Stories Based on Social Network. IEEE Transactions on Computational Social Systems. P. 1-12.

3. Метц К. (2013) Воображаемое означающее. Психоанализ и кино. Санкт-Петербург.

4. Ногербек Б. (2008) Экранно-фольклорные традиции в казахском игровом кино. А.

5. Сиранов К. (1966) Киноискусство Советского Казахстана. Алма-Ата.

6. Балаш Б. (1968) Кино. Становление и сущность нового искусства. М.

7. Рахманқызы Н. (2018) Әкім Тарази – кинодраматург. «Тұлпардың ізі»: сценарийден фильмге дейін. Алматы.

8. Назарбаев Н.Ә. (2017) Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру. Ақорда. 12 сәуір.

9. Исабеков Д. (2015) Зорлап пьеса жаздыруға бола ма? «Егемен Қазақстан» газеті. 16 б.

10. Бектас Г. (2019) «Балуан Шолақ», берері мол-ақ! «NUR Media».

11. сәуір. https://nurmedia.kz/ru/news/203-baluan-shola-berer-mol-a.html

12. Мұқанов С. (1988) Алтын аймақ. А. 115-139 б.

13. Сұлтан М. Ruh.kz. (2018) «Балуан Шолақ» фильмінің жабық көрсетілімі өтті. Kazgazeta.kz. 14 Желтоқсан. http://kazgazeta.kz/?p=77613

14. Исабеков Д. (2012) Жеті томдық шығармалар жинағы. 7 том. Алматы.

15. Д. Исабековтің жеке қоры. (2016) «Балуан Шолақ» фильмінің әдеби сценарийі.

16. Ромм М. (1982) Избранные произведения в трех томах. Том 3. М. (Мәтінде Н.Мұқышеваның аудармасы қолданылды)

17. Dovey L. (2002) Towards an Art of Adaptation: Film and the New Criticism-as-Creation. Iowa Journal of Cultural Studies. Vol. 2. Issue 1. P. 51-61.

18. Аристотель (1957) Поэтика. М. - 129 б.

19. Әуезов М. (2011) Кинодраматургия. Энциклопедия. А. - 321 б.


Для цитирования:


Ахмет A.Б., Нoгербек Б.Б. ХУДОЖЕСТВЕННО-ИДЕЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЫСЛИ АВТОРА ПРИ ЭКРАНИЗАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «БАЛУАН ШОЛАК». Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2020;(3):209-218.

For citation:


Аkhmet A.B., Nogerbek B.B. ARTISTIC AND IDEOLOGICAL SIGNIFICANCE OF THE AUTHOR'S THOUGHT IN THE FILM ADAPTATION OF A LITERARY WORK ON THE EXAMPLE OF THE FILM «BALUAN SHOLAK». Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2020;(3):209-218. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)