Preview

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИКО - АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-86-2-79-89

Полный текст:

Аннотация

В работе обосновывается необходимость формирования логико-алгоритмической культуры обучающихся, способствующей осознанному восприятию учебного материала, что адекватно современному школьному и вузовскому образованию в целях привития подрастающему поколению информационной и компьютерной грамотности. Научить учащихся обобщать, систематизировать, применять логические знания в новой ситуации, переносить полученные знания с одного предмета в другой — одна из главнейших задач современной школы. При этом логико-алгоритмический уровень их усвоения обеспечивает такое качество знаний, как полнота и действенность, т.е. обучающийся может перечислить все ведущие элементы знаний, дать определение каждому из них, охарактеризовать основные их признаки, а также выполнить задания по теме с применением полученных знаний и умений. Обобщение практического опыта организации образовательного процесса позволило предложить методические рекомендации по организации формирования логико-алгоритмической культуры обучающихся на основе межпредметных связей в процессе преподавания естественно-научных дисциплин. В статье данная методика реализуется с помощью одной из новых форм организации аудиторной работы в вузе – комплексных семинаров. Приведены планы  комплексных семинаров по темам «Гармонические колебания» и «Интеграл и его применение в физике».

Об авторах

Т. Г. Макусева
Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет»
Россия

Макусева Татьяна Гавриловна, доцент, кандидат педагогических наук, заведующая циклом физико-математических дисциплин

пр. Строителей, 47, Нижнекамск, Республика Татарстан, 423570



Е. В. Яковлева
Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет»
Россия

Яковлева Елена Владимировна,  доктор педагогических наук, доцент, профессор цикла физико-математических дисциплин

пр. Строителей, 47, Нижнекамск, Республика Татарстан, 423570



Список литературы

1. Markova N.G., Yakovleva E.V., Krasnova E.L., Gerasimova O.Yu. (2021) Forming Conflictological Competence of a Would-Be Teacher in the Multicultural Educational Space of a University. Psychology and education. 58(3): 98-112. - DOI: https://doi.org/10.17762/pae.v58i3.2474

2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017. № 203 [Электронный ресурс].

3. Указ Президента РФ от 21.07. 2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс].

4. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/ (дата обращения 20.02.2021г.).

5. Яковлева Е.В. (2021) Важнейшие тенденции устойчивого развития профессионального образования // Международный научно-исследовательский журнал. № 6 (108), Часть 4. С.200 – 205. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.108.6.136

6. Яковлева Е.В., Макусева Т.Г. (2020) Влияние индивидуально-ориентированного обучения на успешность адаптации первокурсников к обучению в вузе // Управление устойчивым развитием. №3(28). С.111 -117.

7. Dreher R., Kondratyev V.V., Kuznetsova M.N. (2021) Social-ecologic Oriented Curricula in Engineering Education: “Leonardo’s Oath” as an Answer to Janus-Headedness in Engineering Work // Высшее образование в России. Т.30 (в.1). С.115-124.

8. Kondratyev V.V., Kazakova U.A., Kuznetsova M.N. (2021) Features of the System of Advanced Training and Professional Retraining of Educators of Higher Technical Schools in Modern Conditions. Advances in Intelligent Systems and Computing. В.1329. С.24-35.

9. Мутанов Г.М., Щеткина Н.Д. (1999) Снижение границы развития логико-алгоритмической культуры // Вестник Высшей школы Казахстана. №3. С.36-38.

10. Яковлева Е.В. (2011) Формирование логической культуры студентов высших учебных заведений: монография. Нижнекамск: Нижнекамский муниципальный институт. – 252 с.

11. Чад Б. (1983) Развить алгоритмическую культуру учащихся // Математика в школе. № 2. С. 62.

12. Борзенкова О.В., Василенко А.С., Голенкова А.С. (2019) Методические условия развития алгоритмической деятельности младших школьников в процессе обучения математике // Научен вектор на Балканите. Т. 3. N 1(3). С.53-56.

13. Остапенко С.И. (2015) Алгоритмическая деятельность будущих учителей в процессе дистанционного обучения как фактор повышения качества образования // Научный альманах. №10-2(12). ¬ С.348-352.

14. Вебер К. (1978) О математическом образовании в общеобразовательных школах // Математика в школе. № 2. С. 45-48.

15. Гаврилова И.В. (2019) Трит-методика решения алгоритмических задач на уроках информатики в основной школе. Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. Красноярск. – 163 с.

16. Родионова О.Н. (2008) Развитие алгоритмической культуры личности дошкольника // Известия Рос. Гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. № 69. С. 473-476.

17. Антонова Н.А. (2006) Необходимость повышения уровня алгоритмической культуры студентов информационных специальностей в системе профессиональной подготовки. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/NTSB_2006/Pedagogica/5_antonovoy.doc.htm

18. Батршина Г.С. (2010) Формирование и развитие логико-алгоритмического мышления учащихся начальной школы // Информатика и образование. №9. С. 21-23.

19. Лебедева Т.Н. (2013) Формирование алгоритмического мышления школьников в процессе обучения рекурсивным алгоритмам в профильных классах средней общеобразовательной школы. Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет. – 20 с.

20. Аблова В.С. (1995) Формирование элементов логико-алгоритмической культуры учащихся в процессе обучения математике в начальной школе. Дис. канд. пед. наук: 13.00.02. Орел. – 188 с.

21. Макусев О.Н. (2019) Реализация межпредметных связей для активизации занятий физической культурой // Евразийское научное объединение. Т.8 (54). С.259-263.

22. Макусева Т.Г. (2016) Формирование самообразовательной деятельности обучающихся на основе общекультурных компетенций в информационно-образовательной среде вуза // Проблемы социально-экономического развития Сибири. №1. С.175-180.

23. Shemelova О.V., Yakovleva E.V., Makuseva T.G., Eremina I.I., Makusev O.N. (2019) Solving optimization problems when designing power supply circuits. E3S Web of Conferences 124: International Scientific and Technical Conference Smart Energy Systems. Kazan. (SES-2019), id.04011. – DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/201912404011


Для цитирования:


Макусева Т.Г., Яковлева Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИКО - АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2021;(2):79-89. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-86-2-79-89

For citation:


Makuseva T.G., Yakovleva E.V. FORMATION OF LOGIC - ALGORITHMIC CULTURE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING NATURAL SCIENTIFIC DISCIPLINES. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2021;(2):79-89. (In Russ.) https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-86-2-79-89

Просмотров: 82


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)