Preview

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Расширенный поиск
№ 3 (2023)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ НАУК 

10-20 356
Аннотация

Целью данного исследования было изучение взглядов турецких учащихся начальной школы на загрязнение окружающей среды в школе. В этом исследовании был использован феноменологический дизайн исследования, основанный на качественных методах исследования. Исследовательская группа включала в себя в общей сложности 60 учащихся, обучающихся во 2-4 классах государственной начальной школы в Балыкесире, Турция. При сборе данных использовалась форма "Загрязнение окружающей среды". При анализе данных был использован метод контент-анализа. Ответы учащихся на каждый вопрос были проанализированы по коду и категории. Согласно результатам исследования, ученики объясняют концепцию окружающей среды такими природными красотами, как природа, лес, горы, море, почва, и понимают, что окружающая среда состоит из живых и неживых существ. Они отмечают, что загрязнение окружающей среды включает загрязнение почвы, воздуха и воды, и в основном загрязнение окружающей среды они связывают с мусором, химикатами, испарениями и неприятными запахами. Причину этого они видят в деятельности человека. Большинство учеников описали окружающую среду в своей школе как грязную. Среди причин этого можно назвать то, что учащиеся не соблюдают правила, экологическое сознание у школьников недостаточно развито, мусор выбрасывается на землю, школьные служащие недостаточно хорошо убирают в школе и т.д. Наблюдение показало, что учащиеся используют мусорные баки для предотвращения загрязнения окружающей среды в своих школах и предупреждают людей, выбрасывающих мусор в окружающую среду. Они отметили, что администрация школы и учителя также принимают необходимые меры предосторожности в этом отношении, но учащиеся должны более внимательно относиться к этому вопросу, а школьным служащим следует больше убирать территорию школы. Они предложили увеличить количество мусорных баков для вторичной переработки и ввести санкции в отношении тех, кто мусорит, когда это необходимо. Школьники заявили, что ресурсы следует использовать экономно, поскольку они ограничены, что также может помочь предотвратить загрязнение окружающей среды.

21-36 329
Аннотация

Статья актуализирует проблему освоения типовой программы дошкольного воспитания и обучения детьми с ограниченными возможностями, интегрированными в дошкольные организации образования. В ней представлен краткий анализ ключевых аспектов педагогической диагностики и оценки особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста. Авторы отмечают, что существующий мониторинг усвоения содержания типовой программы дошкольного воспитания и обучения недостаточно ориентирован на потребности детей с ограниченными возможностями, включенных в общее образовательное пространство с нормотипичными детьми. В связи с этим они представляют и описывают инструменты оценки особых образовательных потребностей этой группы детей в процессе освоения программы в дошкольной организации образования.

Для экспериментальной проверки разработанных инструментов было проведено пилотное исследование в КГУ «Санаторный ясли-сад №21» г. Алматы. Новизна данного исследования заключается в разработке и внедрении нового метода взаимодействия воспитателей дошкольных групп в процессе психолого-педагогического сопровождения. Этот метод включает предварительную оценку умений и навыков детей с ограниченными возможностями, что дополняет и улучшает традиционный мониторинг усвоения программы дошкольного воспитания и обучения.

Статья описывает этот процесс, включая шаги и методологические подходы, применяемые участниками эксперимента. Особое внимание уделяется активизации взаимодействия между дошкольными педагогами (воспитателями, учителем казахского языка, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре), реализующими программу дошкольного воспитания и обучения, и специалистами психолого-педагогического сопровождения. В статье демонстрируется, как сотрудничество между педагогами и специалистами способствует успешной адаптации воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями, создавая условия для их полноценного развития в инклюзивной образовательной среде.

37-48 329
Аннотация

Статья анализирует и сравнивает традиционную и пересмотренную таксономию Блума, фокусируясь на когнитивном домене и, в частности, на знании. Предлагается к рассмотрению двумерная модель пересмотренной таксономии Блума, так как сейчас в казахстанском образовании сложилась интересная ситуация – иерархия когнитивных навыков используется из классической таксономии, при этом концепция активных глаголов применяется уже из пересмотренной. Мы считаем, что необходимо в таком случае полностью использовать пересмотренный концепт, и в статье приводится пример матрицы для формулирования образовательных целей. Особое внимание уделяется когнитивному навыку применения, который некоторые классифицируют как низший уровень мышления, в то время как другие считают его высшим. В статье высказывается мнение, что этот навык является переходным, перекликаясь с обоими уровнями. Кроме того, в статье исследуется взаимосвязь между критическим мышлением и таксономией Блума в контексте подготовки учителей. Рассматривается, как использование таксономии Блума может способствовать развитию критического мышления у будущих педагогов, какие преимущества это может иметь в образовательной практике. Статья позволяет лучше понять эволюцию таксономии и описания когнитивных навыков и способностей, представленных в таксономии Блума, их роль в формировании компетентных учителей с умением критически мыслить и эффективно применять знания в учебной среде.

49-63 301
Аннотация

Данная статья посвящена творчеству Б. Айдарбека. Он родился в Сузакском районе Южно-Казахстанской области (1959 г.) и работал до пенсии школьным учителем. Байдильда Айдарбек ранее был более известен своей поэзией, а теперь начал находить свое место в современной казахской драматургии. Глубокий научный анализ пьес этого автора до сегодняшнего дня не проводился. Цель статьи – раскрыть мастерство драматурга в изображении прошлого и нового времени, в создании ярких образов. В работе над статьей автором использовались методы рефлексии, размышления, анализа и сравнения. Научная новизна данного исследования состоит в подробном анализе драматургии Б. Айдарбека. В ходе исследования автором был взято интервью у драматурга. Наряду с творчеством, путь автора был заполнен преподаванием. Так, в пьесе «Наставник» ("Ұстаз") раскрываются сложные стороны педагогического труда. В пьесах "Золотой трон Золотой Орды", "Возвращенное счастье", "Джахид", "Испытание судьбы", "Высота Алии", "Моя душа – моя честь", "Страна начинается с колыбели», «Грех и наказание", "Исполненное желание", "Предел лжи", «Любовь и дружба" («Алтын орданың алтын тағы», «Қайта оралған бақыт», «Жахид», «Тағдыр тауқыметі», «Әлияның биігі», «Жаным – арымның садағасы», «Ел боламын десең, бесігіңді түзе», «Күнә мен жаза», «Орындалған тілек», «Өтіріктің шегі», «Махаббат пен достық») и других произведениях отражаются моральные проблемы прошлого и настоящего. Эти пьесы были показаны на сценах народных театров Созакского района, Шымкента, Тараза, Кзылорды и Алматы.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 

65-81 318
Аннотация

В статье рассмотрено такое направление в искусстве, как Digital art, или цифровое искусство. Данное исследование проводилось в Луганской государственной академии культуры и искусств имени Михаила Матусовского на факультете изобразительного и декоративно-прикладного искусства на кафедре станковой живописи. Целью статьи является анализ и сравнительная характеристика традиционной и цифровой форм живописи, а также рассмотрение комбинированного метода, который способствует повышению качества образования. В процессе исследования выделены методы и приёмы, которые применяются на практических занятиях по дисциплинам «Академическая живопись», «Станковая композиция», «Пластическая анатомия» для подготовки студентов по специальности «Станковая живопись». Также в статье определена проблематика и актуальность использования цифровых технологий в изобразительном искусстве и образовательном процессе. Рассматриваются специфические особенности цифровой живописи в сравнении с традиционной. Исследование затрагивает вопросы перемен в системе образования с приходом и распространением компьютерных технологий. Максимальный контакт со зрителем происходит с помощью традиционных произведений. Они настраивают тактильную и физическую связь. Прослежена взаимосвязь и взаимодополнение между цифровой и традиционной формой, исследуются проблемы совмещения традиционных и цифровых технологий. Обосновано, что фундаментом в образовательном процессе и на всех стадиях обучения является академическая живопись. В качестве вывода автор указывает на важность комбинированного подхода в процессе обучения, который позволит студенту стать профессионалом, обладающим современным инструментарием.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)