Preview

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Расширенный поиск
№ 2 (2023)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ НАУК 

10-21 334
Аннотация

В этой статье исследуются взаимоотношения между университетами и школами. Она основана на личном опыте автора за его долгую карьеру в сфере высшего образования, когда он работал во многих университетах различного типа. Об этом также свидетельствует его непосредственное участие в исследованиях, посвященных партнерству между школой и университетом. В нем рассматриваются такие фундаментальные аспекты, как характер образования и основные цели обоих типов учебных заведений. Рассматриваются вопросы, возникающие в партнерстве между школой и университетом, и исследуется концепция "третьего пространства", в котором могут существовать взаимопонимание и сотрудничество. В статье освещаются проблемы, с которыми сталкиваются как университеты, так и школы при налаживании партнерских отношений. С точки зрения автора, вполне разумно, чтобы школы и учителя были доминирующими партнерами, а университетские ученые рассматривали себя в качестве сторонников, лиц, оказывающих услуги, и консультантов.
В конце 1990-х годов факультет образования Кембриджского университета попросил автора поработать в рамках нового партнерства со школами в графстве Хартфордшир. Сеть HertsCam, как ее стали называть, создала Руководящий комитет, членами которого были директора школ и представитель районных властей. Это хорошо работало до тех пор, пока университет не предпринял шаги, чтобы попытаться ввести более высокую плату, обязательное обучение количественным методам исследования и покончить с опытными преподавателями в команде магистратуры. Руководящий комитет счел это неприемлемым, поэтому предпринял решительные действия и провозгласил независимость. HertsCam стала зарегистрированной благотворительной организацией (НПО), управляемой попечительским советом, в котором доминируют директора школ. Это позволило членам сети более полно осознать идею непозиционного лидерства учителей

22-30 363
Аннотация

Язык играет решающую роль в образовании; тем не менее, ежедневно учителям и руководителям школ приходится ориентироваться в сложной сети конкурирующих и часто противоречащих друг другу приоритетов в отношении различных аспектов языкового образования. Это включает в себя поддержку изучения учащимися родного языка и развитие грамотности, сохранение преподавания иностранных языков в учебной программе и учет роли других местных языков, на которых говорят учащиеся. Однако, хотя вопросы языка, несомненно, актуальны для всех учителей, языковая политика на школьном уровне, которая направлена на предоставление четких указаний, подкрепленных четким набором принципов, слишком часто бросается в глаза из-за их отсутствия. Например, учителя часто предоставлены самим себе, чтобы решать, следует ли и каким образом выделять место для других языков в классе; возникают такие вопросы, как использовать ли родной язык в классе иностранного языка или "разрешить" учащимся-мигрантам использовать свой родной язык в качестве ресурса для обучения. Таким образом, цель данной статьи - дать обзор некоторых ключевых теоретических взглядов на многоязычие в классе и рассмотреть некоторые практические последствия для школ при разработке языковой политики, основанной на исследованиях. В нем будут кратко изложены некоторые предварительные выводы проекта, в ходе которого была проанализирована школьная политика, касающаяся языка, по репрезентативной выборке из 998 средних школ Англии. Учителям и исследователям будет предложено сотрудничать для разработки основанной на исследованиях, согласованной языковой политики на школьном уровне, которая учитывает все аспекты изучения языков в школах.

31-43 414
Аннотация

Статья посвящена обсуждению вступительных экзаменов как средства оценки знаний и способностей абитуриентов при поступлении в университеты. Цель статьи - оценить эффективность единого национального тестирования. В статье анализируются основные этапы и особенности системы вступительных экзаменов в высшие учебные заведения Казахстана. Рассматриваются различные аспекты вступительных экзаменов, включая их цели, форматы и содержание. Авторы обсуждают недостатки и преимущества, возможности и пути совершенстования организации единого национального тестирования. Представлена сравнительная характеристика зарубежных систем вступительных экзаменов. Выявляются основные направления реформирования системы вступительных экзаменов, предлагаются возможные пути решения обозначенных проблем в эпоху турбулентности. Основываясь на многочисленных исследованиях, авторы отмечают, что вступительные экзамены могут быть решающим фактором приема в университет, поскольку позволяют объективно оценить академические способности и потенциал абитурентов. При этом отмечается, что вступительные экзамены могут не отражать истинных способностей и потенциала студентов. Авторы делают вывод, что единое национальное тестирование является важным инструментом в отборе студентов, но есть необходимость постоянного совершенствования форматов и методов его проведения, чтобы обеспечить более справедливый и достоверный отбор претендентов.

44-55 301
Аннотация

Нугманова Амина Абдукаримовна (1928-2007) – известная певица, ученый-исследователь, общественный деятель, великий педагог, посвятивший свою жизнь искусству, науке. Амина Абдикаримовна, всю свою сознательную жизнь трудившаяся на благо общества, была наделена искренним вниманием и любовью своего народа, внесла большой вклад в развитие и процветание казахского песенного искусства. Как творчески разносторонная личность, она проявила себя как замечательная исполнительница народных песен, как ученый проводила экспериментальное исследование по теме кандидатской диссертации о вокальной подготовке детей разного возраста. В течение многих лет она работала в Казахском государственном женском педагогическом институте преподавателем по вокалу и заведующей кафедрой. Большинство своих трудов она посвятила проблеме вокального воспитания детей и подростков на основе казахского песенного творчества. Предложенная ею методика вокального воспитания детей эффективна и приемлема в практике современной общеобразовательной школы. Она верно понимает проблему качества проведения урока пения. Убеждает в том, что на уроках учащиеся в основном овладевают нотной грамотой, тогда как перед учителем должна стоять другая главная цель — научить детей понимать музыку, наслаждаться ею, развивать музыкальный слух, хороший вкус и наряду с этим, прививать и хорошие вокальные навыки. Амина Абдикаримовна обладала глубокими знаниями в области музыкального образования детей и юношества в результате многолетних поисков и исследовательских работ, а также высоким уровнем владения казахским, русским, китайским языками, арабской графикой, внимательно изучала, разработала и научно доказала методику обучения пению и формирования детского голоса у младших школьников.

56-70 710
Аннотация

Статья посвящена актуальным вопросам изучения кобызовой традиций в музыкальной культуре народов тюркского происхождения. Наряду с обзором различных научных исследований, в них были рассмотрены такие сложные методологические вопросы, как определение исторического прототипа Коркута, дифференциация генезиса кобызового инструмента. Автор затрагивает вопросы, связанные со сложностью познания исторического прототипа Коркута на основе фольклорного жанра - легенды. На основе шаманских напевов, которые без должной научной аргументации стали приписываться Коркуту, освещает стадиальные этапы формирования кобызовых напевов от сарына до инструментального кюя. Автор, как и другие исследователи, склонен считать, что сведения о Коркуте как о первом создателе кобыза не совсем историчны, ибо география распространения кобыза намного шире тех народов, которым известно имя Коркута. Что же касается музыкальных инструментов, созвучных с термином «кобыз», то они известны не только казахам, но и народам тюркского, даже славянского происхождения. Автор делает вывод, что в средние века слово «кобыз» обозначало общий музыкальный инструмент, а затем применялось к щипковым и смычковым хордофонам. Все это приводит к тому, что исторический прототип Коркута следует начать с изучения историко-этнических и генеалогических источников.

71-83 277
Аннотация

В статье представлены результаты семиотического анализа вымышленных миров в трансмедийных франшизах. В качестве объекта были выбраны вымышленные миры ряда популярных повествований в жанре фэнтези, а также историй о супергероях. В соответствии с заявленной во введении целью данное исследование фокусируется на том, как визуальные и повествовательные конвенции способствуют циркуляции определенных коннотативных смыслов между различными произведениями трансмедийной франшизы, поддерживая идеологическую однородность ее вымышленного мира, а также каким образом смена идеологии может способствовать дальнейшему развитию франшизы и расширению ее вымышленного мира. В работе была изучена связь между понятием идеологии и оппозицией добра и зла в массовых нарративах. Было показано, как именно популярная культура пытается продемонстрировать «генетическое родство» с литературной классикой и фольклором через жесткое деление персонажей на «плохих» и «хороших». Семиотический анализ ряда трансмедийных повествований выявил, как использование визуальных конвенций в репрезентации добра и зла обеспечивает предпочтительное прочтение нарратива членами аудитории. В более широкой перспективе делается вывод о том, что современные массовые повествования, стремясь расширить целевую аудиторию, отличаются определенной идеологической гибкостью, отказываясь от идеологии белого патриархального капитализма, характерной для более ранних произведений.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 

85-97 492
Аннотация

Качество образования, компетентность специалистов, задача подготовки конкурентоспособных квалифицированных специалистов, формирование академической грамотности, международные исследования «PIRLS» как важный фактор социально-экономического развития страны, стали важными приметами эпохи глобализации. Формирование академической грамотности в области международных исследований играет важную роль в развитии человеческого потенциала. Международные исследователи и ученые акцентируют внимание на сущности и значении PIRLS и уделяют особое внимание качеству образования. Кроме того, понятие качества в образовании стало очень популярным в стране. Многие международные организации установили международные стандарты оценки образования в отдельных странах-претендентах, например, PIRLS, TIMSS, PISA.
Приводятся тестовые задания на усвоение пройденного материала в целях дифференциации уровней знаний учащихся. Авторы провели анкетирование по пяти направлениям: 1) тестовые задания для учащихся по тексту, 2) анкета для администрации школы, 3) анкета для учителя, 4) анкета для учащихся, 5) анкета для родителей. Тестовые задания позволяют получить необходимую информацию, сделать выводы, интерпретировать действия главных героев, закрепить образец текста и получить первичную экспертизу структуры. Анкета представляет собой оценку процесса выполнения требований к организации учебного процесса, типа школы, образовательных стандартов и общего образования.

98-112 700
Аннотация

В статье рассматривается проблема применения системы адаптивного обучения в общеобразовательных школах и вузах. В данной технологии основное место отводится обучающемуся, его деятельности, личностным качествам. Особое внимание уделяется формированию навыков чтения. Применение технологии адаптивного обучения в учебном процессе в настоящее время становится все более распространенным. Адаптивное обучение представляет собой инновационный подход, нацеленный на обеспечение качественного и результативного образования на основе учета индивидуальных особенностей и личностных потребностей каждого обучающегося. Для организации и реализации адаптивных технологий обучения в средней школе и высших учебных заведениях прежде всего следует сфокусироваться на интеграции информационных и педагогических технологий, способствующих активизации самоуправляемого и саморегулируемого обучения обучащихся и повышению эффективности учебной деятельности учащегося с применением новых информационных технологий, на основе адаптации образовательного процесса. Адаптивные образовательные программы не являются новым явлением в современной педагогической науке и практике. Следующим шагом в адаптивном обучении была персонализация образовательных процессов, которая нашла свое отражение в создании индивидуальных образовательных маршрутов и траекторий. Поэтому стоит необходимость углубленного изучения адаптивного обучения.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)