Preview

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Расширенный поиск

Система поддержки одарённых детей в европейских странах

https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-93-1-22-33

Аннотация

Предпосылки исследования: Глобальный характер современного образования и международное сотрудничество в изучении одаренности порождает потребность в выстраивании тесных связей с организациями, осуществляющими поддержку одаренных, и обмена наработками в этой области.

Цель исследования: обобщить данные о системе организаций, осуществляющих поддержку одаренных детей в европейских странах, представить их в виде базы данных.

Методы исследования: основным методом исследования выступил поиск и анализ деятельности организаций разного типа, осуществляющих поддержку одаренных детей в европейских странах, а также выявление теоретико-методологических оснований их деятельности.

Результаты исследования: Даётся обзор теоретико-методологических оснований поддержки одарённых детей в странах Европы: дифференциальной модели Ф. Ганье, концепции множественного интеллекта Х. Гарднера, модели обогащения Д. Рензулли SEM, образовательных моделей «Турникет» и «Актиотоп». Описана деятельность как общеевропейских и международных, так и региональных организаций, большинство из которых являются негосударственными ассоциациями педагогов, исследователей и родителей одаренных детей. Раскрывается специфика деятельности таких организаций, как Европейский совет по высоким способностям (ECHA), Европейская сеть поддержки талантов (ESTN), некоммерческая организация для людей с высоким коэффициентом интеллекта Mensa, Международный центр исследований талантов (ICBF), международная сеть экспертов в области образования одарённых (IPEGE), Национальная ассоциация по изучению и помощи одарённым Португалии (ANEIS), Ассоциация венгерских организаций поддержки талантов (MATEHETSZ), Родительская ассоциация одаренных детей в Швейцарии (EHK) и Ассоциация родителей по образованию талантливых в Италии (AGET), роль университетов и благотворительных организаций.

Выводы: Отмечается широкая распространенность идей персонализации образования, которая реализуется через наставничество, коучинг и возможность самостоятельно выстраивать процесс своего обучения. Фиксируется сетевой принцип поддержки одаренных, который становится общеевропейским трендом, включающим помощь не только детям, но и родителям, и педагогам, которые с ними работают. В работу с одаренными детьми включены крупнейшие вузы Европы, мощные общественные и благотворительные организации.

Об авторах

О. И. Ключко
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Россия

Ключко Ольга Ивановна – доктор философских наук, доцент профессор департамента психологии Института педагогики и психологии образования.

129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр., д.4, корп. 1



А. В. Ляблина
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Россия

Ляблина Анна Владимировна – магистр педагогики.

129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр., д.4, корп. 1



О. Я. Гаврилова
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Россия

Гаврилова Ольга Яковлевна – кандидат психологических наук, доцент департамента психологии Института педагогики и психологии образования.

129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр., д.4, корп. 1



Список литературы

1. Gagné, F. (2004) Transforming gifts into talents: the DMGT as a developmental theory. High Ability Studies. 15 (2): 119-147. doi: 10.1080/1359813042000314682

2. Gagné, F. (2010) Motivation within the DMGT 2.0 framework. High Ability Studies. 21 (2): 81-99. doi: 10.1080/13598139.2010.525341

3. Gardner, H. (1983) Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences. New York: Basic Books.

4. Gardner, H. (2006) Multiple intelligences: New horizon. New York: Basic Books.

5. Gardner, H. (1993) Multiple intelligences: The theory in practice. New York: Basic Books.

6. Gardner, H. (1991) The Unschooled Mind: How Children Think and How Schools Should Teach. New York: Basic Books.

7. Renzulli, J.S. (1977) The Enrichment Triad Model: A guide for developing defensible programs for the gifted and talented. Mansfield Center, CT: Creative Learning Press.

8. Renzulli, J.S. (1986) The three-ring conception of giftedness: A developmental model for creative productivity. Conceptions of giftedness. RJ Sternberg, JE Davidson (Eds.). New York: Cambridge University Press; 332–357

9. Renzulli, J.S, Reis S.M. (2021) The Three Ring Conception of Giftedness: A Change in Direction from Being Gifted to the Development of Gifted Behaviors. Conceptions of Giftedness and Talent. Sternberg RJ, Ambrose D. (eds). Palgrave Macmillan, Cham; doi: 10.1007/978-3-030-56869-6_19

10. Reis, S.M., Renzulli, S.J. Renzulli, J.S. (2021) Enrichment and Gifted Education Pedagogy to Develop Talents, Gifts, and Creative Productivity. Education Sciences. 11: 615. doi: 10.3390/educsci11100615

11. Renzulli, J.S. (2016). The Achievement Gap and the Education Conspiracy Against Low-Income Children. Reflections on Gifted Education. New York: Routledge. doi: 10.4324/9781003237693

12. Renzulli, J, Reis, S., Smith, L. (1981) The Revolving-Door Model: A New Way of Identifying the Gifted. https://www.researchgate.net/publication/234596861_The_Revolving-Door_Model_A_New_Way_of_Identifying_the_Gifted

13. Ziegler, A. (2005) The Actiotope Model of Giftedness. Conceptions of Giftedness. R Sternberg, J Davidson (Eds.). Cambridge: Cambridge University Press: 411-436. doi: 10.1017/CBO9780511610455.024

14. Ziegler, A, Phillipson, Sh.N. (2012) Towards a systemic theory of gifted education, High Ability Studies.; 23 (1): 3-30. doi: 10.1080/13598139.2012.679085

15. The European Council for High Ability (ECHA). https://echa-site.eu

16. European Talent Support Network https://etsn.eu

17. Mensa International https://www.mensa.org

18. Münstersche Bildungskongress https://icbfkongress.de

19. International Panel of Experts for Gifted Education http://www.ipege.net

20. Associação Nacional para o Estudo e Intervenção na Sobredotação. https://www.aneis.org

21. Magyar Tehetségsegítő Szervezetek Szövetsége. https://matehetsz.hu

22. Jacques Hadamard Mathematics Foundation, FMJH https://www.fondation-hadamard.fr/en/fmjh-supports/research/mathematics-for-artificial-intelligence/

23. Central European University https://www.ceu.edu/financialaid

24. Stichting INGKA Foundation https://www.ingkafoundation.org/

25. Elternverein hochbegabter Kinder Schweiz - Gemeinsam fördern. https://www.ehk.ch/home

26. Associazione Genitory Education to Talent. http://www.agetitalia.it


Рецензия

Для цитирования:


Ключко О.И., Ляблина А.В., Гаврилова О.Я. Система поддержки одарённых детей в европейских странах. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2023;(1):22-33. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-93-1-22-33

For citation:


Klyuchko O.I., Lyablina A.V., Gavrilova O.Ya. Support system for gifted children in European countries. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2023;(1):22-33. (In Russ.) https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-93-1-22-33

Просмотров: 341


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)