Preview

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Расширенный поиск

Единое национальное тестирование - путь к высшему образованию

https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-94-2-31-43

Аннотация

Статья посвящена обсуждению вступительных экзаменов как средства оценки знаний и способностей абитуриентов при поступлении в университеты. Цель статьи - оценить эффективность единого национального тестирования. В статье анализируются основные этапы и особенности системы вступительных экзаменов в высшие учебные заведения Казахстана. Рассматриваются различные аспекты вступительных экзаменов, включая их цели, форматы и содержание. Авторы обсуждают недостатки и преимущества, возможности и пути совершенстования организации единого национального тестирования. Представлена сравнительная характеристика зарубежных систем вступительных экзаменов. Выявляются основные направления реформирования системы вступительных экзаменов, предлагаются возможные пути решения обозначенных проблем в эпоху турбулентности. Основываясь на многочисленных исследованиях, авторы отмечают, что вступительные экзамены могут быть решающим фактором приема в университет, поскольку позволяют объективно оценить академические способности и потенциал абитурентов. При этом отмечается, что вступительные экзамены могут не отражать истинных способностей и потенциала студентов. Авторы делают вывод, что единое национальное тестирование является важным инструментом в отборе студентов, но есть необходимость постоянного совершенствования форматов и методов его проведения, чтобы обеспечить более справедливый и достоверный отбор претендентов.

Об авторах

М. Замирбеккызы
Евразийский Национальный университет имени Л.Н. Гумилева
Казахстан

докторант 3 курса специальности «8D04114 – «Финансы»

Астана, 010000, ул. Сатпаева 2



Ж. Б. Булакбай
Евразийский Национальный университет имени Л.Н. Гумилева
Казахстан

кандидат экономических наук, доцент

Астана, 010000, ул. Сатпаева 2



Список литературы

1. OECD (2019) Skills Strategy 2019: Skills to shape a better future [Электронды ресурс]. – https://dx.doi.org/10.1787/9789264313835-en

2. Қазақстан Республикасының «Білім туралы» Заңы (2007) [Электронды ресурс]. – https://adilet.zan.kz/kaz/docs/V1700015173

3. Levin B. (1998) An Epidemic of Education Policy: (What) Can We Learn from Each Other? // Comparative Education 34, no. 2: 131–41. http://www.jstor.org/stable/3099797

4. Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2021 жылғы 12 қазандағы № 726 қаулысы (2021) [Электронды ресурс]. – https://adilet.zan.kz/kaz/docs/P2100000726

5. Winter L. et al. (2014) The culture and practice of assessment in Kazakhstan: The Unified National Test, past and present. Educational reform and internationalisation: The case of school reform in Kazakhstan : 106-132

6. Jumabayeva J. (2016) The key drivers of the Unified National Test in Kazakhstan: a critical analysis of its impact on school leavers // NUGSE Research in Education Journal. Volume 1. Issue 2. https://nur.nu.edu.kz/handle/123456789/2088

7. Ядрова С. В. (2012) Проблемы математической подготовки школьников в логике ЕНТ и пути их решения.

8. OECD (2007) Reviews of National Policies for Education: Higher Education in Kazakhstan 2007, OECD Publishing, 2007 [Электронды ресурс]. – https://www.oecd.org/education/Education-Policy-Outlook-Country-Profile-Kazakhstan-2018.pdf

9. OECD (2018) Education Policy Outlook Kazakhstan, [Электронды ресурс]. — https://www.oecd.org/education/Education-Policy-Outlook-Country-Profile-Kazakhstan-2018.pdf.

10. Atkinson R. C. (2009) The new SAT: A test at war with itself //annual meeting of the American Educational Research Association, San Diego, CA

11. Mattern K. D., Patterson B. F. (2011) The Relationship Between SAT® Scores and Retention to the Second Year: Replication with the 2009 SAT Validity Sample // New York: College Board. – Т. 2013.

12. Cronbach, L. J. (1949). Essentials of psychological testing. Harper

13. Вальдман И. А. (2020) Обзор ключевых особенностей национальных экзаменов в ряде стран СНГ // Качество образования в Евразии. – №. 7. – С. 8-18

14. Поступление в вузы в постсоветских странах: экзамены как инструмент решения государственных задач (2020): сост. и науч. ред. В. А. Болотов, И.А. Вальдман, Р. В. Горбовский ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. Изд. дом Высшей школы экономики— 168 с.

15. Формат сдачи ЕНТ хотят пересмотреть в Казахстане (2022) [Электронды ресурс]. — https://kazpravda.kz/n/format-sdachi-ent-hotyat-peresmotret-v-kazahstane/].

16. Zwick R. (2019) Assessment in American higher education: The role of admissions tests. The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 683(1), 130-148

17. Li W., Tong J. (2023) Impact of the New College Entrance Examination Policy on Students’ Access to Higher Education in Shanghai. EHSS 2023, 8, 310-318.


Рецензия

Для цитирования:


Замирбеккызы М., Булакбай Ж.Б. Единое национальное тестирование - путь к высшему образованию. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2023;(2):31-43. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-94-2-31-43

For citation:


Zamirbekkyzy M., Bulakbay Z.M. Unified national testing: pathway to higher education. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2023;(2):31-43. (In Kazakh) https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-94-2-31-43

Просмотров: 469


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)