Preview

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Расширенный поиск

Проблема предиктивного анализа в оценивании рисков и угроз цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь

https://doi.org/10.52512/2306-5079-2024-98-2-24-35

Аннотация

В статье в ее целевой направленности автором рассматриваются проблемные аспекты изучения вопросов, связанных с реализацией процессов цифровой трансформации в сфере образования в Республике Беларусь с учетом прогностического анализа представляемых рисков и угроз, возникающих перед обществом нарождающейся эпохи цифровизации. Во многом именно объективно и верно осуществляемое прогнозирование является опорной позицией для принятия взвешенных решений в определении стратегических направлений развития образования в его краткосрочной и долгосрочной перспективе. Анализ существующих публикаций в данной области в Республике Беларусь позволяет сделать вывод о недостаточности глубоких и системных исследований, которые в своей междисциплинарности позволили бы преодолеть методологическую неразработанность проблемы предиктивной аналитики в оценке рисков и угроз, связанных с процессами цифровой трансформации в образовательной сфере, в том числе и с учетом психолого- педагогической проблематики. Сравнительно-сопоставительный анализ исследований белорусских ученых, концептуальных положений государственных программ в сфере цифровизации образования вместе с конкретизацией применяемого понятийно-терминологического аппарата, позволили автору определить необходимые методологические основания научного поиска. В рамках научной рефлексии при учете разработанных в психолого-педагогической науке теоретико-методологических подходов автором выделены основы осуществляемого предиктивного анализа с опорой на четкое понимание ведущих тенденций развития современного образования. В статье выделены детерминанты – факторы, обуславливающие динамику технологизации образовательной сферы, специфику интеграции инновационных информационно- коммуникационных технологий в образовательную деятельность, осуществляемую ее субъектами. Отмеченные положения наряду с определением рисков и угроз цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь позволили осмыслить условия их минимизации и преодоления в императивности предлагаемых требований к их реализации

Об авторе

В. Л. Лозицкий
Полесский государственный университет
Беларусь

Лозицкий Вячеслав Леонтьевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и бизнеса

225710, г. Пинск, ул. Днепровской флотилии, 23



Список литературы

1. Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019–2025 годы: утв. Министром образования Респ. Беларусь 15.03.2019. https://drive.google.com/file/d/1T0v7iQqQ9ZoxO2IIwR_OlhqZ3rjKVqY-/view (дата обращения 26.02.2024).

2. О Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года : постановление Совета Министров Республики Беларусь, 30 нояб. 2021 г., № 683. https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C22100683 (дата обращения 26.02.2024).

3. О Государственной программе «Цифровое развитие Беларуси» на 2021—2025 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 2 февраля 2021 г., № 66. https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C22100066 (дата обращения 26.02.2024).

4. Абламейко С.В., Воротницкий Ю.И., Листопад Н.И. (2014) Стратегия информатизации и информационная безопасность системы образования в условиях развития информационного общества // Развитие информатизации и государственной системы научно-технической информации: РИНТИ–2014: материалы XIII междунар. науч. конф. (Минск, ноябрь 2014): Минск. С. 12–17.

5. Басько В.В., Воротницкий Ю.И., Курбацкий А.Н., Листопад Н.И. (2003) О некоторых вопросах стратегии информатизации образования Республики Беларусь // Информатизация образования. № 1. С. 23–28.

6. Дылян Г.Д., Ратобыльская Э.С., Цветкова М.С. (2005) Модели управления процессами комплексной информатизации общего среднего образования. Москва: БИНОМ. – 111 с.

7. Богуш В.А., Шнейдеров Е.Н. (2021) Цифровизация образования: проблемы, вызовы и перспективы // Адукацыя і выхаванне. № 1. С. 14–21.

8. Новицкий Е.Н. (2021) Цифровизация в Республике Беларусь в контексте распространения COVID–19 // Социальное знание в современном обществе: проблемы, закономерности, перспективы: материалы II междунар. науч. конф. (Минск, ноябрь 2021). Минск. С. 355-357.

9. Титаренко Л.Г. (2022) Влияние цифровизации на учебно-воспитательный процесс: перспективы и риски // Вышэйшая школа. № 1. С. 5–7.

10. Жук О.Л. (2020) Актуальные направления развития образования и научно-педагогических исследований в условиях цифровой трансформации // Педагогика. № 3. С. 5–14.

11. Зубрилина И.В. (2023) Цифровизация образования в контексте приоритетов Дорожной карты по реализации ЦУР в Республике Беларусь // Адукацыя і выхаванне. № 8. С. 11–19.

12. Карпенко И.В. (2020) Формирование новой образовательной среды // Наука и инновации. № 7 (209). С. 66– 68.

13. Унсович А.Н., Толкач А.Г. (2020) Повышение эффективности управления в системе высшего образования и качества подготовки специалистов в условиях цифровой трансформации образовательного процесса // Вестник БарГУ. Серия. «Педагогические науки. Психологические науки. Филологические науки». № 8. С. 46– 55.

14. Шевлякова-Борзенко И.Л. (2022) Конвергентные процессы в образовании: истоки, факторы, динамика // Университетский педагогический журнал. № 2. С. 3–10.

15. Лозицкий В. Л. (2024) Цифровая трансформация образования: проблемы, риски и перспективы развития // Вестник БарГУ. Серия: «Педагогические науки. Психологические науки. Филологические науки». № 1. С. 25– 32.

16. Дорожная карта по достижению Целей устойчивого развития в Республике Беларусь. https://dashboards.sdgindex.org/profiles.belarus/ (дата обращения 31.03.2024).

17. Belarus: Sustainable Development. https://hlpf.un.org/sites/default/files/vnrs/2022/VNR%202022%20Belarus%20Report.pdf (accessed: 31.03.2024).

18. Жук А.И. (2022) Дорожная карта ОУР 2030: на пути к достижению целей устойчивого развития // Образование в интересах будущего: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Минск, июнь 2022). Минск. С. 6–10.

19. Baker D., Ellis L. (2021) Future directions in digital information: predictions, practice, participation. Cambridge, MA & Kidlington, UK, Chandos Publishing. – 417 p.

20. Castaneda L., Selwyn N. (2018) More than tools? Making sense of the ongoing digitizations of higher education // International Journal of Educational Technology in Higher Education. № 15. P. 1–10. DOI:10.1186/s41239-018-0109-y.

21. Ehlers U.-D. (2020) Future skills: the future of learning and higher education. Books on Demand. – 336 p. https://www.researchgate.net/publication/344537368_Future_Skills_-_The_Future_of_Learning_and_Higher_Education (accessed: 31.03.2024).

22. Facer K., Selwyn N. (2021) Digital technology and the futures of education – towards «non-stupid» optimism // University of Bristol. https:// https://research-information.bris.ac.uk/en/publications/digital-technology-and-thefutures-of-education-towards-non-stupi (accessed: 31.03.2024)

23. McCutcheon L.R.M., Alzghari S.K., Lee Y.R., Long W.G., Marquez R. (2017) Interprofessional education and distance education: A review and appraisal of the current literature // Currents in Pharmacy Teaching and Learning. Vol. 9. Is. 4. Pp. 729–736. DOI: 10.1016/j.cptl.2017.03.011.

24. Leal Filho W., Raath S., Lazzarinic B., Vargas V.R., de Souza L., Anholon R., Quelhas O.L.G., Haddad R., Klavins M., Orlovic V.L. (2018) The role of transformation in learning and education for sustainability // Journal of Cleaner Production. Vol. 199. Pp. 286–295. DOI: 10.1016/j.jclepro.2018.07.017.

25. Williamson, B., Komljenovic, J., & Gulson, K. (Eds.). (2023). World Yearbook of Education 2024: Digitalisation of Education in the Era of Algorithms, Automation and Artificial Intelligence (1st ed.). Routledge. https://doi.org/10.4324/9781003359722.

26. Разработка программно-методического обеспечения республиканской информационно-образовательной среды : отчет о научно-исследовательской работе (заключительный) / БГУ; научный руководитель Ю.И. Воротницкий / https://elib.bsu.by/handle/123456789/236401 (дата обращения 26.02.2024)


Рецензия

Для цитирования:


Лозицкий В.Л. Проблема предиктивного анализа в оценивании рисков и угроз цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2024;(2):24-35. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2024-98-2-24-35

For citation:


Lozitsky V.L. The problem of predictive analysis in assessing the risks and threats of digital transformation of processes in the education system of the Republic of Belarus. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2024;(2):24-35. (In Russ.) https://doi.org/10.52512/2306-5079-2024-98-2-24-35

Просмотров: 70


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)