Preview

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Расширенный поиск

PIRLS - сущность и значение международного исследования: формирование грамотности чтения в начальных классах

https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-94-2-85-97

Аннотация

Качество образования, компетентность специалистов, задача подготовки конкурентоспособных квалифицированных специалистов, формирование академической грамотности, международные исследования «PIRLS» как важный фактор социально-экономического развития страны, стали важными приметами эпохи глобализации. Формирование академической грамотности в области международных исследований играет важную роль в развитии человеческого потенциала. Международные исследователи и ученые акцентируют внимание на сущности и значении PIRLS и уделяют особое внимание качеству образования. Кроме того, понятие качества в образовании стало очень популярным в стране. Многие международные организации установили международные стандарты оценки образования в отдельных странах-претендентах, например, PIRLS, TIMSS, PISA.
Приводятся тестовые задания на усвоение пройденного материала в целях дифференциации уровней знаний учащихся. Авторы провели анкетирование по пяти направлениям: 1) тестовые задания для учащихся по тексту, 2) анкета для администрации школы, 3) анкета для учителя, 4) анкета для учащихся, 5) анкета для родителей. Тестовые задания позволяют получить необходимую информацию, сделать выводы, интерпретировать действия главных героев, закрепить образец текста и получить первичную экспертизу структуры. Анкета представляет собой оценку процесса выполнения требований к организации учебного процесса, типа школы, образовательных стандартов и общего образования.

Об авторах

Р. К. Карсыбаева
Казахский национальный женский педагогический университет
Казахстан

к.п.н., ассоциированный профессор кафедры дошкольного и начального образования, Институт педагогики и психологии

050000, г. Алматы, ул. Гоголя, 114



Л. М. Искакова
Казахский национальный женский педагогический университет
Казахстан

PhD, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования, Институт педагогики и психологии

050000, г. Алматы, ул. Гоголя, 114



Список литературы

1. Мемлекет басшысы Қасым-Жомарт Тоқаевтың Қазақстан халқына Жолдауы. 2022 жылғы 1 қыркүйек. https://assembly.kz/ru/poslanie-prezidenta/memleket-basshysy-asym-zhomart-to-aevty-aza-stan-khal-yna-zholdauy

2. Халықаралық негізгі «PIRLS–2021» зерттеуі. Qulan tańy. https://qulantany.kz/archives/9380

3. «2022-2023 оқу жылында Қазақстан Республикасының орта білім беру ұйымдарында оқу-тәрбие процесін ұйымдастырудың ерекшеліктері туралы» Әдістемелік нұсқау хат. Астана: Ы.Алтынсарин атындағы ҰБА, 2022. - 320б.

4. Альдешова Ф.Б. (2016). Бастауыш сыныптарда ана тілі сабақтарындағы мәтінмен жұмыс арқылы сауаттылығын арттыру. http://sabaq.kz/?p=17879

5. Жамалова І.К. (2021). Оқу сауаттылығын арттырудағы тиімді әдіс пен тәсілдер. «Білімді ел». 10.03.2021. https://bilimdinews.kz/?p=140192

6. Чудинова В.П. (2017). Читательская грамотность и поддержка чтения: опыт разных стран. Информационно-аналитический портал «Университетская книга». 25.05.2017. http://www.unkniga.ru/kultura/7134-chitatelskaya-gramotnost-ipodderzhka-chteniya-opyt-raznyh-stran.html

7. ««Білімді ұлт» сапалы білім беру» ұлттық жобасы. Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2021 жылғы 12 қазандағы № 726 Қаулысы.

8. Кулымов К.Ж. (2021). Мәтінмен жұмыс жасаудағы тиімді әдіс–тәсілдер. «Білімді ел». 10.06. 2021. https://bilimdinews.kz/?p=157109

9. Бастауыш білім берудің мемлекеттік жалпыға міндетті стандарты.Қ.Р.Білім және ғылым министрінің 2018 жылғы 31 қазандағы № 604 бұйрығы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2018 жылғы 1 қараша № 17669.

10. Xiao, X. (2022). Student, Parent, Home, and Reading Achievement. Open Journal of Modern Linguistics, 12, 518- 535. doi: 10.4236/ojml.2022.124038.

11. Li, L. (2018) A Practical Research on Improving Reader’s Reading Literacy by Using WeChat Service under the Perspective of PIRLS and PISA2018. Creative Education, 9, 1706-1712.

12. Rabbonayeva D.T. (2021). The Role of Pirls Research in the Formation of Library Culture in Students. International Journal on Integrated Education. 4(11). 2021. З. 139-141

13. Toshqulova L.A. (2022). International assessment system - PIRLS. Organization process and evaluation criteria. Science and innovation international scientific journal. Volume 1. Issue 8. pp. 350-353

14. Zhuman A.K., Smolyaninova O.G., Zhilbaev Zh.O., Syrymbetova L.S., Akbayeva G.N. (2022). The Strategies of Best Practice Applying in Education: Criteria Approach. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2022 15(9): 1343–1367.

15. PIRLS – бастауыш сынып оқушыларының функционалдық сауаттылығын бағалау: Әдістемелік құрал/ Құрастырушылар А.Т.Қоңырова, К.Е.Саурықова – Алматы: «Өрлеу», 2016 -160 б. https://online.anyflip.com/qmwb/cuau/mobile/#p=9


Рецензия

Для цитирования:


Карсыбаева Р.К., Искакова Л.М. PIRLS - сущность и значение международного исследования: формирование грамотности чтения в начальных классах. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2023;(2):85-97. https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-94-2-85-97

For citation:


Karsybayeva R.K., Iskakova L.M. PIRLS - the essence and significance of international research: ways of formation of literacy in primary school. Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. 2023;(2):85-97. (In Kazakh) https://doi.org/10.52512/2306-5079-2023-94-2-85-97

Просмотров: 548


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)