Preview
№ 2 (2020)
Скачать выпуск PDF

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 

7-14 5
Аннотация

В статье представлены основные этапы исследования, проводимые с целью приобщения обучающихся к научно-исследовательской работе. По проведенным исследованиям представлен ход научно- исследовательской работы и этапы организации исследовательской работы. В ходе исследований были проанализированы этапы организации исследовательской работы ведущих школ для обучающихся с целью формирования общего представления о специфике научного исследования. Проведенная исследовательская работа основана на повышении качества образования путем развития научных знаний обучающихся, овладения методами проведения исследований, а также интеграции учебного процесса и научно- исследовательской работы. В качестве объекта были выбраны три вида кленов (клен приречный или гиннала - А.ginnala, клен остролистный - A.platanoides и ложноплатановый клен или явор - A.pseudoplatanus), проведена интродукция их саженцев в Ботанический сад и велись фенологические наблюдения для исследования за особенностями их сезонного развития, а также изучены изменчивости морфологических признаков.

15-24 9
Аннотация

В последнее время зарубежными и отечественными учеными поднимается вопрос о необходимости владения будущими учителями исследовательской компетентностью, как одной из базовых компетентностей. Статья посвящена проблеме формирования исследовательской компетентности студентов-бакалавров по специальности "Биология". В статье раскрывается значение учебно-исследовательской, научно- исследовательской деятельности обучающихся во время лабораторных практикумов. Дается основание выбора применения адаптивно-инновационных технологий для формирования исследовательской компетентности, рассматривается краткое описание технологий, приводятся примеры применения адаптивно- инновационных технологии по дисциплинам "Физиология растений", "Биологический практикум" и "Цитология с основми гистологии".

25-34 10
Аннотация

В статье представлены материалы исследовательской практики по обучению химии в Назарбаев Интеллектуальной школе. В основе исследования – проблема затруднений учащихся в работе с учебной информацией, что затрудняет развитие информационной компетенции и естественнонаучной функциональной грамотности. Цель исследования определяется установлением корреляции между индивидуальным типом восприятия информации обучающимся, характером предоставляемого учителем учебного ресурса и организации работы обучающегося с ним, а также учебными достижениями. В основу исследовательского обучения положен дифференцированный подход как особая организация персонализированного обучения. Полученные результаты позволяют установить: учет индивидуального типа восприятия информации в предлагаемом обучении обеспечивает в конечном счете продвижение обучающегося в индивидуальной образовательной траектории.

36-43 6
Аннотация

В стaтье рaссмaтривaется актуальные проблемы, эффективнoсть мoдульнoй технoлoгии в процессе обучения неорганической химии в ВУЗе. Аргументировано обоснованы преимущества инновационного подхода в сравнении с традиционными формами обучения студентов. Прoблемa сoздaния нoвых дидaктических мoделей решaется путем oптимизaции услoвий oбучения и интенсивнoсти oбучения. Oтечественный и зaрубежный педaгoгический oпыт пoкaзaл, чтo пoкaзaтелем высoкoгo урoвня учебнo-пoзнaвaтельнoй деятельнoсти oбучaющихся является егo сaмooргaнизaция. Целью исследoвaния является рaзрaбoткa мoдульнoй технoлoгии oбучения, oбеспечивaющей фoрмирoвaние культуры безoпaснoсти жизнедеятельнoсти oбучaющихся. В статье описаны особенности использования модульной технологии и ее преимущества при преподавании дисциплины «Неорганическая химия» по специальности «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды».

44-51 7
Аннотация

Одним из наиболее распространенных вредителей пшеницы является бурая ржавчина (Puccinia recondita). В развитых странах болезни ржавчины, особенно бурая ржавчина, являются биологическим фактором, который сдерживает урожай пшеницы, что объясняется предрасположенностью популяции возбудителей к мутациям и ее способностью быстро распространяться на воздушные расстояния в несколько сотен километров. В Казахстане развитие бурой ржавчины пшеницы обнаружено на всех площадях зерновых культур. В статье описываются методы изучения причин бурой ржавчины в лаборатории на предмет фитопатологии, взаимосвязи патогена с растением-хозяином, устойчивость растений к болезням и другие способы борьбы с ним. Изучена наиболее распространенная болезнь бурой ржавчины у сортов злаков, проанализированы основные патогенные симптомы инфекционного заболевания и благоприятные условия для его развития. В ходе лабораторных работ по теме использовалась технология дифференцированного обучения в рамках проблемного метода.

ФИЗИКА, МАТЕМАТИКА, ИНФОРМАТИКА 

53-61 7
Аннотация

Решение проблемы эффективного использования современных информационных технологий в учебном процессе общеобразовательной школы приводит к необходимости выбора дидактических принципов и их обоснования. Цель исследования – определить и обосновать дидактические принципы использования информационных технологий в образовании. В результате исследования и теоретического анализа литературы по проблеме исследования, анализа лучших педагогических практик, пересмотрено и дополнено содержание дидактических принципов, которые можно конструктивно использовать в любом случае, не заменяя их новыми. Таким образом, в данной работе определены основные дидактические принципы к использованию информационных технологий в обучении. А также раскрыта сущность содержания принципов, относящихся к дидактической системе и реализуемые в учебном процессе.

62-72 15
Аннотация

В статье обосновывается необходимость формирования в учебном процессе познавательных стратегий личности, которые определяют возможность развития способности школьников к обучению. Проанализировано понятие «познавательные стратегии», раскрыта их взаимосвязь с общеучебными умениями, указано на необходимость личностной ориентации учебного процесса, как условия их формирования. Описана структура процесса формирования и развития познавательных стратегий школьников, представлена система принципов, определяющих ориентацию обучения на формирование личностных познавательных стратегий школьников. Акцент сделан на то, что развитие личностных познавательных стратегий обучающихся осуществляется через осмысление и закрепление личностного познавательного опыта. Обобщение практического опыта организации образовательного процесса позволило структурировать нормативную обобщенную познавательную стратегию решения школьной геометрической задачи, уточнить требования к системам задач, используемым в обучении математике с целью развития личностных познавательных стратегий школьников, предложить методические рекомендации по организации этапов формирования познавательных стратегий на основе работы с системами задач.

ФИЛОЛОГИЯ 

74-81 9
Аннотация

В настоящее время существует словообразование однозначных слов, которые формируют структурно- сложную лексику, образующие номинативные слова. Словосочетания претерпевают различные изменения и со временем используются как обозначения определенного предмета или понятия. Цель данного исследования - осмыслить пути формирования словосочетаний как лексикативного, так и именного, аргументировать пути его формирования как названия с помощью мнения исследователей. Дается анализ особенностей формирования сложных названий с определением грамматического значения словосочетания. Используемые в виде одного слова, они могут отдалиться от основного значения и приобретать новое значение. В данной статье рассматривается проблема формировании словосочетаний/слов, формирующих образование номинативных слов.

82-89 10
Аннотация

Мотив сновидения широко распространен в мировом фольклоре, особо отметим устную литературу и фольклор восточных народов религиозной исламской тематики, содержащие сочинения о пророке, а также героические сказания. В статье рассматриваются вопросы толкования сноведений в эпосах «Алпамыс батыр», «Орақ–Мамай», «Ер Сайын», «Карабек», «Газауат Султан». Идет речь и о роли мотива сноведений в этих произведениях. Утверждается, что само толкование сна должно интерпретироваться только в русле принятых толкований. Сновидение нельзя трактовать так или иначе по своему усмотрению. Это положение исходит из того, что сны сбывается впоследствии наяву.

90-98 12
Аннотация

В статье рассматривается процесс формирования и развития жанра толгау. Изучается роль письменной литературы в развитии толгау и насколько она повлияла на изменение традиционных признаков жанра. Анализируется вклад цифровых технологий и современного музыкального искусства в развитие жанра толгау, предлагаются научные доводы о характере трансформации толгау. Несмотря на обновление жанрообразующих элементов, рассматриваются особенности сохранениязначительных типичных формальных признаков, содержательных характеристик, а также социальной, дидактической функции направляемой адресату.

99-105 12
Аннотация

В настоящее время возрос интерес к новым методам обучения иностранному языку. В статье дается определение коммуникативного подхода в обучении языку. Коммуникативная компетентность является одним из основных компонентов обучения. Рассматриваются особенности стратегий и основные принципы коммуникативной компетенции. Подчеркивается роль коммуникативной грамматики в обучении иностранным языкам. Грамматика - это эффективный способ развития коммуникативной компетенции в обучении иностранным языкам.

106-112 7
Аннотация

Данная статья представляет подход автора к преподаванию курса информативного перевода в высшем учебном заведении. Рассмотрев несколько определений понятия «перевод», представленных мастерами данного вида деятельности, автор далее углубляется в исследование понятия и основных подтипов информативного перевода. Перевод газетно-публицистических текстов и перевод научно-популярных текстов иллюстрируются системой упражнений, направленных на формирование у студентов необходимых навыков. Приводится перечень альтернативных упражнений, применение которых может значительно расширить сферу профессиональных умений студентов - будущих переводчиков. Некоторые упражнения взяты из «Практикума по информативному переводу», выпущенного автором год назад, и успешно применяются на занятиях по информативному переводу со студентами выпускного курса университета.

113-121 9
Аннотация

Межъязыковая коммуникация может осложняться из-за несовершенства знания того или иного языка, его культурно-специфических особенностей и различия в восприятии его языковых единиц. Особенно остро данная проблема прослеживается при выражении языковой модальности. Для детального изучения категории модальности авторы исследуют значения модальных единиц двух типологически и генетически неродственных языков: казахского и немецкого. Данное языковое явление рассматривается на примере обучения казахскоязычных студентов немецкому языку. Сопоставляя оба языка, выявляются возможные сходства и различия в выражениях определенных модальных значений.

122-131 14
Аннотация

Фонетики казахского и китайского языков отличаются тем, что в казахском языке не употребляются гласные звуки подряд в одном слоге, а в китайском языке встречаются два и более гласных звука вместе. В связи с чем, под влиянием родного языка у студентов вызывает определенные трудности при произношении китайских звуков и слогов. Во-вторых, являясь одним из аналитических языков, китайский язык не имеет морфологических изменений. В китайском языке порядок слов и вспомогательные слова играют важную роль. Порядок слов в предложении китайского языка отличается от казахского языка, который очень богат морфологическими изменениями. В результате казахскоязычные студенты под влиянием родного языка допускают ошибки в построении китайских предложений. В данной статье рассматриваются трудности фонетических и граммматических аспектов языка, и способы решения вызванных трудностей в изучений китайского языка на начальном этапе.

132-140 14
Аннотация

Заимствованная лексика является неотъемлемой частью процесса изменения и существования языка, одним из основных источников пополнения словарного запаса. Заимствованная лексика отражает факты этнических, социальных, экономических и культурных связей между языковыми сообществами. В персидском языке очень много заимствованных слов, таким образом лексика персидского языка непрерывно обогащалась. К примеру, много слов из арабского, турецкого, русского, французского и английского языков. В настоящее время вместо заимствованных слов начали вводить исконно персидские слова. В статье описывается, каким образом тюркизмы вошли в персидский язык в течение длительного периода взаимодействия между иранским и тюркским народами. Такие методы, как сбор материалов, систематизация, анализ, обобщение, сравнение основных источников, историко-сравнительные и сравнительные методы были использованы для решения цели и задач данного исследования.

ИСТОРИЯ, ЭКОНОМИКА, ПРАВО 

141-150 7
Аннотация

В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с польско-советскими отношениями во время Второй мировой войны. Одним из таких событий является формирование польской армии в Казахстане и Средней Азии. В статье описываются выводы в области развития исторической науки и концепции нового исторического мышления, новых подходов к актуальным проблемам, отраженных в исследованиях ведущих ученых, также большое внимание уделено радикальным изменениями в отечественной исторической науке в последние годы. В работе использованы архивные документы с «секретными» подписями руководителей Казахстана, Узбекистана и России. Задача истории состоит в том, чтобы определить внешнюю политику государственных лидеров в этот период, а также рассмотреть пути интерпретации прошлых исторических фактов и аргументов в пользу действий своей страны на международной арене.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ 

151-159 11
Аннотация

В данной статье критическое мышление рассматривается не как образовательная технология, но образовательный идеал. Вопрос о природе критического мышления открыт до сих пор, и в статье приводятся основные концепции и определения, являющиеся важными для дальнейших дискуссий. Тем не менее, критическому мыслителю присущ набор свойств, с которым согласны приверженцы различных точек зрения. В контексте этого набора анализируются определения, принятые за рабочие в нашей стране. Далее рассматривается несогласованность в требованиях к уровню развития критического мышления школьников и студентов. В конце статьи разбираются основные возможности интеграции преподавания критического мышления студентам с целью устранения этих несоответствий и приближения к мировому образовательному идеалу.

160-169 16
Аннотация

В данной статье рассматриваются теоретические положения и практические вопросы культуроведческого аспекта развития учащегося в процессе обучения иностранному языку в начальной школе. Авторы рассматривают культуру как один из факторов, формирующих личность и создающих фундамент для межкультурного общения. В статье обсуждаются вопросы соотношения культуры и языка, исследуются вопросы создания условий, моделирующих социокультурную действительность в странах изучаемого языка. Авторы предлагают материалы и тематику культуроведческой направленности для расширения содержания в рамках детского культуроведения дополнительно к темам, представленным в типовом учебном плане по дисциплине "Иностранный язык", которые с успехом могут найти применение на занятиях по английскому языку в младших классах. В статье излагаются результаты экспериментальной работы и основные выводы по изучаемой проблеме. Исследование основано на работах известных отечественных и зарубежных методистов, ученых, занимающихся проблемой межкультурного общения, изучении передового педагогического опыта, личных изысканий авторов.

170-179 13
Аннотация

В статье рассмотрена эффективность междисциплинарного подхода. При интеграции предметов были рассмотрены темы четырех предметов 4-го класса. На основе сквозных тем определены взаимосвязь материала, их влияние на друг друга, по общим признакам было установлено соединение тем между собой. В ходе исследования была рассмотрена учебная программа начального образования, подробно проанализированы содержание тематического плана каждого предмета, цели обучения и задачи. Использовались методы исследования педагогической и учебно-методической литературы, методы сравнения, обобщения, позволяющие раскрыть связи между предметами.

180-189 10
Аннотация

Формирование любых навыков, в том числе навыков самообслуживания, у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) непосредственно связано с развитием моторной сферы, так как каждый навык осуществляется с помощью движений. В исследовании приняли участие 24 ребенка младшего школьного возраста (6-7 лет) с диагнозом ДЦП, спастическая диплегия. Методы исследования: 1) Исследование моторной функции: система классификации глобальных моторных функций; модифицированная шкала Эшворта; динамометрия кистей рук; силовая выносливость мышц спины; статическая координация; оценка манипулятивной функции рук; зрительно-моторная реакция; 2) Исследование навыков самообслуживания: оценка способности к самообслуживанию; навыки снимания и надевания брюк; навыки снимания и надевания носков; навыки снимания и надевания ботинок. Представлен качественный и количественный анализ полученных результатов. Данные исследования необходимы для оптимального планирования, организации и проведения коррекционно-развивающих мероприятий с детьми с ДЦП.

190-199 8
Аннотация

Наиболее распространенным поведенческим расстройством у детей является синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В статье представлен анализ научных работ как зарубежных, так и отечественных исследователей по проблеме СДВГ у детей младшего школьного возраста. Проведен эксперимент с 32 детьми одной из школ Павлодара. Представлены полученные данные об изменениях характера отношений к ребенку, его поведенческим стереотипам восприятия и понимания в результате реализации специальной программы психологической помощи родителям. Результаты проведенного исследования позволяют дифференцированно подходить к психокоррекционной деятельности с такими детьми.

ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА 

200-206 20
Аннотация

Пандемия COVID-19 в XXI веке сильно изменила мир. В настоящее время это самая актуальная тема, которая затрагивает все сферы жизни. Никогда прежде театры во всех странах одновременно не лишались доступа к сцене и прямого контакта со зрителем. Цель статьи – выявить комплекс проблем, возникших перед театрами, и рассмотреть «pro et contra» данной ситуации в сценическом искусстве. Анализируется, как требование социальной изоляции повлияло на трансформацию природы контакта театра и зрителя. В статье рассматриваются новые формы работы театров в режиме онлайн.

207-216 8
Аннотация

Основу настоящей статьи составляет музыкально-эпическое наследие, связанное с именем легендарного Коркута. В ней освещаются этапы освоения ветхих по содержанию легенд, анализируются записи и исследования. Вычленяются изменения, которые происходят в связи с вхождением легенд в фольклорный процесс.Подвергаются критическому анализу музыкальные напевы, приписываемые Коркуту. Особое внимание уделено достоверности ранее неизвестных первоисточников, которые начали входить в научный обиход. Вместе с тем определяются художественные особенности и научное значение этих музыкальных напевов.

217-225 10
Аннотация

История казахского танца как символа национальной культуры и важного компонента национального самосознания достаточно глубока. От простых пластических движений, отражающих действия охотников, воинов, трудовые навыки, народный танец прошел долгий путь развития до уровня, когда он стал художественно-изобразительным средством, определяющим духовные потребности, уровень культуры народа Великой Степи. В статье представлен исторический обзор истории возникновения танцевального искусства казахского народа. Рассматриваются народные обычаи и традиции как одно из основных этнокультурных начал танцевальной культуры. Дается анализ влияния шаманизма (баксылык) на развитие многих видов творчества, в том числе на формирование казахских танцевальных движений.

226-232 8
Аннотация

В статье рассмотрена одна из трагедий Г. Мусрепова «Акан серы – Актоты», которая занимает особое место среди национальной театральной классики. Эта пьеса в значительной степени способствовала формированию многих поколений режиссеров и актеров. В статье проанализированы театральные постановки трагедии 1942 и 1958 годов. Раскрывается эволюция стадий развития этой трагедии, а ее влияние на развитие режиссуры и актерства выявляется в анализе спектаклей. Таким образом, предпринята попытка определить, в какой степени эта работа способствовала формированию духовного и эстетического вкуса аудитории.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)