ХУДОЖЕСТВЕННО-ИДЕЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЫСЛИ АВТОРА ПРИ ЭКРАНИЗАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «БАЛУАН ШОЛАК»
Аннотация
История мировой кинематографии и история казахского кино развивались в тесном контакте с литературой. Сегодня несмотря на то что, киноискусство динамично развивается, до сих пор не утратила актуальности проблема научного изучения связей между литературой и кино. В данной статье авторы проводят комплексный анализ нескольких вариантов киносценария полнометражного игрового фильма "Балуан Шолак", а также повести «Балуан Шолак» Сабита Муканова и пьесы Дулата Исабекова «Жаужүрек», по мотивам которого был экранизирован фильм. Авторами анализируется экранизация и ее виды, в том числе значимые экранизированные фильмы в становлении казахского кино, выделяя специфику литературы, кино и театра, которые являются объектом данного исследования. Авторы проводят анализ роли литературного сценария в раскрытии художественно-идейной сущности фильма «Балуан Шолак», раскрытия языка кино и художественного образа, режиссерских решений.
Об авторах
A. Б. АхметКазахстан
Б. Б. Нoгербек
Казахстан
Алматы
Список литературы
1. Ушаков Д.Н. (1940) Толковый словарь. 4-й том.
2. Chowdhury T., Muhuri, S., Chakraborty. S., Chakraborty, S. (2019) Analysis of Adapted Films and Stories Based on Social Network. IEEE Transactions on Computational Social Systems. P. 1-12.
3. Метц К. (2013) Воображаемое означающее. Психоанализ и кино. Санкт-Петербург.
4. Ногербек Б. (2008) Экранно-фольклорные традиции в казахском игровом кино. А.
5. Сиранов К. (1966) Киноискусство Советского Казахстана. Алма-Ата.
6. Балаш Б. (1968) Кино. Становление и сущность нового искусства. М.
7. Рахманқызы Н. (2018) Әкім Тарази – кинодраматург. «Тұлпардың ізі»: сценарийден фильмге дейін. Алматы.
8. Назарбаев Н.Ә. (2017) Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру. Ақорда. 12 сәуір.
9. Исабеков Д. (2015) Зорлап пьеса жаздыруға бола ма? «Егемен Қазақстан» газеті. 16 б.
10. Бектас Г. (2019) «Балуан Шолақ», берері мол-ақ! «NUR Media».
11. сәуір. https://nurmedia.kz/ru/news/203-baluan-shola-berer-mol-a.html
12. Мұқанов С. (1988) Алтын аймақ. А. 115-139 б.
13. Сұлтан М. Ruh.kz. (2018) «Балуан Шолақ» фильмінің жабық көрсетілімі өтті. Kazgazeta.kz. 14 Желтоқсан. http://kazgazeta.kz/?p=77613
14. Исабеков Д. (2012) Жеті томдық шығармалар жинағы. 7 том. Алматы.
15. Д. Исабековтің жеке қоры. (2016) «Балуан Шолақ» фильмінің әдеби сценарийі.
16. Ромм М. (1982) Избранные произведения в трех томах. Том 3. М. (Мәтінде Н.Мұқышеваның аудармасы қолданылды)
17. Dovey L. (2002) Towards an Art of Adaptation: Film and the New Criticism-as-Creation. Iowa Journal of Cultural Studies. Vol. 2. Issue 1. P. 51-61.
18. Аристотель (1957) Поэтика. М. - 129 б.
19. Әуезов М. (2011) Кинодраматургия. Энциклопедия. А. - 321 б.
Рецензия
Для цитирования:
Ахмет A.Б., Нoгербек Б.Б. ХУДОЖЕСТВЕННО-ИДЕЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЫСЛИ АВТОРА ПРИ ЭКРАНИЗАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «БАЛУАН ШОЛАК». Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2020;(3):209-218.
For citation:
Аkhmet A.B., Nogerbek B.B. ARTISTIC AND IDEOLOGICAL SIGNIFICANCE OF THE AUTHOR'S THOUGHT IN THE FILM ADAPTATION OF A LITERARY WORK ON THE EXAMPLE OF THE FILM «BALUAN SHOLAK». Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2020;(3):209-218. (In Kazakh)