Preview

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Расширенный поиск
№ 2 (2024)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ НАУК 

10-23 45
Аннотация

Эта статья исследует пересечение образования, экономики и культуры в период COVID-19. Исследование направлено на понимание проблем, с которыми столкнулись страны, с акцентом на анализ условий образования через призму социально-экономического статуса в контексте COVID-19. В этом исследовании интегрированы количественные и качественные данные, собранные за трехлетний период пандемии COVID-19. Для создания новых перспектив и формирования возникающих концепций влияния COVID-19 на образование используется интегративный обзор литературы (Torraco, 2005). После поиска в четырех базах данных для тщательного анализа были отобраны 49 эмпирических исследований в 36 развивающихся и развитых странах. Исследование показывает, что цифровой разрыв, бедность и гендерное неравенство были значительными образовательными проблемами во время пандемии COVID-19. Студенты из семей с низким социально-экономическим статусом, особенно проживающие в сельских районах и с сильными религиозными традициями, оказались уязвимыми в образовательной системе. Они испытывали ограниченный доступ к качественному образованию и сталкивались с дискриминацией по гендерному признаку. В некоторых случаях эти обстоятельства приводили к повышенным рискам самоубийства и другим проблемам психического здоровья. Этот обзор подчеркивает основную роль дефицита образовательных ресурсов в создании социально- экономических неравенств из-за неравномерного распределения. Авторы утверждают, что процессы разработки политики должны приоритетно учитывать потребности самых уязвимых групп студентов, включая учителей-женщин, в пост-COVID-19 период. Кроме того, необходимо провести эмпирические исследования долгосрочных последствий COVID-19, широко известных как "длительный COVID-19", для самых уязвимых групп студентов

24-35 26
Аннотация

В статье в ее целевой направленности автором рассматриваются проблемные аспекты изучения вопросов, связанных с реализацией процессов цифровой трансформации в сфере образования в Республике Беларусь с учетом прогностического анализа представляемых рисков и угроз, возникающих перед обществом нарождающейся эпохи цифровизации. Во многом именно объективно и верно осуществляемое прогнозирование является опорной позицией для принятия взвешенных решений в определении стратегических направлений развития образования в его краткосрочной и долгосрочной перспективе. Анализ существующих публикаций в данной области в Республике Беларусь позволяет сделать вывод о недостаточности глубоких и системных исследований, которые в своей междисциплинарности позволили бы преодолеть методологическую неразработанность проблемы предиктивной аналитики в оценке рисков и угроз, связанных с процессами цифровой трансформации в образовательной сфере, в том числе и с учетом психолого- педагогической проблематики. Сравнительно-сопоставительный анализ исследований белорусских ученых, концептуальных положений государственных программ в сфере цифровизации образования вместе с конкретизацией применяемого понятийно-терминологического аппарата, позволили автору определить необходимые методологические основания научного поиска. В рамках научной рефлексии при учете разработанных в психолого-педагогической науке теоретико-методологических подходов автором выделены основы осуществляемого предиктивного анализа с опорой на четкое понимание ведущих тенденций развития современного образования. В статье выделены детерминанты – факторы, обуславливающие динамику технологизации образовательной сферы, специфику интеграции инновационных информационно- коммуникационных технологий в образовательную деятельность, осуществляемую ее субъектами. Отмеченные положения наряду с определением рисков и угроз цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь позволили осмыслить условия их минимизации и преодоления в императивности предлагаемых требований к их реализации

36-45 43
Аннотация

В статье описывается феномен абьюзивного поведения с опорой на исследования американских психологов. Определяя актуальность темы, автор приводит ссылки на статистические показатели по жертвам семейного насилия и указывает, что в основном такими жертвами становятся женщины и дети. В работе приводятся ссылки на известных американских исследователей в области абьюзивного поведения. Показано, что благодаря их исследованиям были описаны природа абьюзивного поведения, основные причины его возникновения, выявлены психологические черты абьюзера и составлен его психологический профиль. Опираясь на исследования в области абьюзивного поведения и описывая абьюзера как человека, который стремится получить и укрепить свою власть над жертвой, рассматриваются различные формы подобного поведения, в том числе «темной триады» как девиантной составляющей эмоционального интеллекта (неклинический нарциссизм, неклиническая психопатия и макиавеллизм) и садизма. Отталкиваясь от проанализированной информации, в статье представлен психологический портрет абьюзера с опорой на некоторые девиации его поведения. В статье также представлен обзор всеобъемлющего опыта, который был накоплен в США для решения проблем с домашним насилием, и мер, связанных с оказанием психологической помощи жертвам такого насилия

46-56 24
Аннотация

В статье приводятся данные о сходстве и различии поминальных плачей казахского народа и у разных народов мира. Проводится сравнительный анализ того, кто и как исполняет плач, чему именно придается особое значение в этом ритуале. Приводится обоснования значимости поминального плача. Пишется о месте траура в каждом исторической эпохе. Исследовано, насколько важна репутация и достоинство какой-либо личности после смерти брата, друга. Приведен сравнительный анализ использования метафор, сравнений, эпитетов в поминальных плачах. В статье представлен сравнительный анализ женских плачей у казахов, узбеков, туркмен, кыргызов, башкир, каракалпаков, русских, грузин, литовцев и латиноамериканских индейцев. Автор приводит примеры классических произведений прошлого, в том числе тюркского поэта 11 века Махмуда Кашгари, грузинского поэта 12 века Шоты Руставели, туркменского поэта 18 века Мактумкули, поэзии кыргызов в произведениях Шокана Уалиханова. Особое место занимают материалы, касающиеся жоктау (плачей), из произведений казахских поэтов Абая Кунанбаева, Машхура Жусупа Копеева, Орынбая Бертагыулы, Оралхана Бокея, Мукагали Макатаева, современного поэта Калкамана Сарина. В ходе изучения темы использованы сравнительный, текстуальный, сопоставительный, культурно-исторический, мифопоэтический и другие методы анализа литературных произведений

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 

58-69 28
Аннотация

Целью статьи является рассмотрение дополненной реальности как метода привлечения внимания и обеспечения качественного образования. В статье описаны особенности дополненной и виртуальной реальностей. Описывается использование дополненной реальности (AR) в процессе обучения студентов- живописцев при изучении дисциплины «Копирование и техника станковой живописи». Раскрывается значимость и эффективность современных технологий при создании копий картин в музейной среде. AR представляет собой технологию, которая позволяет объединить виртуальные объекты с реальным миром, создавая уникальные возможности для обучения и формирования творческого мышления. Мобильные устройства завоевали популярность в качестве образовательного инструмента, и многие учебные заведения используют их в образовательной деятельности для повышения эффективности обучения. Исследуется использование дополненной реальности в качестве средства обучения искусству и постижения его «глубины». Многие музеи используют виртуальную реальность, дополненную реальность или интерактивные экспозиции, чтобы сделать посещение более интересным и привлекательным для посетителей. Важно помнить, что успешная стратегия расширения аудитории требует постоянного анализа и адаптации. AR и VR также расширяют границы художественного образования, предоставляя возможность обучаться и взаимодействовать с художниками и работами искусства со всего мира. С помощью этих технологий студенты могут посетить виртуальные музеи и галереи, изучать и анализировать художественные произведения, а также общаться с самими художниками. Использование технологий дополненной и виртуальной реальности в образовании способствует улучшению доступности обучения для всех категорий студентов. Благодаря возможности обучаться удаленно, студенты могут получать качественное образование независимо от своего местоположения или физических ограничений. Это особенно важно для людей с ограниченными возможностями, которым традиционные формы обучения могут быть недоступны или частично доступны. Одним из основных преимуществ использования технологий дополненной и виртуальной реальности в художественном образовании является возможность создания иммерсивной образовательной среды. С помощью виртуальной реальности студенты могут погрузиться в виртуальный мир и взаимодействовать с ним, что позволяет им лучше понять различные художественные концепции и техники. Сделан вывод, что дополненная реальность в образовательном процессе повышает качество образования и позволяет студенту легче освоить и закрепить учебный материал



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)