Preview
№ 1 (2020)
Скачать выпуск PDF

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 

8-14 5
Аннотация

В статье рассматриваются особенности организации проектно-исследовательской деятельности по биоло- гии с применением проектного метода. Отражены методологические особенности проектного обучения, к которым относятся принципы открытости и гуманизации. Также в методике проектного обучения описаны разные подходы, обеспечивающие многостороннее формирование школьника как личности. Представлены результаты исследования по выявлению особенностей внедрения учебных проектов, разработки алгоритма их реализации применительно к обучению биологии. Полученные результаты, апробация технологической модели убедительно доказывают эф- фективность метода мини-проектов для формирования универсальных учебных действий» в контексте компетенции проектной деятельности. Разработанный ещё в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуаль- ным в современном информационном обществе.

15-21 4
Аннотация

Геолого-геоморфологические знания позволяют сформировать объективное представление обучающимся о закономерностях развития земной коры, являющихся одним из основных объектов изучения науки о Земле. Так как земная кора является верхней, твердой геологической частью географической оболочки, исследование закономерностей ее развития – на сегодняшний день это одна из актуальных проблем. Основные этапы развития земной коры составляют единый тектонический цикл и разнообразие ее структуры обусловлено прохождением долгих геологических этапов развития. В промежутке геологического времени земная кора подвергается частым изменением и постоянно развивается. Поэтому в статье рассмотрены природа земной коры и закономерности в ее постоянном непрерывном развитии, это: расположение слоев земной коры, нахождение в постоянном движении литосферных плит, изменение гипсометрического равновесия, формирование и распространение полезных ископаемых, сохранение территорий материков и океанов, возможности объединения материков заново.

22-29 3
Аннотация

В статье изложены общие сведения о технологии организации исследовательской деятельности, типах и требованиях к ним. Представлена информация об этапах выполнения исследовательской работы. Речь идет о разделении исследовательской работы в зависимости от сроков выполнения. О методах научно – педагогических исследований и научно-исследовательских работах студентов. Представлены дидактические материалы лабораторной работы по теме «Определение сухого остатка».

ФИЗИКА, МАТЕМАТИКА, ИНФОРМАТИКА 

31-37 2
Аннотация

В статье рассматриваются особенности междисциплинарного преподавания физики с математикой, в том числе по алгебре в обновленной системе школьного образования. Кроме того, были определены методологические цели преподавания физики в основной школе.В целом физика не может быть представлена без математики, поэтому вводный раздел статьи предоставляет информацию о междисциплинарных отношениях между физикой и математикой. То есть,для полного понимания определенной темы физики нуждается необходимость те знаний которые,полученные по математике.Результаты исследования основаны на методических особенностях, используемых в междисциплинарном обучении физики с математикой в 7 классе.

38-46 2
Аннотация

В настоящее время компьютерное моделирование является одним из ключевых инструментов в научных и практических исследованиях. Компьютерное моделирование является важнейшим принципом современных научных знаний. Разработка модели зависит от цели исследования и количества собранных данных. В физических исследова- ниях экспериментальные методы не доступны в некоторых аспектах. В статье рассматривается квантово-химическое моделирование физических явлений и процессов, являющееся наибо- лее перспективным направлением использования информационных технологий в физическом образовании. Vienna Ab initio Simulation Package (VASP) это компьютерная программа для моделирования материалов атомного мас- штаба.

47-52 3
Аннотация

В статье рассмотрены задачи на построение сечений многогранников методом внутреннего проектирования. Для решения этих задач используются два вида проектирования: параллельное и центральное. Методом параллельного проектирования были построены плоские сечения различных призм. Центральное проектирование, было применено при построении плоских сечений пирамид. В рассмотренных задачах были использованы позиционно верные, наглядные изображения многогранников, алгоритмический подход в построении сечений многогранников. Предложенный подход в построении сечений многогранников в некоторой степени позволяет осуществлять формирование и развитие пространственного представления и алгоритмического мышления, профессиональных качеств у будущих учителей математики.

53-57 2
Аннотация

В работе показано, что для анизотропных свойств земной коры, например, в районах с мощным чехлом осадочных напластований проводимость Ϭt вдоль наплостований, превышает поперечную проводимость Ϭn, тогда, в случае горизонтального залегания слоев осадочную толщу целесообразно описывать одноосной средой с тензором проводимости. В статье охарактеризована основная задача, определение геоэлектрических параметров земной коры в точке наблюдения, которая, зависит от решения математической модели геофизических задач анизотропной среды.

58-62 2
Аннотация

В статье показано, что для анизотропных свойств земной коры, например, в районах с мощным чехлом осадочных напластований основную роль играет коэффициент анизотропии Λ. Значит, значения импеданса волны электрического типа зависит от величины коэффициента анизотропии Λ. Виду того, что импеданс является комплексной величиной, тогда в импедансе можно выделить действительную и мнимую часть. Проведены исследования данных зависимостей, т.е. числовой анализ импеданса магнитного типа, которые показали, что в анизотропных средах импедансы испытывают параметрическую зависимость от коэффициента анизотропии; выполнен математический эксперимент по исследованию чувствительности импеданса необыкновенной волны в зависимости от параметров среды и волны.

63-70 3
Аннотация

Актуальность статьи связана с ростом объективной потребности в развитии и совершенствовании креативных способностей нового поколения во всех сферах социальной жизни, в том числе в образовании, необходимостью выявления и создания педагогических условий, способствующих развитию логического мышления учащихся. Научная новизна статьи представляет собой совокупность педагогических условий и дидактических средств, определяющих эффективность развития логического мышления учащихся. Практическая значимость работы заключается в определении психолого-педагогических условий и разработке комплекса уроков, способствующих развитию логического мышления учащихся на уроках математики. В качестве методологической основы исследования определены действия и личностные подходы к определению места учителя и ученика в образовании. В статье рассматриваются проблемы развития мышления учащихся при изучении математики и противоречия между неуточненными данными в сопоставлении данных, между требованиями к обязательным результатам обучения и развитию логического мышления учащихся в общеобразовательных школах путем анализа изложенной литературы по изучаемой теме. В средних школах классифицирована система принципов, требований, критериев, основанных на развитии логического мышления учащихся 5-х классов, а также задания, отвечающие определенным требованиям.

71-76 3
Аннотация

В статье рассматриваются различные приемы и методы использования технологии CLIL в учебном процессе. Освещаются проблемы преподавания специальных дисциплин на иностранном языке, и в частности на английском языке. Рассматриваются вопросы зарождения технологии преподавания предметного содержания на иностранном языке. Также затронута проблема выбора методики преподавании дисциплин на иностранном языке для обучающихся, которые не владеют иностранным языком на высоком уровне. Основная цель метода CLIL состоит в том, чтобы развить способность студентов общаться друг с другом на иностранном языке на профессиональные темы.

ФИЛОЛОГИЯ 

78-82 2
Аннотация

Городская этика - это изучение городов как моральных субъектов, а городские романы служат «зеркалом» городской этики. Они отражают и демонстрируют ряд проблем в городской гуманистической среде и ценностной этике современного Китая. В статье рассматриваются городские романы в качестве объекта исследования, проводится углубленный анализ исторических изменений китайской городской этики. Авторы рассматривают сложные условия жизни, этические характеристики и социальные этические проблемы в городской жизни страны. Это обеспечивает тем самым важную основу для развития и прогресса современной этики.

83-87 2
Аннотация

В последние годы слово «заблокировано» часто появляется в различных средствах массовой информации Китая. Автор приводит большое количество примеров из крупных сетей и газет, с точки зрения анализа социального и культурного контекста и использованием эмпирических методов. Это объективная необходимость общественного развития и развития самого языка. Поэтому эпидемия слова «заблокировано» является как лингвистическим, так и социальным феноменом, который отражает определенные социальные, культурные и психологические характеристики современного китайского общества.

88-93 2
Аннотация

В данной статье рассматриваются проблемы, возникающие при позиционировании японской классической литературы в глобальном аспекте на примере первого литературного памятника Японии – «Кодзики, записи о деяниях древности». В статье обсуждается проблематика перевода, которая обусловлена специфическим построением предложений в старо-японском языке и использованием слов, аналогов которым нет в европейских языках. Также рассматриваются особенности методологии исследования литературы, обусловленные различием в научном подходе японского и европейского научных миров.

94-100 4
Аннотация

В статье рассматриваются проблемы художественного поиска, художественности, повествования и национального познания в рассказах А. Кекилбаева. Определяется тематическая система рассказов, анализируется художественная идея текста, с точки зрения новаторских взглядов рассматривается в аспекте новых литературных исследований. Писатель обобщает все направления поиска в рассказах, раскрывает структуру, художественный и эстетический характер своих работ на исторические и современные темы. В анализе рассказа анализируются мнения зарубежных исследователей. Авторская позиция характеризуется с национальной точки зрения. В настоящее время идет процесс формирования у обучающихся национальных ценностей в рамках изучения рассказов А. Кекилбаева.

101-105 3
Аннотация

Тема героизма – одна из тем, свойственных устному поэтическому творчеству народов мира. В статье анализируются зооморфные мифологемы в героических эпосах, ставших жемчужиной отечественной литературы. В ходе исследования выявлены общие зооморфные мифологемы эпосов и мифов разных народов. Культ лошади и дракона в эпосах определяет стадию развития взглядов и мировоззрения народа, опыт познания мира. В работе сопоставлены зооморфные образы с отрывками эпосов, которые имеют место в народной культуре.

106-112 2
Аннотация

Проектное обучение позволяет учащимся активно участвовать в аутентичных и значимых для себя проектах. Характерно, что для достижения успеха в PBL и разработки высококачественных проектов ключевые компоненты PBL должны применяться на протяжении всего процесса обучения. Однако этот процесс не происходит сам по себе; умение студентов контролировать, управлять, оценивать, брать на себя ответственность и моделировать свой учебный процесс имеет решающее значение в обучении на протяжении всей жизни, позволяет соответствовать требованиям современного рынка труда. Поэтому важно разработать образовательную среду для проектного обучения с целью применения стратегий саморегулируемого обучения студентов. Данная статья описывает особенности проектного обучения как подхода, ориентированного на учащихся, его соответствие и отношения между саморегулируемым обучением, обеспечивающим поддержку самостоятельного обучения, и повышением ответственности учащихся на каждом этапе проектного обучения.

113-119 2
Аннотация

В статье описывается необходимость настройки медиаресурсов, ориентированных на учащихся, с учетом влияния существующих учителей на информационные и коммуникационные медиа в процессе обучения. В процессе обучения происходит формирование у учащихся навыков говорения, аудирования, чтения и критического мышления за счет использования медийных ресурсов в классе. В целях развития коммуникативной компетентности студентов предлагается использовать: компьютер, интерактивную доску для мозгового штурма, онлайн- и офлайн игры, видеои аудиоматериалы, викторины, музыку, короткометражные фильмы, рекламные ролики, посты в блогах, песни, музыкальные клипы и т.д. Следует процесс обучения сделать более приятным, используя медиа-ресурсы на уроке, чтобы полностью реализовать методологические, дидактические, педагогические и психологические принципы обучения. Описываются преимущества и негативные последствия, которое оказывает использование медиа-ресурсов в учебном процессе на обучащихся.

120-125 6
Аннотация

Cтатья посвящена проблемам использования подкастов для обучения навыкам восприятия речи учащимися средних школ и вузов. Определение понятий "подкаст", "прослушивание" представлены в работе; также авторы описывают дидактические свойства и методические функции подкастов в обучении слушанию; рассматривают типологию текстов для развития навыков слушания; разрабатывают алгоритм развития навыков говорения и аудирования на основе подкастов; предлагают номенклатуру навыков слушания и говорения, разработанную студентами на основе изучения иностранного языка на основе подкастов; а также предлагают методику изучения иностранных языков, основанную на использовании подкастов.

126-132 2
Аннотация

В статье рассматриваются особенности преподавания специального английского языка для студентов, изучающих химию и биологию. Английский язык для специальных целей сосредоточен на определенной сфере или дисциплине, особое внимание уделяется языку и коммуникации в определенной профессиональной сфере. Описываются различия между общим английским и английским для профессиональных целей. Автор делится своим опытом преподавания английского языка в профессиональной сфере. Показано значение обучения профессионального английского для конкретных специальностей, описываются некоторые трудности в преподавании курса. Было замечено, что студенты, имея непосредственный контакт со своей специальностью, работают с большим энтузиазмом, усваивая специфическую терминологию в рамках изучения основных тема.

ИСТОРИЯ, ЭКОНОМИКА, ПРАВО 

134-139 2
Аннотация

Кислотная атака является наихудшей формой насилия в отношении женщины и представляет собой сочетание изнасилования, похищения и пыток из-за приданого. Причины кислотных атак в основном связаны с отказом от предложения руки и сердца или сексуальными домогательствами в дополнение к различным другим тривиальным причинам. Это наихудшая форма нарушения прав человека в соответствии со статьей 326. Впервые это произошло в 2013 году, когда в законы были внесены поправки и случаи кислотного нападения стали регистрироваться в рамках уголовного законодательства. Из общего числа случаев 35% составляют жертвы-мужчины, поэтому этот вопрос необходимо изучать с гендерной точки зрения, в то время как в восточной части Тихого океана из общего числа случаев 40% составляют жертвы-мужчины. Юридическая комиссия Индии в своем 226-м докладе подробно остановилась на законе других стран о нападениях с применением кислоты. Проект NALSA (Legal Services to Victims of Acid Attacks), 2016 предоставляет бесплатные услуги жертвам для получения их прав.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ 

140-150 2
Аннотация

В статье анализируются методические и экспериментальные исследования проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. В настоящее время основной целью начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО является развитие личности через формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные). Разработан комплекс упражнений с элементами словарной работы, способствующих формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Было проведено экспериментальное исследование, включающее в себя три этапа: констатирующий, формирующий (опытное обучение) и контрольный. Приведены результаты экспериментальной работы и основные выводы по проблеме исследования.

151-155 4
Аннотация

Профессия пользуется высоким социальным статусом и уважением, которое им придается обществом. В данной статье представлен анализ понятия «Профессия». Особое внимание уделено педагогическим и психологическим проблемам данного понятия. Целью статьи является определить роль и место профессии в жизни общества. Чтобы определить мнения в исследованиях зарубежных ученых по поиску библиографической и реферативной базы «Скопус» анализированы документы по ключевой слове «profession». В исследовательской работе обосновывается актуальность и важность теоретического понимания исследования педагогических и психологических проблем понятия «Профессия».

156-163 2
Аннотация

Цель статьи определить составляющие для моделирования образовательной программы подготовки пе- дагогов в рамках компентностного подхода в образовании. Для достижения цели в исследовании решаются ряд задач: обзор и анализ проблемы в современной исследованиях, выделение типов компетенций и анализ анкет. Авторы проанализировали анкеты студентов и показали результаты ранжирования общих и профессиональных компетенций студентов профиля образовательной программы высшего образования «Педагогические науки». В исследовании проведены сравнение и анализ выбранных студентами компетенций, которые являются наиболее и наименее значимыми для их профессиональной деятельности. Дан ряд рекомендаций для организации и реа- лизации исследовательской деятельности и формирования исследовательских компетенций студентов на протя- жении всего процесса обучения в вузе.

164-168 2
Аннотация

В статье рассматривается понятие досуга, в частности, досуга современной студенческой молодежи, что является чрезвычайно важной частью жизни молодежи. Представлены различные подходы зарубежных исследователей к пониманию значения свободного времени. Трансформация всех аспектов жизни общества и коммерциализация досуга привели к изменению социально-культурной ситуации в сфере свободного времени. Анализируется влияние досуговой деятельности на разные стороны личности студента, изменение предпочтения молодежи в сфере досуга. Выявлено, что в настоящее время в структуре досуга молодежи большую роль играют социальные сети.

169-174 1
Аннотация

В системе образования учащимся объясняется важность профессиональной ориентации и профессионального самоопределения. Отмечается роль вуза и школы в обеспечении правильного профессионального самоопределения молодежи. Как известно, выбор профессии - это очень важный и сложный процесс для учащихся. В статье анализируются ошибки, допускаемые учащимися при выборе будущей профессии. Акцентируется необходимость психолого-педагогической поддержки процесса профессионального самоопределения для формирования готовности к самостоятельному и ответственному выбору с учетом потребностей рынка труда. Проводится анализ нескольких видов самоопределения в педагогической и психологической науке: личностного и профессионального само- определения, характера жизненного и социального самоопределения. Анализируются и обобщаются труды ученых о профессиональной ориентации и профессиональном самоопределении.

175-181 4
Аннотация

В настоящее время назрела необходимость внедрения в систему высшего образования идей 7 модулей обновленной образовательной программы. В вводной части статьи проанализированы взгляды ученых по теме исследования. Результаты применения студентами методов и стратегий развития способностей, интеграции идей модулей обновленной программы отражаются в результатах экспериментальной работы с использованием разработок краткосрочных планов с необходимыми материалами. В процессе повышения эффективности учебного процесса обучающиеся узнают, как интегрировать идеи 7 модулей в процесс урока, как решать проблемы, с которыми они сталкиваются. В заключительной части статьи посредством интеграции 7 модулей в процессе занятий студенты убедились в правильности своего мнения, анализе и оценке выполнения системы заданий, демонстрировали возможность осмыслить свое мнение в учебной деятельности, аргументировать свою точку зрения через практические занятия и задания, использованные студентами в самостоятельной работе.

182-187 3
Аннотация

В статье рассматривается роль языковых компонентов в развитии языковой коммуникативной компетенции у педагогов дошкольной организации. Исследуются лингвистические, социолингвистические и прагматические компоненты, благодаря которым будущий специалист взаимодействует и развивает конкурентоспособность в данной области. Данные компетенции указаны в Европейском стандарте иностранных языков. Описываемые компоненты важны для подготовки будущего педагога дошкольного учреждения. Кроме того, этот вопрос должен быть узаконен на государственном уровне, чтобы обеспечить непрерывность развития навыков языкового общения с использованием трехъязычного принципа между дошкольным учреждением - средней школой - высшим учебным заведением.

188-194 7
Аннотация

Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обуче- ния, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Овладение ребенком навыками письма является успешным фундаментом в процессе обучения в школе. В статье рассмотрены описания функционального базиса письменной речи, а также разработаны коррекционно-обучающие комплексы упражнений для детей подготовительного школьного возраста с нарушениями письменной речи и определена их эффективность. В предлагаемой статье авторы описывают особенности фонематического восприятия, пространстенной ориентации и логического мышления, определяют типы дисграфии и их распространение среди учащихся начальной школы, выбрав методы, основанные на конкретной литературе, с применением опыта, ориентированного на ребенка.

195-201 7
Аннотация

Статья посвящена исследованию самоорганизации учебной деятельности будущих педагогов начального образования. В исследовании раскрыты теоретические основы самоорганизации учебной деятельности студентов, рассматриваются различные подходы учёных к понятию «самоорганизация учебной деятельности», дана характеристика данного явления с точки зрения педагогической науки, рассмотрены педагогические возможности техно- логии «тайм-менеджмент» в самоорганизации учебной деятельности будущих педагогов. Автором обоснованы теоретико-методологические основы самоменеджмента студента. Самоорганизация учебной деятельности выступает в качестве интегративного качества личности студента, необходимость формирования которого обусловлена социально-экономической и образовательной системами. Технология «тайм-менеджмент» представлена в качестве организации жизни студента, направленной на наиболее рациональное планирование процесса обучения и профессиональное становление.

202-209 1
Аннотация

В статье рассмотрены теоретические основы проблемы гендерного равенства. Даны теоретические обоснования психологическим особенностям поло-ролевой идентичности детей младшего школьного возраста и определения возможностей воздействия окружающей среды. Проанализированы основные теоретические подходы в исследовании гендерного развития детей младшего школьного возраста, в соответствии с которыми формируются такие личностные качества, как самооценка, вероятность социального насилия в зависимости от гендерных особенностей. Также описаны психологические особенности формирования гендерной идентичности детей младшего школьного возраста, ее влияние на личностные черты детей. Определены психологические и социально-культурные факторы, влияющие на формирование гендерной идентичности детей младшего школьного возраста.

ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА 

210-215 2
Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме формирования экологической культуры школьников средствами музыки. Несмотря на важность проблемы, учителя испытывают крайний дефицит хороших музыкальных произведений, соответствующих образному и эмоциональному раскрытию насущной проблемы, что могло бы приблизить решение задач воспитания в новом поколении основ экологической культуры. Следует включить в слушательский репертуар произведения различных жанров, раскрывающие образы природы Казахстана, посвященные образу Аральского моря, степной флоре и фауне. Интересными образцами для слушания и беседы могут стать поэмы Е.Умирова и А.Мамбетова, балеты «Такыр» и «Легенда о белой птице», песни «Заман-ай» и «Аралым». Особого внимания заслуживает «Экологическая симфония» Б.Баяхунова, несущая важный философский посыл средствами академического жанра.

216-221 2
Аннотация

В статье рассматривается сущностная и содержательная характеристика понятия «рефлексия». Рефлексивное отношение индивида к собственной деятельности является одним из важнейших условий все более глубокого ее осознания, критического анализа и конструктивного совершенствования. Овладение значимыми этапами учебной деятельности как самоконтроль, самооценка, рефлексия позволяет будущим учителям музыки самостоятельно планировать, анализировать, оценивать собственную исполнительско-речевую деятельность. Кроме того, дает возможность ставит перед собой новые творческие учебные задачи, ориентирует на выявление пути их решения и совершенствования. Рефлексивные навыки у будущих специалистов должны систематически развиваться и в конечном счете обрести «статус» одного из ведущих «механизмов» их педагогического творчества.

222-227 4
Аннотация

В статье анализируются основные принципы образования детей с особыми образовательными потребностями, изложенные в государственных нормативных документах. Рассматриваются возможности музыкального образования в реализации данных принципов. В статье изучены основные виды деятельности детей на уроках музыки, в процессе которых осуществляется профилактика и педагогическая поддержка развития их психоэмоциональной и моторной сферы. Выделяются такие виды деятельности, как: прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изобразительной деятельностью. Подчеркивается роль артикуляционной гимнастики в работе с детьми с ОСО. В заключении указывается, что посредством общения детей с музыкой в активной музыкальной деятельности создаются условия для их социокультурной адаптации.

228-232 2
Аннотация

Поэзия айтысов занимает в истории литературы особое место и значение. В богатой народной литературе этот жанр издавна представлял собой широко рапространенное и продуктивное направление. На сегодняшний день айтыс продолжает вносить значительный вклад, образно вопроизводя приметы и нравы современного общества. В связи с этим, исследование айтысов в аспекте отражения правды жизни, проблем художественности жанра являются одной из основных задач современного литературоведения. В частности, в круге интересов научных исследований взимосвязь жанра с традицией поэтической импровизации а также своеобразные знаки и характерные свойства, особенности развития айтыса в течение веков и направления развития на современном этапе.

233-237 5
Аннотация

Меркенский район расположен в предгорьях Кыргызского Алатау и имеет общие границы с севером Кыргызстана, Чуйским, Мойынкумским и Рыскуловским районами Жамбылской области. Сохранение в этой местности традиционных типов ведения хозяйства и патриархального уклада в общественных отношениях, способствуют функционированию обрядовых и, главным образом, необрядовых бытовых песен. Среди записанных образцов имеются песни, ставшие общенациональными, а также бытовые песни, аудиозаписи которых не были зафиксированы предыдущим поколением исследователей. К их числу можно отнести: «Дом-дом», «Діридан», «Арба келді», «Жел сөздің данасымын», «Иғаужан», «Үри-соқ», «Нұрлығайын» и др. Также обращается внимание на песни, исполняемые на слова песен из других регионов. Имеют место примеры, в которых после основных частей песенных образцов следуют не «свои» припевы, а совершенно новый материал. Все записанные в фольклорной экспедиции песни сочинены в полустрофной и полнострофной музыкальной формах. Мелодии, песен в основном, основаны на ладах диатонической и комбинированной (диатоника - пентатоника) систем.

238-242 4
Аннотация

В статье рассматривается вокально-хоровое исполнительство Казахстана на современном этапе его развития как творчески изменяющийся процесс. Казахстанское вокально – хоровое искусство на сегодняшний день является неотъемлемой составной частью современной музыкальной культуры, расширив рамки своего глобального воздействия на общество и являясь главным, важным компонентом для общества в целом. Изучая модель отечественного вокально–хорового исполнительства, мы, прежде всего, рассматриваем в ней проявление новаторских тенденций как явление динамичное и находящееся в процессе становления. Современное отечественное вокально–искусство находит свое отражение в новых ритмах, звучаниях, обогащая академическую музыку своеобразным музыкальным языком. Таким образом, вокально – хоровое искусство Казахстана на данный момент представляет собой панораму стилей, где достойное место заняли две тенденции: сохранение песенных фольклорных традиций и интеграция в мировое музыкальное пространство в поиске новых форм исполнительства.

243-247 1
Аннотация

В статье рассматриваются эффективные способы использования современных инновационных педагогических технологий при сохранении преемственности традиций по специальности хореография при подготовке специалистов в области хореографического искусства. В целом, изучены современные инновационные педагогические технологии в области педагогики, отобранные для использования в образовательной системе в области хореографического искусства, а результаты исследования будут представлены для обсуждения. Проведен анализ использования семи модулей в преподавании профессиональных дисциплин с соблюдением специфических особенностей хореографического образования. Наряду с приобретением навыков теоретического, практического характера, рассматривается важность формирования этико-эстетического взгляда будущего специалиста, так как, основной целью хореографического искусства в воспитании детей заключается в привитии эстетического вкуса.

248-251 3
Аннотация

В статье описаны современные этапы развития, традиционные и инновационные пути формирования бального танца в высших учебных заведениях Республики Казахстан. Представлена хронографическая последовательность открытия дисциплин по спортивно-бальному танцу, обобщено развитие спортивно-бального танца в творческих ВУЗах РК. Новаторство в системе высшего образования было выявлено на уровне дисциплин: «Современно- бальный танец» (в ЖенПИ), «Теория и методика преподавания спортивно-бальных танцев», «Наследие бальной хореографии», «История развития спортивного бального танца» (в КазНАИ им. Т.К. Жургенова). В этих условиях, основными принципами обучения стали высококомпетентность в психолого-педагогической и в собственно предметной областях, умение репродуцировать на высоком уровне профессиональные знания, навыки и умения.

252-256 2
Аннотация

Минтай Женельевич Тлеубаев (1947–2009) — выдающийся казахский балетмейстер, создавший большое количество творческих работ. Все они представляют теоретико-практический интерес для осмысления в балетоведении. В настоящей статье автором преследуется цель раскрыть неизвестные широкой аудитории факты о невоплощенных замыслах детских балетов М. Ж. Тлеубаева. Теоретические и эмпирические методы, применяемые в работе, восстанавливают определенную картину творческих задумок балетмейстера. Результатом исследования стало введение в научный оборот сведений, извлеченных из архивных источников, о режиссерском мышлении М. Ж. Тлеубаева и его сотрудничестве с либреттистами и композиторами своего времени.

257-264 3
Аннотация

В статье на основе теории театроведения проанализированы проблемы перевода драматургии Шекспира, их сценическая постановка и художественные особенности на современной казахской сцене. В то же время подробно рассмотрены место переводных произведении и актерские поиски в казахском театральном искусстве. Был выявлен художественный уровень переводов на казахский язык знаменитых произведений У. Шекспира, как «Укрощение строптивой», «Отелло», «Король Лир». Изучаются поиски современного прочтения пьес режиссеров и сценографов данных постановок. Обсуждены современные тенденции, рассмотрены перспективы современного театрального искусства в Казахстане.

265-269 2
Аннотация

В статье проанализирован спектакль «Пегий пес, бегущий краем моря» по повести кыргызского писателя Ч.Айтматова в репертуаре Каракалпакского государственного академического музыкально-драматического театра имени Бердаха. Профессионально разбирается художественно-творческие поиски молодого режиссера М.Реймова, рационально использовавшего сценическое пространство и актеров, таких как Б.Назарымбетов (Орган), К.Алла- назаров (Эмрайин), Б.Максетбаев (Мылгун), Г.Абатова (Кириск), которые изображали психологические волнения персонажей. Основная цель исследовательской работы заключена в определении процесса отображения на сцене творческим коллективом сверхъестественной силы между человеком и природы. В статье проводится сравнительный анализ прозаического произведения и сценической постановки, дается профессиональная оценка недостатков последней. На первый план автор выдвигает актуальность идеи Ш. Айтматова, который воплотил в образах своих героев национальные черты, традиции и обряды нивхского народа, в частности, очень опасный охотничий промысел, исконно передавшийся из поколения в поколения.

270-274 3
Аннотация

В статье анализируются новые поиски актеров, выступающих в детских спектаклях. Акцент сделан на художественные особенности детских спектаклей. Авторы поднимают острые вопросы репертуарной политики детского театра. В заключении оценивается роль детских спектаклей в воспитании подрастающего поколения. В работе использованы методы искусствоведческого и театроведческого анализа.

275-280 1
Аннотация

В статье рассматривается роль природы в жанре драма современного игрового кино Казахстана. Авторы дают анализ целенаправленного использования природы с точки зрения казахских мифологем и их сущности в фильмах, снятых в период с 2005 по 2019 годы в разных направлениях в жанре драма. Приводится сравнительный анализ между целевым и нецелевым использованием природы. Определяется роль и значимость каждого элемента природы в фильмах. Использование природы в различных значениях: социальном, историческом, биографическом, приключенческом и др. - определяет цель драматического произведения.

281-284 2
Аннотация

В статье рассматривается актерское мастерство народного артиста Казахстана, выдающего актера театра и кино А. Боранбаева. Его своеобразие в создании современного сценического образа определяется путем анализа ряда ролей. Актерские способности А.Боранбаева были проанализированы в связи с его особым отношением и вниманием к сценической речи. Сделана попытка анализа поисков сценической выразительности актера. Оценивается весомый вклад актера в развитие казахского национального сценического искусства. А также, проанализировано влияние творчества актера на современное национальное исполнительское искусство. Обобщается большой вклад А.Боранбаева в казахскую национальную культуру.

285-291 2
Аннотация

Рефлексия о прошлом становится основой единения нации. В этом контексте представляется перспективным исследование изобразительного искусства как хранилища памяти, как ресурса конструирования устойчивых образов прошлого. В данной статье раскрывается проблематика культурной памяти в Казахстане через изучение произведений изобразительного искусства, посвященных истории голода в начале 1930-х годов. Авторами рассматривается воплощение этой темы в советский период и то, как она разрабатывается на современном этапе. Исследуются формы репрезентации культурной травмы как метафоры и аффективного переживания. Выявлено, что Монумент скорби выполняет сегодня социально-культурные функции, которые неразрывно связаны с формированием национальной идентичности.

292-297 3
Аннотация

Освоение эскизов необходимо студентам как в учебном процессе, так в первую очередь в творческом процессе. Авторы разъясняют техники, технологии и мотивы создания набросков в учебном процессе. Анализируются виды набросков, приводятся высказывании различных художников-педагогов об искусстве набросков. Создания набросков – это особый вид искусства, требующий терпения и ежедневного труда для развития умений и навыков. Освоение этого вида творчества вырабатывает у студентов целостное видение при изображении натуры.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)