Preview

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Расширенный поиск

Исследование кобызовой традиции в музыкальной тюркологии (проблемы генезиса и типологии)

https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-94-2-56-70

Аннотация

Статья посвящена актуальным вопросам изучения кобызовой традиций в музыкальной культуре народов тюркского происхождения. Наряду с обзором различных научных исследований, в них были рассмотрены такие сложные методологические вопросы, как определение исторического прототипа Коркута, дифференциация генезиса кобызового инструмента. Автор затрагивает вопросы, связанные со сложностью познания исторического прототипа Коркута на основе фольклорного жанра - легенды. На основе шаманских напевов, которые без должной научной аргументации стали приписываться Коркуту, освещает стадиальные этапы формирования кобызовых напевов от сарына до инструментального кюя. Автор, как и другие исследователи, склонен считать, что сведения о Коркуте как о первом создателе кобыза не совсем историчны, ибо география распространения кобыза намного шире тех народов, которым известно имя Коркута. Что же касается музыкальных инструментов, созвучных с термином «кобыз», то они известны не только казахам, но и народам тюркского, даже славянского происхождения. Автор делает вывод, что в средние века слово «кобыз» обозначало общий музыкальный инструмент, а затем применялось к щипковым и смычковым хордофонам. Все это приводит к тому, что исторический прототип Коркута следует начать с изучения историко-этнических и генеалогических источников.

Об авторе

Т. А. Коныратбай
Международный казахско-турецкий университет им. Ходжи Ахмета Ясави
Казахстан

доктор филологических наук, профессор

161200, г. Туркестан, ул. Б. Саттарханова



Список литературы

1. Кароматов Ф. (1971). Музыкальные инструменты Узбекистана. Ташкент. - 324 с.

2. Сарыбаев Б. (1981). Қазақтың музыкалық аспаптары. Алматы. - 208 с.

3. Субаналиев С. (1986). Киргизские музыкальные инструменты. Фрунзе. - 212 с.

4. Семакова И. Б. (2010) О проблемах развития традиционных смычковых хордофонов финно-угорских и соседних с ними народов. Ежегодник финно-угорских исследований. https://cyberleninka.ru/article/n/oproblemah-razvitiya-traditsionnyh-smychkovyh-hordofonov-finno-ugorskih-i-sosednih-s-nimi-narodov

5. Наследие Коркыт ата - духовное сокровище тюркских народов. Алматы, 2014. - С. 146-151.

6. Материалы международной научно-практической конференции «Наследие Коркыт ата: эпическая культура, древние легенды и мелодии» и «Болат Сарыбаев и проблемы этноинструментоведения в тюркском мире». Кызылорда, 27-29 сентября 2017 г. - Алматы, 2019.

7. Қоңыратбаев Т. (1996). Ертедегі ескерткіштер. Алматы: Онер. – 248 с.

8. Аникин В. П. (1980). Теория фольклорной традиций и ее значение для исторического исследования былин. Москва: МГУ. – 331 с.

9. Исабеков Д. (2011). Қорқыт қасіреті // Материалы научно-теоретической конференции «Коркыт и сарыны Великой Степи». 21-24 сентября 2011г.. Алматы: Arna-b. – 202 с.

10. Күзембаева С. (2011). Қорқыт ата және қазақ фольклоры //Материалы научно-теоретической конференции «Коркыт и сарыны Великой Степи». 21-24 сентября 2011г. - Алматы: Arna-b. – 202 с.

11. Книга деда Коркута. http://vostlit.narod.ru/Texts/rus9/Korkut/pril31.htm.

12. Қоңыратбаев Ә. (1991). Қазақ фольклорының тарихы. - Алматы: «Ана тілі». – 288 с.

13. Пчеловодова И.В. (2015). Конструкция удмуртского традиционного струнного инструмента кубыз в терминологическом аспекте //Вестник угроведения, №1 (20). - С.46-51.

14. Ямбердиева Т. И. (2013). К истории изучения смычковых хордофонов в традиционнеой культуре луговых мари // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусства. – N4 (36).

15. Рахимов Р. Г. (2015). Кыл-кубыз – башкирский фрикционный хордофон // Тамбов: Грамота, №11 (61): в 3- х ч. Ч.1. – С.161-166.

16. Булатова Д. А. (2017). Смычковый инструментарий тюркских народов: к вопросу о терминологии // Вестник культуры и искусства. №4. – С. 152-158.

17. Булатова Д.А. (2019). О происхождении названий тюрских смычковых хордофонов // Музыка. Искусство, наука, практика, №1 (25). - С.61-68.

18. Субаналиев С. (1989). Генезис термина «кияк» (К проблеме комплексного изучения киргизского инструментального фольклора)/Народная музыка: история и типология. Сост. И. И. Земцовский. – Ленинград: ЛГИТМИК. – С. 81-88.

19. Дончев С. (1992). К вопросу о происхождении струнных смычковых инструментов в наиболее раннем появлении их в Европе// Вопросы истории и теории искусств. – Чебоксары. – С. 40-67.

20. Кашкари М. (1997). Түрік сөздігі. Том 3. - Алматы: Хант. – 600 б.

21. Сузукей В. Ю. (2008). Игил // Музыкальные инструменты: энциклопедия. – Москва: Дека-ВС. – С. 225-226.

22. Радлов В. В. (1899). Опыт словаря тюркских наречий. – Т.4. – СПб. – Т.2. Ч.1. – 1052 с.

23. Қоңыратбаев Ә., Қоңыратбаев Т. (1991). Көне мәдениет жазбалары. - Алматы: Қазақ университеті. – 400б.

24. Коныратбай Т. Древние напевы кобыза //Naukowa przestrzen Europa – 2014. Materialy X miedzynarodowel naukowi-praktycznej konferencjl. Przemysi Nauka I studia 2014. – C. 72-78.

25. Қоңыратбай Т. (2011). Қазақ музыкасының тарихы. - Алматы: «Дәуір». – 264 б.

26. Древнетюркский словарь (1969). - Ленинград. – 715 с.

27. Кашкари М. (1997). Түрік сөздігі. Т. 1 - Алматы: Хант. – 422 б.

28. Омарова Г.Н. (2009). Кобызовая традиция. Вопросы изучения казахской традиционной музыки. – Алматы: Каз.нац.академия искусств. – 519 c.

29. Эйхгорн А.Ф. (1885). Полная коллекция музыкальных инструментов народов Центральной Азии. Каталог. - СПб.: Типография Ю. Штауфа (И. Фишона).

30. Рашид ад-Дин. (1952). Сборник летописей. - М. – Л.– Т.1. Кн.1 .

31. Уразалиева К. (2012). Кобызовая традиция на современном этапе // Мысль, №9. – С. 67-70.

32. Уразалиева К. (2010). Кобызовое исполнительное искусство. – Алматы. Автореф. дисс... канд. искусствоведения.

33. Жумабекова Л. (2010). Казахское кобызовое искусство: генезис и эволюция. – Алматы. Автореф. дисс... канд. искусствоведения

34. Медеубек М. (2021). Кылкобыз и типологические родственные инструменты в музыкальной культуре тюркских народов Центральной Азии. – Алматы: Диссертация на соискание степени PhD.

35. Таттибайкызы А. (2022). Казахский кобыз в его становлении и эволюции в процессе развития национальной музыкальной культуры. - СПб. Автореф. дисс...канд. искусствоведения.


Рецензия

Для цитирования:


Коныратбай Т.А. Исследование кобызовой традиции в музыкальной тюркологии (проблемы генезиса и типологии). Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2023;(2):56-70. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-94-2-56-70

For citation:


Kongyratbay T.K. Study of kobyz tradition in musical turkology (genesis and typology problems). Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2023;(2):56-70. (In Kazakh) https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-94-2-56-70

Просмотров: 713


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)