Preview

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Расширенный поиск
№ 1 (2023)
Скачать выпуск PDF

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ НАУК 

9-21 453
Аннотация

Педагогическое образование и профессионализм учителей считаются ключевыми факторами, ведущими к преобразованиям и реформе в школах Казахстана (OECD, 2014). В рамках реформ среднего образования Казахстан активно инвестирует в повышение квалификации учителей, социальную поддержку учителей и развитие инфраструктуры в школе. Интересно, однако, что педагогическое образование не было частью данных национальных реформ (Yakavets et al., 2017). В то время как профессионализм учителей активно обсуждается на уровне среднего образования Казахстана, исследования на тему формирования профессионализма учителей на уровне подготовки педагогических кадров в вузах практически не проводилось. Таким образом, данное исследование направлено на изучение профессиональной идентичности будущих учителей, то есть, какие факторы могут влиять на формирование их профессиональной идентичности. В рамках данного исследования был использован подход кейс-стади, были собраны данные и изучен опыт студентов 4-го (выпускного) курса одного из педагогических университетов Казахстана. Результаты исследования указывают на связь между формированием профессиональной идентичности будущих учителей, качеством профессиональной практики и эмоциями студентов. Развитие профессиональной идентичности рассматривается как высокоэмоциональный процесс, в рамках которого педагогические университеты должны интегрировать саморефлексию и эмоциональное осознание в свои академические программы.

22-33 379
Аннотация

Предпосылки исследования: Глобальный характер современного образования и международное сотрудничество в изучении одаренности порождает потребность в выстраивании тесных связей с организациями, осуществляющими поддержку одаренных, и обмена наработками в этой области.

Цель исследования: обобщить данные о системе организаций, осуществляющих поддержку одаренных детей в европейских странах, представить их в виде базы данных.

Методы исследования: основным методом исследования выступил поиск и анализ деятельности организаций разного типа, осуществляющих поддержку одаренных детей в европейских странах, а также выявление теоретико-методологических оснований их деятельности.

Результаты исследования: Даётся обзор теоретико-методологических оснований поддержки одарённых детей в странах Европы: дифференциальной модели Ф. Ганье, концепции множественного интеллекта Х. Гарднера, модели обогащения Д. Рензулли SEM, образовательных моделей «Турникет» и «Актиотоп». Описана деятельность как общеевропейских и международных, так и региональных организаций, большинство из которых являются негосударственными ассоциациями педагогов, исследователей и родителей одаренных детей. Раскрывается специфика деятельности таких организаций, как Европейский совет по высоким способностям (ECHA), Европейская сеть поддержки талантов (ESTN), некоммерческая организация для людей с высоким коэффициентом интеллекта Mensa, Международный центр исследований талантов (ICBF), международная сеть экспертов в области образования одарённых (IPEGE), Национальная ассоциация по изучению и помощи одарённым Португалии (ANEIS), Ассоциация венгерских организаций поддержки талантов (MATEHETSZ), Родительская ассоциация одаренных детей в Швейцарии (EHK) и Ассоциация родителей по образованию талантливых в Италии (AGET), роль университетов и благотворительных организаций.

Выводы: Отмечается широкая распространенность идей персонализации образования, которая реализуется через наставничество, коучинг и возможность самостоятельно выстраивать процесс своего обучения. Фиксируется сетевой принцип поддержки одаренных, который становится общеевропейским трендом, включающим помощь не только детям, но и родителям, и педагогам, которые с ними работают. В работу с одаренными детьми включены крупнейшие вузы Европы, мощные общественные и благотворительные организации.

34-45 318
Аннотация

Согласно официальным данным ЮНЕСКО реестр срочной охраны на данный момент включает в себя 76 элементов нематериального культурного наследия жизнеспособность, которых находится под угрозой. Некоторые из них составляют элементы, относящиеся к традиционным ремеслам. По материалам полевых исследований автора статьи и интервьюирования мастеров из разных регионов Казахстана, некоторые виды традиционных ремесел казахов остро нуждаются в срочной охране. Среди них: ворсовое и безворсовое ковроткачество, косторезное искусство, изготовление натуральных струн для музыкальных инструментов, некоторые техники ювелирного искусства и др. В связи с обозначенным, настоящая статья посвящена анализу практики поддержки, защиты и охраны традиционных ремесел в мировом контексте, что позволит не только ознакомится с современными тенденциями в этой области, но и наметить основные моменты стратегии охраны традиционных ремесел в Казахстане. Данный аспект автором рассматривается через призму казахского ворсового ковроткачества. Безусловно, что жизнеспособность традиционных ремесел зависит от комплекса продуманных мер по их охране, включающих не только финансовые механизмы, но и создание всей инфраструктуры продвижения: от использования маркетинговых технологий до разработки учебных пособий для системы образования. Основной фокус статьи сосредоточен на элементах, включенных в Список НКН, нуждающихся в срочной охране и анализу практики поддержки, защиты и охраны традиционных ремесел в мировом контексте. География стран, инициировавших включение своих элементов в этот Список достаточно обширна, а их опыт в этом направлении представляется для Казахстана перспективным. Ведь, ремесла связаны с более глубокими пластами традиционной культуры: картиной мира, представлениями, обрядами и др.

46-59 291
Аннотация

В 2022 г. Якутия отметила 100-летие со дня образования. В статье дается краткий обзор развития профессионального музыкального образования в Якутии от истоков до становления высших учебных заведений в области музыки. Приводится история старейших учебных заведений республики; первой Республиканской музыкальной школы, Якутского музыкального училища (колледжа). В Якутии точкой отсчета третьего этапа фортепианного образования стал 1993 год, когда открылась Высшая школа музыки РС(Я) — учебное заведение с трехступенной системой обучения — начальной, средней и высшей. Это знаменует качественный скачок в системе музыкального образования: впервые в Якутии началась подготовка специалистов-музыкантов высшей квалификации. Основной упор в статье сделан на раскрытие многогранной деятельности ВШМ, которая создала новую культурную и духовную среду, организовав интенсивную музыкальную жизнь в республике. Автор приводит примеры того, что конкурентоспособность выпускников ВШМ подтверждается их востребованностью за рубежом. Во второй части статьи исследуются общие черты развития молодых фортепианных культур Якутии и Китая. Представлен краткий обзор зарождения и становления фортепианного искусства двух стран. Обе национальные фортепианные культуры сформированы в результате адаптации европейской музыкальной модели к их неевропейской национальной культуре. При этом приоритетная ориентация на освоение европейского фортепианного искусства отнюдь не привела к утрате национального своеобразия.

60-74 308
Аннотация

Статья посвящена прояснению специфики семиотического исследования медиафраншиз, являющихся результатом трансмедийного сторителлинга. Исследование трансмедийных франшиз требует ревизии некоторых семиотических понятий. В частности, в данной статье исследуется особенность функционирования иконического знака в медиафраншизах – продуктах трансмедийного сторителлинга. Классическое пирсовское определение иконического знака, проявляющего некоторое сходство со своим объектом, приходит в противоречие с женеттовской характеристикой фикционального произведения как «денотации без денотата», в том смысле, что составляющие такое произведение знаки не имеют референта в реальном мире. В работе сделана попытка разрешения данной коллизии через привлечение трактовки иконического знака, предложенной У. Эко, а также через использование «принципа минимального отклонения», сформулированного М.-Л. Райан. В статье делается вывод о том, что изображения деталей и персонажей вымышленного мира фикционального произведения чаще всего являются результатом комбинирования изображений объектов реального мира (или их частей), благодаря чему возникает иллюзия реалистичности персонажей и локаций вымышленного мира и сохраняется доверие к нему членов аудитории. В статье также выявлена специфика понятия «семиозис» применительно к исследованию трансмедийных франшиз. В случае вымышленного мира, постоянно расширяющегося и детализирующегося благодаря трансмедийному сторителлингу, мы имеем дело со специфическим, трансмедийным семиозисом, в котором каждое новое произведение франшизы является своего рода интерпретантой для других входящих в ее состав текстов.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 

76-88 601
Аннотация

Современное состояние инклюзивного математического образования создает новые проблемы не только для учащихся, но и для учителей. Для решения некоторых проблем, в статье предлагается исследование возможностей использования игровых технологий при преподавании математики для 5 класса в условиях инклюзивного образования. Дифференцируются проблемы инклюзивного образования в Великобритании, Узбекистане и Казахстане, изучены и анализируются предложения и методы, используемые в этих странах. Объект исследования - ученик с особыми потребностями, учащийся в 5 классе сельской школы на дому. Исследовательская работа была проведена во время обучения на дому учащегося 5-го класса с особыми потребностями. Выявлены трудности, возникающие при преподавании математики, подобраны эффективные технологии обучения, систематизированы задания. Установлено, что подготовка заданий в интересной форме при применениях инновационных технологий, в том числе игровых технологий, развивает мышление и творческие способности школьника. В ходе исследования использовались педагогические, психологические и методические проблемы и предложения по их решению, приведенных в зарубежных и отечественных научных статьях, учебниках. Выводы, сделанные на основе полученных результатов, направлены в качестве методической рекомендации по устранению трудностей, с которыми сталкиваются учителя при обучении математике учеников с особыми потребностями, которые обучаются на дому в сельской местности.

89-99 390
Аннотация

Изучение китайского языка как иностранного, формирование иноязычной коммуникативной компетенции по китайскому языку - это ключевое направление современной парадигмы иноязычного образования, основанной на компетенциях по иностранному языку. Овладение иностранным языком осуществляется через виды речевой деятельности. Аудирование - наиболее сложный вид речевой деятельности при овладении китайским языком из-за присущих ему особенностей. Целью нашей исследовательской статьи стало выявление наиболее часто допускаемых ошибок в изучении китайского языка, работа по их устранению, выявление применяемых подходов. Для достижения поставленной цели и определения эффективности используемых методов была проведена опытно-экспериментальная работа со студентами, изучающими китайский язык как иностранный, по количественному методу исследования. По результатам нашего исследования ошибки, допущенные в ходе аудирования, допускаются и в ходе произношения, и наоборот, ошибки, допущенные студентами при правильном произношении, приводят к непониманию ими этих звуков во время аудирования. Кроме того, систематизированы ошибки, допускаемые во время аудирования, предложены пути их решения. Констатируется, что студенты экспериментальной группы показали более высокий показатель, чем студенты контрольной группы.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)