Preview

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Полный текст:

Аннотация

В статье обосновывается необходимость формирования в учебном процессе познавательных стратегий личности, которые определяют возможность развития способности школьников к обучению. Проанализировано понятие «познавательные стратегии», раскрыта их взаимосвязь с общеучебными умениями, указано на необходимость личностной ориентации учебного процесса, как условия их формирования. Описана структура процесса формирования и развития познавательных стратегий школьников, представлена система принципов, определяющих ориентацию обучения на формирование личностных познавательных стратегий школьников. Акцент сделан на то, что развитие личностных познавательных стратегий обучающихся осуществляется через осмысление и закрепление личностного познавательного опыта. Обобщение практического опыта организации образовательного процесса позволило структурировать нормативную обобщенную познавательную стратегию решения школьной геометрической задачи, уточнить требования к системам задач, используемым в обучении математике с целью развития личностных познавательных стратегий школьников, предложить методические рекомендации по организации этапов формирования познавательных стратегий на основе работы с системами задач.

Об авторах

И. Б. Шмигирилова
Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева
Казахстан

г. Петропавловск



З. С. Какенова
Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева
Казахстан

г. Петропавловск



Список литературы

1. Абылкасымова А. Е. (1998) Познавательная самостоятельность в учебной деятельности студента. – Алматы, «Санат» 160 б.

2. Ибраева М. К. (2016) Танымдық белсенділік – философиялық, психологиялық, педагогикалық мәселе // Абай атындағы ҚазҰПУ. ХАБАРШЫ, «Педагогика ғылымдары» сериясы. ‒ №2 (50), 315-319 б.

3. Серікбаева Д. А. (2019) Математика сабақтарында өзіндік жұмыстарды қолданудың ерекшеліктері //Қазақ мемлекеттік қыздар педагогикалық университетінің Хабаршысы № 2 (78), 29-34 б.

4. Scott C. (2015) The Futures of Learning 3: What kind of pedagogies for the 21st century? UNESCO Education Research and Foresight. Paris: UNESCO Education Research and Foresight.ERF Working Paper Series, No. 15. 21 p. https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000243126

5. Lee J., Wan Z., Hui S., Ko P. (2019) More student trust, more self-regulation strategy? Exploring the effects of self-regulatory climate on self-regulated learning //The Journal of Educational Research, Vo. 112, Is. 4. https://doi.org/10.1080/00220671.2018.1553840

6. Kameneva G. A., Bondarenko T. A. (2018) Educational factors in enhancing students learning and cognitive activities within the framework of educational informatization // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, Vol. 8, no. 4, pp. 172–186. http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1804.11

7. Умарова А.М. (2019) Характеристика особенностей когнитивных процессов, участвующих в развитии творческих способностей // Вопросы педагогики. 2019. № 6-1. С. 148-150.

8. Pecheanu Е., Tudorie С. (2015) Initiatives towards an education for creativity // Procedia - Social and Behavioral Sciences. Vol. 180, p. 1520-1526. http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.301

9. Звоненко А.Б. (2019) Индивидуализация обучения в современной образовательной системе // Непрерывное образование. № 4 (30). С. 44-46. https://elibrary.ru/item.asp?id=41570275

10. Bernard R.M., Borokhovski E., Schmid R.F., Waddington D.I., Pickup D.I. (2019) Twenty-first century adaptive teaching and individualized learning operationalized as specific blends of student-centered instructional events: A systematic review and meta‐ analysi // Campbell Systematic Reviews. Vol. 15, Is.1- 2, https://doi.org/10.1002/cl2.1017

11. Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический / А. П. Гуськова, Б. В. Сотин. 4-е изд., стер. М.: Дрофа, 2008. 870 с.

12. Плигин А. А. (2005) Развитие познавательных стратегий школьников: теоретические основы и практика. М.: ЮОУ ДО, 113 с.

13. Плигин А.А. Познавательные стратегии школьников: от индивидуализации к личностно-ориентированному образованию. Монография. М.: Твои книги, 2012. 416 с.

14. Плигин А.А. Предметная деятельность, учение и целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников (ЦРПС) //Актуальные проблемы психологического знания. 2012. № 4 (25). С. 106-120.

15. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 238 с.

16. Brown A., Palincsar A. (1982). Inducing strategic learning from texts by means of informed, self-control training // Topics in Learning and Learning Disabilities Vol. 2. pp. 1-17. https://psycnet.apa.org/record/1982-22137-001

17. Hutchinson N. L. (1993). Effects of cognitive strategy instruction on algebra problem solving of adolescents with learning disabilities // Learning Disability Quarterly. Vol. 16. P. 34–63. https://doi.org/10.2307/1511158

18. Weinstein C., Mayer, R. (1986). The teaching of learning strategies. In M. Wittrock (ed.), Handbook of Research on Teaching. 3rd ed., New York: MacMillan. pp. 315-327.

19. Apaydin M., Hossary M. (2017) Achieving metacognition through cognitive strategy instruction // International Journal of Educational Management. Vol. 31, No. 6, P. 696-717. https://doi.org/10.1108/IJEM-05-2016-0130

20. Suyitno I. (2017). Cognitive Strategies Use in Reading Comprehension and its Contributions to Students' Achievement // IAFOR Journal of Language Learning. Vol. 5. Is. 3, https://doi.org/10.22492/ije.5.3.05

21. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб, 2004. 384 с.

22. Kassymova G. K et al. (2019) Cognitive Competence Based on the E-Learning /Kassymova G. K., Duisenbayeva Sh. S., Adilbayeva U. B, Khalenova A.R., Kosherbayeva A. N., Triyono M. B., Sangilbayev O. S. // International Journal of Advanced Science and Technology. Vol. 28. No.18, P.167-177. http://sersc.org/journals/index.php/IJAST/article/view/2298

23. Осипова С.И., Агишева Н.С. (2016) Познавательная активность как объект педагогического анализа //Гуманизация образования. № 2. С. 89-96.

24. Красновский Э. А. Активизация учебного познания // Советская педагогика. ‒1989. ‒ № 5. ‒ С. 9-15

25. Fe E., Gill D. (2018) Cognitive Skills and the Development of Strategic Sophistication, Novembe, Available at SSRN: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3285484.

26. Millrood R. P., Maksimova I. R. (2018) Cognitive skills in education: typology and development // Язык и культура. № 42. P. 137-151. http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000633168

27. Süß H-M.., Kretzschmar A. (2018) Impact of Cognitive Abilities and Prior Knowledge on Complex Problem Solving Performance – Empirical Results and a Plea for Ecologically Valid Microworlds //Frontiers in Psychology. 9:626. Vol.6, https://doi:10.3389/fpsyg.2018.00626

28. Чепкасова Е.В. (2019) Когнитивные способности и навыки в контексте современного образования // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. № 3 (8). С. 84-87

29. Полани М. (1985) Личностное знание. М.: Прогресс. 344 с.

30. Болбаков Р. Г. (2015) Отношения между явными и неявными знаниями // Перспективы науки и образования. № 1 (13). С. 10-16

31. Борисенков А. А. (2011) Феномен неявного знания // Философия и культура. № 5 (41). С. 59–66.

32. Шмигирилова И.Б. (2018) Развитие познавательной компетентности школьников при обучении математике: практико-ориентированная монография. М.: Издательский дом Академия Естествознания, 2018. 308 с.

33. Шмигирилова И. Б. Дидактическая ценность задачи и пути ее повышения // Наука и школа. 2018. № 6. С. 130-135.


Для цитирования:


Шмигирилова И.Б., Какенова З.С. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2020;(2):62-72.

For citation:


Shmigirilova I.B., Kakenova Z.S. COGNITIVE STRATEGIES OF SCHOOLCHILDREN AND THEIR FORMATION IN TEACHING MATHEMATICS. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2020;(2):62-72. (In Russ.)

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)