Символ мирового дерева в ритуально-бытовой практике казахов
Аннотация
Образ мирового дерева в мифологии народов мира символизирует axis mundi – центр вселенной, место создания пространства и времени. Этот универсальный мифологический символ несет в себе также смысл амбивалентности жизни и смерти. Концепция мирового дерева в разных аспектах традиций жизненного цикла человека имеет многообразие смыслов. От колыбели и до погребения это символическое «дерево» сопровождало обряды казахского народа. В культуре казахского народа мировое дерево выступает ключевым элементом кодификации мира и присутствует во всех пластах традиционного мировоззрения. В обрядах казахов символ мирового дерева со временем получил дополнительную трактовку, внося трансформацию изначального смысла. Предпринятый в статье семантический анализ позволил приблизиться к изначальному значению мирового дерева, рассматривая его в качестве ключевого элемента структуры казахского традиционного миропонимания. Структурно-семиотический и сравнительный методы, используемые в данном исследовании, способствовали изучению символа мирового дерева в ритуально-бытовой практике казахского народа. Авторы пришли к выводу, что используемые в быту бакан, коновязь и ритуальный посох отражают представление казахского народа о мировом дереве не только как о сакральном центре мира, но и как об упорядочивающем хаос элементе.
Ключевые слова
Об авторах
Д. К. СайкеневаКазахстан
Сайкенева Динара Кайратовна – PhD, старший преподаватель кафедры Востоковедения
Алматы, ул. Муратбаева, 200
А. Б. Наурзбаева
Казахстан
Наурзбаева Альмира Бекетовна – д. филос. н., профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Алматы, ул. Абылайхана, 86
А. Р. Хазбулатов
Казахстан
Хазбулатов Андрей Равильевич - доктор философии (PhD), ассоциированный профессор, генеральный директор
Алматы, ул. Толе би, 35/23
Список литературы
1. Топоров В.Н. Мировое дерево. Универсальные знаковые комплексы. Т.1. - М.: Рукописные памятники Древней Руси. 2010. – 448с.
2. Элиаде М. Космос и история. Избранные труды. – М.: «Прогресс», 1987– 299 с.
3. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. - М.: «Политиздат». 1980- 832 с.
4. Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. – Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние. 1988– 225с.
5. Сатанар М.Т. К семиотической интерпретации мифологического образа древа Аал Луук Мас в эпосе олонхо// Oriental Studies (Вестник КИГИ РАН), 2020. Том 13. № 4. С.1135-1154.
6. Шараева Т.И. Сакральный код в пространстве традиционного жилища у калмыков// Oriental Studies (Вестник КИГИ РАН), 2020. Том 13. № 1. С.41-54.
7. Ormsby A.A. Diverse values and benefits of urban sacred natural sites// Trees, forests and people. 2021 (6) https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2666719321000753?via%3Dihub
8. Ngulani Т., Shackleton C.M. Use of public urban green spaces for spiritual services in Bulawayo, Zimbabwe // Urban Forestry & Urban Greening. 2019. Vol.38, pp. 97-104.
9. Dampilova L.S. Mythologizing history in Buryat Shamanic rites// Archeology, Ethnology & Anthropology of Eurasia, 2021. Vol 49(2), pp.118-124.
10. Уарзиати В.С., Галиев А. А. Символы и знаки великой степи (История культуры древних номадов)/ Ответ. ред. А.К. Султангалиева. - Алматы. 2006– 160 с.
11. Тохтабаева Ш. Ж. Этикетные нормы казахов. Часть I. Будни и праздники. Товарищество с ограниченной ответственностью «LA GRÂCE». 2017– 221 с.
12. Валиханов Ч.Ч. Избранные произведения, М: Наука. 1986. – 414с.
13. Токтабай А. Культ коня у казахов. - Алматы: КазИздат-КТ. 2004– 121с.
14. Катанов Н.Ф. Качинская легенда о сотворении мира. – Изд-во ОАИЭ. 1894. – Т.12. – Вып.2. – С.185-188.
15. Жанабаев К. Тюркский миф в эпосе, обряде и ритуале: монография. – Алматы: Казак университеты. 2016– 154 с.
16. Сорокин С.С. К проблеме этнической истории тюркоязычных народов Сибири. // Проблемы происхождения и этнической истории тюркских народов Сибири. Томск: ТГУ, 1987. С.7-18.
17. Ажигали С.Е. Архитектура кочевников - феномен истории и культуры Евразии (памятники Арало-Каспийского региона). Алматы: «Гылым». 2002- 645 с.
18. Аристов Н. А. Опыт выяснения этнического состава киргиз-казаков Большой Орды и каракиргизов на основании родословных сказаний и сведений о существующих родовых делениях и о родовых тамгах, а также исторических данных и начинающихся антропологических исследований // Живая Старина. 1894. Вып. 3-4. – С. 391–486.
19. Алтынсарин И. Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства // Записки Оренбургского отдела Императорского Русского Географического Общества / Императорское Русское Географическое Общество, Оренбургский отдел. – Казань: Университетская типография, 1870. – Вып. 1. – С. 117 - 136.
20. Кастанье И.А. Древности Киргизской степи и Оренбургского края //Труды Оренбургской учёной архивной комиссии. Вып. 22. Оренбург. 1910. -329с.
21. Тохтабаева Ш. Ж. Этикетные нормы казахов. Часть II. Семья и социум. –Алматы: Товарищество с ограниченной ответственностью «LA GRÂCE». 2017– 168 с.
22. Диваев А. Древнекиргизские похоронные обычаи. - Казань : типо-лит. Имп. ун-та, 1897. - 8 с.
23. Толеубаев А. Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов (Х1Х – начало XX века). – Алма-Ата: Гылым. 1991– 214с.
24. Бекхожина Т. Песни-плачи жоктау // Музыкознание. – Алма-Ата: Мин-во высш. и ср. спец. образования Каз. ССР. 1971. – Вып. V. – С. 71–77.
25. Суразаков С.С. Из глубины веков. – Горно-Алтайск: Алт. кн. изд-во: Горн.-Алт. отд-ние, 1982. - 144 c.
26. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. –М: «Языки русской культуры», 1996. – 464с.
Рецензия
Для цитирования:
Сайкенева Д.К., Наурзбаева А.Б., Хазбулатов А.Р. Символ мирового дерева в ритуально-бытовой практике казахов. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2022;(4):6-16. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2022-92-4-6-16
For citation:
Saikeneva D.K., Naurzbayeva A.B., Khazbulatov A.R. The symbol of the world tree in the ritual and everyday practice of the Kazakhs. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2022;(4):6-16. (In Russ.) https://doi.org/10.52512/2306-5079-2022-92-4-6-16