Preview

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Расширенный поиск

Особенности семиотического исследования трансмедийных франшиз

https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-93-1-60-74

Аннотация

Статья посвящена прояснению специфики семиотического исследования медиафраншиз, являющихся результатом трансмедийного сторителлинга. Исследование трансмедийных франшиз требует ревизии некоторых семиотических понятий. В частности, в данной статье исследуется особенность функционирования иконического знака в медиафраншизах – продуктах трансмедийного сторителлинга. Классическое пирсовское определение иконического знака, проявляющего некоторое сходство со своим объектом, приходит в противоречие с женеттовской характеристикой фикционального произведения как «денотации без денотата», в том смысле, что составляющие такое произведение знаки не имеют референта в реальном мире. В работе сделана попытка разрешения данной коллизии через привлечение трактовки иконического знака, предложенной У. Эко, а также через использование «принципа минимального отклонения», сформулированного М.-Л. Райан. В статье делается вывод о том, что изображения деталей и персонажей вымышленного мира фикционального произведения чаще всего являются результатом комбинирования изображений объектов реального мира (или их частей), благодаря чему возникает иллюзия реалистичности персонажей и локаций вымышленного мира и сохраняется доверие к нему членов аудитории. В статье также выявлена специфика понятия «семиозис» применительно к исследованию трансмедийных франшиз. В случае вымышленного мира, постоянно расширяющегося и детализирующегося благодаря трансмедийному сторителлингу, мы имеем дело со специфическим, трансмедийным семиозисом, в котором каждое новое произведение франшизы является своего рода интерпретантой для других входящих в ее состав текстов.

Об авторе

В. В. Фурс
Европейский Гуманитарный университет
Литва

Фурс Вероника Владимировна – кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук Европейского гуманитарного университета.

01127, Вильнюс, ул. Савичяус 17



Список литературы

1. Jenkins H. (2007). Transmedia Storytelling 101 http://henryjenkins.org/2007/03/transmedia_storytelling_101.html

2. Jenkins H. (2006). Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. New York. 309 p.

3. Медиафраншиза https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%88%D0%B8%D0%B7%D0%B0

4. Proctor W. (2019). Seriality, Sequentiality, and the Shifting Economies of Franchise Licensing // The Routledge Companion to Transmedia Studies. New York, London: Routledge. P.101-114.

5. Scolari C.A. (2009). Transmedia Storytelling: Implicit Consumers, Narrative Worlds, and Branding in Contemporary Media Production. International Journal of Communication. №3. P. 586-606.

6. Freeman M., Rampazzo Gambarato R. (2019). Transmedia Studies—Where Now? // The Routledge Companion to Transmedia Studies. New York, London: Routledge. P. 37-52.

7. Якобсон Р.О. (1978). О лингвистических аспектах перевода // Вопросы теории перевода в зарубежной лингвистике. Москва. С. 16-24. http://www.philology.ru/linguistics1/jakobson-78.htm

8. Zecca F. (2014). Comics in Motion: the Intersemiotic Translation of Comics into Film // Proceedings of the World Congress of the IASS/AIS 12th WCS Sofia 2014 New Semiotics. Between Tradition and Innovation. https://iass-ais.org/proceedings2014/view_lesson.php?id=150

9. Пирс Ч.С. (2000). Избранные философские произведения. – Москва: Логос. - 448 с.

10. Женетт Ж. (1998). Фигуры. В двух томах. Том 2. – Москва: Издательство Сабашниковых. - 944 с.

11. Лотман Ю.М. (1992). Семиотика культуры и понятие текста // Избранные статьи. Т. 1. Таллинн. http://www.philology.ru/literature1/lotman-92b.htm

12. Моррис Ч.У. (2001). Основания теории знаков // Семиотика: Антология. Москва: Деловая книга. Сс. 45 – 97.

13. Локк Дж. (1985). Опыт о человеческом разумении. Сочинения в 3-х томах. Том 1. Москва: Мысль. - 560 с.

14. Эко У. (1998). Отсутствующая структура. СПб: Петрополис, 1998. - 432 с.

15. Барт Р. (1994). S/Z. Москва: Ad Marginem, 1994. - 304 с.

16. Ryan M.-L. (1980). Fiction, Non-Factuals, and the Principle of Minimal Departure. Poetics, 9 (4). P.403 – 422.

17. Эко У. (2002). Шесть прогулок в литературных лесах. СПб: Симпозиум. 288 с.

18. Эко У. (2007). Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб: Симпозиум. 502 с.

19. Parmentier R. J. (1994). Signs in Society. Studies in Semiotic Anthropology. Bloomington and Indianapolis. 226 p.

20. Carvalho Alzamora, G. (2019). A Semiotic Approach to Transmedia Storytelling. The Routledge Companion to Transmedia Studies. New York, London: Routledge. P. 595 – 606.


Рецензия

Для цитирования:


Фурс В.В. Особенности семиотического исследования трансмедийных франшиз. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2023;(1):60-74. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-93-1-60-74

For citation:


Furs V.V. Particular features of a semiotic approach in transmedia franchises study. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2023;(1):60-74. (In Russ.) https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-93-1-60-74

Просмотров: 298


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)