Preview

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Расширенный поиск

Оценка потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в программе дошкольного образования

https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-95-3-21-36

Аннотация

Статья актуализирует проблему освоения типовой программы дошкольного воспитания и обучения детьми с ограниченными возможностями, интегрированными в дошкольные организации образования. В ней представлен краткий анализ ключевых аспектов педагогической диагностики и оценки особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста. Авторы отмечают, что существующий мониторинг усвоения содержания типовой программы дошкольного воспитания и обучения недостаточно ориентирован на потребности детей с ограниченными возможностями, включенных в общее образовательное пространство с нормотипичными детьми. В связи с этим они представляют и описывают инструменты оценки особых образовательных потребностей этой группы детей в процессе освоения программы в дошкольной организации образования.

Для экспериментальной проверки разработанных инструментов было проведено пилотное исследование в КГУ «Санаторный ясли-сад №21» г. Алматы. Новизна данного исследования заключается в разработке и внедрении нового метода взаимодействия воспитателей дошкольных групп в процессе психолого-педагогического сопровождения. Этот метод включает предварительную оценку умений и навыков детей с ограниченными возможностями, что дополняет и улучшает традиционный мониторинг усвоения программы дошкольного воспитания и обучения.

Статья описывает этот процесс, включая шаги и методологические подходы, применяемые участниками эксперимента. Особое внимание уделяется активизации взаимодействия между дошкольными педагогами (воспитателями, учителем казахского языка, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре), реализующими программу дошкольного воспитания и обучения, и специалистами психолого-педагогического сопровождения. В статье демонстрируется, как сотрудничество между педагогами и специалистами способствует успешной адаптации воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями, создавая условия для их полноценного развития в инклюзивной образовательной среде.

Об авторах

А. Т. Баймуратова
Национальный научно-практический центр развития специального и инклюзивного образования
Казахстан

Баймуратова Алуа Тулегеновна – к.п.н., старший методист Национального научно-практического центра развития специального и инклюзивного образования.

050008, г. Алматы, ул. Байзакова, 273а.



П. Б. Досбол
Национальный научно-практический центр развития специального и инклюзивного образования
Казахстан

Досбол Перизат Бактыбайкызы – педагог-экспериментатор Национального научно-практического центра развития специального и инклюзивного образования.

050008, г. Алматы, ул. Байзакова, 273а.



Г. Е. Сабралиева
Санаторный ясли-сад №21 г. Алматы
Казахстан

Сабралиева Гулден Есболовна – логопед-дефектолог санаторного ясли-сада №21.

050012, г. Алматы, ул. Шарипова, 71А.



Список литературы

1. Сайт АИБД ҰҒПО //www.special-edu.kz

2. Білім туралы Қазақстан Республикасының 2007 жылғы 27 шілдедегі № 319 Заңы // https://adilet.zan.kz/kaz/docs/Z070000319_

3. Мектепке дейінгі тәрбиелеу мен оқытуды дамыту моделін бекіту туралы Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2021 жылғы 15 наурыздағы № 137 қаулысы //https://adilet.zan.kz/kaz/docs/P2100000137

4. Білім беру ұйымдарында психологиялық-педагогикалық қолдап отыру қағидаларын бекіту туралы Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрінің 2022 жылғы 12 қаңтардағы № 6 бұйрығы //https://adilet.zan.kz/kaz/docs/V2200026513

5. Организационно-методические основы педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных организациях образования: Метод.рекомендации / Г.М. Коржова, Вишневская Т.А., Баймуратова А.Т., Завалишина О.В. – Алматы: ННПЦ РСИО, 2020. – 68 с.

6. Баймуратова А.Т., Дербисалова Г.С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном детском саду. Часть 1. Ситуационный анализ состояния коррекционно-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных общеобразовательных организациях Республики Казахстан: Метод.рекомендации. – Алматы, 2022. – 48 с.

7. Елисеева И.Г., Ерсарина А.К. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе: Метод. рекомендации. – Алматы, 2019. – 118 с.

8. Алехина, С.А. Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду: Сб. метод. рекомендаций / под ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2014. – 203 с.

9. Козырева О.А. Особенности и специфика образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья //Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики. – 2014. – №9-10. – С.33-37. – Серия «Гуманитарные науки».

10. Денискина В.З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения //Дефектология. – 2012. - №6. – С.17-24.

11. Самсонова, Е.В. Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду: Сб. метод. рекомендаций / под ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2014. – 203 с.

12. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2001. – 160 с.

13. Левченко И.Ю., Гусейнова А.А., Сатари В.В., Петровичева Ю.Ю. Технологии определения особых образовательных потребностей детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2022.

14. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика. – М.: Академия, 2013. – 336 с.

15. Korobeynikov I.A., Babkina N.V. Students with Special Needs and Disabilities: Predicting the Psychosocial Development in a Modern Educational Environment. Clinical Psychology and Special Education. 2021, vol. 10, no. 2, pp. 239–252.

16. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста: Метод. рекомендации под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Просвещение, 2004. – 164 с.

17. Артемьева Т.В. Методы диагностики нарушений развития детей дошкольного возраста. – Казань: Отечество, 2013. – 142 с.

18. Ерсарина А.К. Система комплексной оценки проблем психосоциального развития детей раннего возраста: Метод. рекомендации. – Алматы: ННПЦ КП, 2017.

19. Ерсарина А.К. Психолого-педагогическая диагностика нарушений сенсомоторного развития детей дошкольного возраста: Метод. рекомендации. – Алматы: ННПЦ КП, 2017.

20. Ерекше білім беру қажеттіліктерін бағалау қағидаларын бекіту туралы ҚР БҒМ 2022 жылғы 12 қаңтардағы № 4 бұйрығы // https://adilet.zan.kz/kaz/docs/V2200026618

21. Үлгілік оқу бағдарламасының мазмұнын игеру бойынша балалардың біліктері мен дағдыларының дамуына мониторинг жүргізу бойынша: Әдістемелік ұсынымдар. – Астана, 2017.


Рецензия

Для цитирования:


Баймуратова А.Т., Досбол П.Б., Сабралиева Г.Е. Оценка потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в программе дошкольного образования. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2023;(3):21-36. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-95-3-21-36

For citation:


Baimuratova A.T., Dosbol P.B., Sabralieva G.E. Assessment of the needs of children with disabilities in the preschool education program. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2023;(3):21-36. (In Kazakh) https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-95-3-21-36

Просмотров: 328


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)