Preview

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Расширенный поиск

ОСМЫСЛЕНИЕ ТРАГИЧЕСКИХ МОМЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ В ГРАФИКЕ И МОНУМЕНТАЛЬНОЙ СКУЛЬПТУРЕ КАЗАХСТАНА

Аннотация

Рефлексия о прошлом становится основой единения нации. В этом контексте представляется перспективным исследование изобразительного искусства как хранилища памяти, как ресурса конструирования устойчивых образов прошлого. В данной статье раскрывается проблематика культурной памяти в Казахстане через изучение произведений изобразительного искусства, посвященных истории голода в начале 1930-х годов. Авторами рассматривается воплощение этой темы в советский период и то, как она разрабатывается на современном этапе. Исследуются формы репрезентации культурной травмы как метафоры и аффективного переживания. Выявлено, что Монумент скорби выполняет сегодня социально-культурные функции, которые неразрывно связаны с формированием национальной идентичности.

Об авторах

Д. С. Шарипова
Институт литературы и искусства им. М.О.Ауэзова КН МОН РК
Казахстан

 Алматы



С. Ж. Кобжанова
Государственный музей искусств РК им. А. Кастеева
Казахстан

 Алматы



А. Б. Кенджакулова
Институт литературы и искусства им. М.О.Ауэзова КН МОН РК; Казахская национальная академия искусств им.Т.К. Жургенова
Казахстан

 Алматы



Список литературы

1. Halbwachs M. (1980) The Collective Memory. N.Y.: Harper & Row Colophon Books.

2. Рикер П. (2004) Память, история, забвение. М.: Изд-во гуманитарной литературы. – 725 с.

3. Ассман Я. (2004) Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры. – 368 с.

4. Ассман А. (2014) Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика. М.: Новое литературное обозрение. - 328 с.

5. Ассман А. (2016) Новое недовольство мемориальной культурой. М.: Новое литературное обозрение. – 232 с.

6. Нора П. (1999) Франция-память. СПб.: Изд-во СПбГУ. - 328 с.

7. Александер Д. (2013) Смыслы социальной жизни. Культурсоциология. М.: Праксис. – 640 с.

8. Young J.E. (1999) Memory and counter-memory. The end of the monument in German // Harvard design magazine. №9 //www.harvarddesignmagazine.org/issues/9/memory-and-counter-memory.

9. Насильственная коллективизация и голод в Казахстане в 1931-1933 гг. (1998) Сборник документов и материалов / Вступ.статья и сост. К.С. Алдажуманов, М.К. Каиргалиев, В.П. Осипов, Ю.И. Романов. Алматы. – 263 с.

10. Pianciola N. (2008) The Collectivization Famine in Kazakhstan, 1931–1933 // Harvard Ukrainian Studies. Vol. 25, 3/4, pp. 237-251//www.jstor.org/stable/41036834.pdf.

11. Киндлер Р. (2017) Сталинские кочевники: власть и голод в Казахстане. Москва: Политическая энциклопедия. – 382 c.

12. Cameron S. (2018) The Hungry Steppe: Famine, Violence, and the Making of Soviet Kazakhstan. Cornell University Press. – 294 p.


Рецензия

Для цитирования:


Шарипова Д.С., Кобжанова С.Ж., Кенджакулова А.Б. ОСМЫСЛЕНИЕ ТРАГИЧЕСКИХ МОМЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ В ГРАФИКЕ И МОНУМЕНТАЛЬНОЙ СКУЛЬПТУРЕ КАЗАХСТАНА. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2020;(1):285-291.

For citation:


Sharipova D.S., Kobzhanova S.Zh., Kenzhakulova A.B. TRAGIC MOMENTS OF NATIONAL HISTORY IN GRAPHICS AND MONUMENTAL SCULPTURE OF KAZAKHSTAN. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2020;(1):285-291. (In Russ.)

Просмотров: 377


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)