Preview

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Расширенный поиск

Семиотика вымышленных миров: идеологическая (не)однородность трансмедийных франшиз (на примере повествований в жанре фэнтези и историй о супергероях)

https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-94-2-71-83

Аннотация

В статье представлены результаты семиотического анализа вымышленных миров в трансмедийных франшизах. В качестве объекта были выбраны вымышленные миры ряда популярных повествований в жанре фэнтези, а также историй о супергероях. В соответствии с заявленной во введении целью данное исследование фокусируется на том, как визуальные и повествовательные конвенции способствуют циркуляции определенных коннотативных смыслов между различными произведениями трансмедийной франшизы, поддерживая идеологическую однородность ее вымышленного мира, а также каким образом смена идеологии может способствовать дальнейшему развитию франшизы и расширению ее вымышленного мира. В работе была изучена связь между понятием идеологии и оппозицией добра и зла в массовых нарративах. Было показано, как именно популярная культура пытается продемонстрировать «генетическое родство» с литературной классикой и фольклором через жесткое деление персонажей на «плохих» и «хороших». Семиотический анализ ряда трансмедийных повествований выявил, как использование визуальных конвенций в репрезентации добра и зла обеспечивает предпочтительное прочтение нарратива членами аудитории. В более широкой перспективе делается вывод о том, что современные массовые повествования, стремясь расширить целевую аудиторию, отличаются определенной идеологической гибкостью, отказываясь от идеологии белого патриархального капитализма, характерной для более ранних произведений.

Об авторе

В. В. Фурс
Европейский Гуманитарный университет
Литва

кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук

01127,  г.Вильнюс, ул. Савичяус 17



Список литературы

1. Wolf, M.J.P (ed.) (2017) Revisiting imaginary worlds. – New-York, London: Routledge. 406 p.

2. Alzamora, G. (2019). A Semiotic Approach to Transmedia Storytelling // The Routledge Companion to Transmedia Studies. – New-York, London: Routledge. P.595 – 606.

3. Jenkins, H. (2010) Transmedia education: the 7 principles revisited http://henryjenkins.org/blog/2010/06/transmedia_education_the_7_pri.html

4. Ельмслев, Л. (2006). Пролегомены к теории языка. – Москва: КомКнига. 248 с.

5. Косиков, Г. К. (1994) Идеология. Коннотация. Текст (по поводу книги Р. Барта "S/Z") // Барт Р. S/Z. – Москва: Ad Marginem, 1994. С. 277-302. https://forlit.philol.msu.ru/lib-ru/kosikov4-ru

6. Барт, Р. (1975). Основы семиологии // Структурализм: «за» и «против». – Москва: Прогресс. Сс. 114 - 163.

7. Барт, Р. (1989). Риторика образа // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – Москва: Прогресс. Сс. 297 – 318.

8. Эко, У. (2007). Повествовательные структуры в произведениях Иэна Флеминга //Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб: Симпозиум. Сс. 237 -269.

9. Пропп, В. (2001) Морфология волшебной сказки. – М.: Лабиринт. 143 с.

10. Johnson J. (2012) Super-history: Comic book superheroes and American society, 1938 to the present. – Jefferson, North Carolina, and London: McFarland. 220 р.

11. Кавелти, Дж. Г. (1996) Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение, 1996, № 22, с.33-64. https://www.metodolog.ru/00438/00438.html

12. Аристотель (1927) Поэтика. – Ленинград: Academia. 121 c. https://imwerden.de/pdf/aristotel_poetika_academia_1927__ocr.pdf

13. Лосев, А. Ф., Шестаков, В.П. (1965). История эстетических категорий. – Москва: Искусство. 376 стр.

14. Benshoff, H.M., Griffin, S. (2009). American ideologies: discrimination and resistance // America on Film: Representing Race, Class, Gender, and Sexuality at the Movies https://books.google.by/books?id=8PwiBBLhwGEC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=true

15. Peralta, C. (2021). Irony and Iron Man. The Marvel Cinematic Universe and the postmodern rejection of values // Isn't it ironic? Irony in contemporary popular culture. London: Routledge. https://www.academia.edu/71370061/_Irony_and_Iron_Man_The_Postmodern_Values_of_the_Marvel_Cinematic_Universe_

16. Перумов, Н. (1993). Кольцо тьмы https://fantasy-worlds.org/series/id1819/

17. Васильева, Н., Некрасова, Н. (1995). Черная книга Арды https://fantlab.ru/work11105

18. Фрай, Н. (1987) Анатомия критики. http://readeralexey.narod.ru/Library/Frye_1987.pdf

19. Женетт, Ж. (1998). Повествовательный дискурс // Фигуры. В двух томах. Москва: Изд-во им. Сабашниковых. Сс. 60 – 280.


Рецензия

Для цитирования:


Фурс В.В. Семиотика вымышленных миров: идеологическая (не)однородность трансмедийных франшиз (на примере повествований в жанре фэнтези и историй о супергероях). Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2023;(2):71-83. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-94-2-71-83

For citation:


Furs V.V. Semiotics of the fictional worlds: ideological (in)homogeneity of the transmedia franchises (by the example of fantasy stories and stories about superheroes). Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2023;(2):71-83. (In Russ.) https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-94-2-71-83

Просмотров: 277


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)