Preview

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ КАЗАХСТАНА В АСПЕКТЕ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ

https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-86-2-179-190

Полный текст:

Аннотация

Для мастеров современного искусства Казахстана наряду с важностью образцов классической культуры и открытий модернистского искусства единым полем традиции сегодня становится  казахское народное искусство. Интертекстуальность, постоянный диалог с разными пластами мировой и национальной живописи и скульптуры определяют поиски новой выразительности в искусстве. В данной статье  описана роль интертекстуальности в развитии новых форм художественных высказываний, а именно  как в произведениях современных казахстанских скульпторов (С. Бекботаев, Д.Сарбасов, З. Кожамкулов), ювелиров (А.Мукажанов), мастеров гобелена (А.Бапанов) сохраняется значимость ценностей родной культуры как пространства культурной памяти. Эксперименты  с материалом воспринимаются как ритуал, созидательный акт, поиск собственного авторского стиля, современных средств выражения художника. Показано, что опасность утраты собственной национальной идентичности, связанная с процессом глобализации, объясняет интерес мастеров к авторскому мифотворчеству, призванному пробудить в сознании современников духовные основы нации. Через механические детали скульпторы создают новые мифы в целях упорядочения этико-психологического состояния современного человека, в творчестве же мастеров декоративно-прикладного искусства практикуется бриколаж как соединение разных материалов и фактур, смыслов и образов, наиболее близких конструированию мифа.

Об авторах

Д. С. Шарипова
Институт литературы и искусства им. М.О. Ауэзова КН МОН РК
Казахстан

Шарипова Диляра Сафаргалиевна, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник, доцент

г. Алматы



С. Ж. Кобжанова
Государственный музей искусств РК им. А. Кастеева
Казахстан

Кобжанова Светлана Жумасултановна, кандидат искусствоведения, заместитель директора по научной работе

г. Алматы



А. Б. Кенджакулова
Институт литературы и искусства им. М.О. Ауэзова КН МОН РК
Казахстан

Кенджакулова Айнур Бериковна, старший научный сотрудник

г. Алматы



Список литературы

1. Кристева Ю. (2000) Бахтин, слово, диалог, роман (1967) // Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. М.: Лабиринт. С.427-457.

2. Ильин И. П. (1996) Интертекстуальность // Современное зарубежное литературоведение: Энциклопедический справочник. М.: Интрада. – 319 с.

3. Барт Р. (1989) Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М.: Прогресс. – 616 с.

4. Маньковская Н. (2018) Постмодернизм в эстетике // Философская антропология. Т.4. №1. С.192-230.

5. Арнольд И.В. (1999) Объективность, субъективность и предвзятость в интерпретации художественного текста // Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность: Сб. статей. СПб. С.341-350.

6. Ассман Я. (2004) Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры. – 368 с.

7. Рикер П. (2004) Память, история, забвение. М.: Изд-во гуманитарной литературы. – 725 с.

8. Нора П. (1999) Франция-память.СПб.: Изд-во СПбГУ. – 328 с.

9. Инсталляции из проволоки украсят столицу (2017) [Электронный ресурс] https://www.inform.kz/ru/installyatsii-iz-provoloki-ukrasyat-stolitsu_a3386941 (дата обращения: 12.12.2020)

10. Lushnikova G. I., Osadchaia T. Iu. (2018) Modern existentialist novel: code-mixing. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. №11. P. 106-119.

11. В Esentai Gallery состоялось открытие выставки «Ритм тишины» (2015) [Электронный ресурс] –– https://kursiv.kz/news/pischa-dlya-uma/2015-10/v-esentai-gallery-sostoyalos-otkrytie-vystavki-ritm-tishiny (дата обращения: 05.11.2020)

12. Островский И. (2017) Пустоты в скульптуре Генри Мура //Искусствознание. Журнал по теории и стории искусства. №3. С. 232-249. http://artstudies.sias.ru/upload/isk_2017_3_232-249_ostrovskiy.pdf (дата обращения: 07.12.2020)

13. Шарипова Д.С. (2017) Проблема орнаментальности в скульптуре Казахстана ХХ-XXI вв. // Казахский традиционный орнамент в современном изобразительном искусстве Казахстана. Алматы: ИЛИ МОН РК. – С. 83-100.

14. Леви-Стросс К. (1994) Первобытное мышление. М.: Республика. – 384 с.

15. Тулеубаева М. (2018) Алматинцы трут подкову скульптуры лошади, чтобы обрести счастье [Электронный ресурс] – http://www.nur.kz/1759840-almatincy-trut-podkovu-skulptury-losadi-ctoby-obresti-scaste.html (дата обращения: 07.12.2020)

16. Олива А.Б. (2003) Искусство на исходе второго тысячелетия. М.: Художественный журнал. – 215 с.


Для цитирования:


Шарипова Д.С., Кобжанова С.Ж., Кенджакулова А.Б. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ КАЗАХСТАНА В АСПЕКТЕ КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2021;(2):179-190. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-86-2-179-190

For citation:


Sharipova D.S., Kobzhanova S.Zh., Kenzhakulova A.B. INTERTEXTUALITY IN CONTEMPORARY ART OF KAZAKHSTAN IN THE ASPECT OF CULTURAL MEMORY. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2021;(2):179-190. (In Russ.) https://doi.org/10.52512/2306-5079-2021-86-2-179-190

Просмотров: 103


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)