Применение технологии адаптивного обучения в учебном процессе
Аннотация
В статье рассматривается проблема применения системы адаптивного обучения в общеобразовательных школах и вузах. В данной технологии основное место отводится обучающемуся, его деятельности, личностным качествам. Особое внимание уделяется формированию навыков чтения. Применение технологии адаптивного обучения в учебном процессе в настоящее время становится все более распространенным. Адаптивное обучение представляет собой инновационный подход, нацеленный на обеспечение качественного и результативного образования на основе учета индивидуальных особенностей и личностных потребностей каждого обучающегося. Для организации и реализации адаптивных технологий обучения в средней школе и высших учебных заведениях прежде всего следует сфокусироваться на интеграции информационных и педагогических технологий, способствующих активизации самоуправляемого и саморегулируемого обучения обучащихся и повышению эффективности учебной деятельности учащегося с применением новых информационных технологий, на основе адаптации образовательного процесса. Адаптивные образовательные программы не являются новым явлением в современной педагогической науке и практике. Следующим шагом в адаптивном обучении была персонализация образовательных процессов, которая нашла свое отражение в создании индивидуальных образовательных маршрутов и траекторий. Поэтому стоит необходимость углубленного изучения адаптивного обучения.
Об авторах
Т. Т. ТурсыноваКазахстан
кандидат педагогических наук, доцент
010000, г.Астана, ул. Сатпаева, 2
К. М. Сагинов
Казахстан
доктор PhD по педагогике, старший преподаватель
010000, г.Астана, ул. Сатпаева, 2
С. М. Бахишева
Казахстан
доктор педагогических наук, ассоциированный профессор
090000, Уральск, пр. Н.Назарбаева 208
Список литературы
1. Brusilovsky P. Adaptive and Intelligent Web-based Educational Systems// International Journal of Artificial Intelligence in Education – 2003. – №13 (2–4). – P. 159–172.
2. Carbonell J. R. AI in CAI: An Artificial-Intelligence Approach to Computer-Assisted Instruction. IEEE Transactions on Man-Machine Systems, vol. 11, no. 4, pp. 190-202, Dec. 1970, doi: 10.1109/TMMS.1970.299942.
3. Castañeda L., Selwyn N. (2018). More than tools? Making sense of the ongoing digitizations of higher education. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 15(1), 1-10. https://doi.org/10.1186/s41239-018-0109-y
4. Castro, R. (2019). Blended learning in higher education: Trends and capabilities. Education and Information Technologies, 24(4), 2523-2546. Retrieved from: https://eric.ed.gov/?id=EJ1222389
5. Гуслова М. Н. (2010) Инновационные педагогические технологии : учеб. пособие для сред. проф. Образования. М.: Академия.
6. Растригин Л.А., Эренштейн М.Х. (1988) Адаптивное обучение с моделью обучаемого. Рига: Зинатне, 1988. - 160 с.
7. «Биология сабағында бейімді-белсенді оқыту» педагогтердің біліктілігін арттыру курсының білім беру бағдарламасы. Астана қ., «Назарбаев Зияткерлік мектептері» ДББҰ. Педагогикалық шеберлік орталығы, 2022.
8. Nodine, T. R. (2016). How did we get here? A brief history of competency‐based higher education in the United States. The Journal of Competency‐Based Education, 1(1), 5-11. https://doi.org/10.1002/cbe2.1004 (кіру 16.02.2023).
9. Xie, H., Chu, H.-C., Hwang, G.-J., & Wang, C.-C. (2019). Trends and development in technology-enhanced adaptive/personalized learning: A systematic review of journal publications from 2007 to 2017. Computers & Education, 140, 103599. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.103599 (кіру 11.02.2023).
10. Жетписбаева Б.А., Дьяков Д.В., Изотова А.С. (2022) Теоретические представления зарубежных исследователей о смешанном обучении (blended learning) // Известия КазУМОиМЯ имени Абылай хана Серия «Педагогические науки». Том 65, № 2. DOI: https://doi.org/10.48371/PEDS.2022.65.2.001 (кіру 17.02.2023).
11. Бахишева С.М., Сагинов К.М., Кажиакпарова Ж.С., Мұхтар З.Ғ. (2022) Аралас оқыту: заманауи үрдістері, тәжірибесі және технологиялық мүмкіндіктері // Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия: Педагогика. Психология. Социология. Том 141 № 4.
12. Lavieri E. (2014). A Study of Adaptive Learning for Educational Game Design. ProQuest UMI. ISBN 9781321049602.
13. Weiss D. J. (Ed.) (2005) New Horizons in Testing: Latent Trait Test Theory and Computerized Adaptive Testing. NY.: Academic Press.
14. Кречетов И.А., Романенко В.В. (2020) Реализация методов адаптивного обучения // Вопросы образования. №2. С. 252-277
15. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Бордовской Н.В. М.: КНОРУС, 2011. - 432 с.
16. Геймификация в образовании: виды, компоненты, примеры. Источник: https://vuz24.ru/news/fakty-isobytiya/gejmifikaciya-v-obrazovanii-vidy-komponenty-primery (кіру 18.01.2023).
17. Suresh Kumar, D.N. (2018) 6 benefits you should know about adaptive learning in corporate training. eLearning Industry. Retrieved from: https://elearningindustry.com/adaptive-learning-in-corporate-training-benefits-know
Рецензия
Для цитирования:
Турсынова Т.Т., Сагинов К.М., Бахишева С.М. Применение технологии адаптивного обучения в учебном процессе. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2023;(2):98-112. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-94-2-98-112
For citation:
Tursynova T.T., Saginov K.M., Bakhisheva S.M. Application of adaptive learning technology in the educational process. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2023;(2):98-112. (In Kazakh) https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-94-2-98-112