Preview

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Расширенный поиск

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Издается  с 2006 года.

Номер и дата первоначальной постановки на учет № 6204-Ж от 08.08.2005 г.

Журнал зарегистрирован 12 февраля 2018 года. Свидетельство № 16900-Ж о постановке на учет, переучет периодического печатного издания, информационного агентства и сетевого издания Комитета информации Министерства информации и коммуникаций Республики Казахстан, номер и дата первичной постановки на учет - № 6204-Ж от 08 августа 2005 года.

Зарегистрирован 25.09.2019 на основании свидетельства №KZ53VPY00015274 о постановке на учет или переучет периодических печатных изданий, информационных агентств и сетевых изданий в Комитете информации Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан.

Журнал зарегистрирован в Международном центре по регистрации сериальных изданий ISSN (Юнеско, г. Париж, Франция), журналу присвоен номер 2306-5079.

Языки издания - казахский, русский,  английский. Периодичность– 4 раза в год.

16 мая 2018 года приказом №768  МОН РК журнал «Вестник Казахского национального женского педагогического университета»(ISSN2306-5079) включен в Перечень изданий, рекомендуемых Комитетом по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан для публикации основных результатов научной деятельности (раздел Педагогические науки).  

Статьям, публикуемым в журнале, присваивается цифровой идентификатор объекта DOI посредством CrossRef. 

Разработана онлайн система подачи и рецензирования статей.  Для подачи статьи  в  режиме   онлайн  необходимо перейти по адресу:  https://zhen.elpub.ru/jour, ознакомиться с  Правилами  подачи статьи и рецензий на сайт и Руководстом для авторов по оформлению статьи.

Используется лицензионная система проверки на плагиат.

Работает поисковая система. 

Доступность журнала - журнал предоставляет непосредственный открытый доступ к своему контенту.

Индексация:

  • РМЭБ, Казахстан
  • Казахстанская база цитирования
  • eLIBRARY.RU —  российский  научный информационно-аналитический  портал
  • Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)
  • Google Scholar

Текущий выпуск

№ 4 (2021)
Скачать выпуск PDF

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ 

7-18 31
Аннотация

В статье рассматривается одна из актуальных проблем повышения познавательной активности обучающихся высшей школы через интерактивные методы обучения в современных условиях. В этой связи дается краткий обзор теоретических основ проблемы исследования и анализ результатов исследовательской работы с практической точки зрения. В статье дается общее представление об интерактивных методах теоретического обучения, раскрываются его цели и принципы. Методически определен алгоритм проведения интерактивного урока. Дана характеристика содержания каждого этапа занятия. По каждой теме урока предусмотрена система интеллектуальных заданий, способствующих формированию навыков критического и творческого мышления в процессе развития мыслительных операций и визуализации, интеграции идей и др. При изложении нового учебного материала лекции изучен ряд заданий, способствующих критической обработке информации студентами. Также эмпирически изучен уровень применения интерактивных методов обучения в процессе подготовки студентов по педагогическим образовательным программам в современном вузе. В ходе экспериментального исследования использовались методы наблюдения, беседы, анкетирования. Исходя из полученных результатов исследования, разработана модель повышения познавательной активности студентов через интерактивные методы обучения и даны методические рекомендации.

19-31 17
Аннотация

Статья посвящена исследованию проблемы поликультурного образования, где не все аспекты получили необходимую степень научной обоснованности, что находит отражение в терминологическом и понятийном аппарате. Изучение истории вопроса позволяет говорить об актуальности и сложности заявленной проблемы. Авторы статьи привели шесть основных позиций, раскрывающих сложность поставленного вопроса учеными разных стран. Результаты исследования и анкетирование респондентов продемонстрировали актуальность формирования специальных знанийв рамках поликультурного образования, которые необходимы для ведения профессиональной деятельности с учетом особенностей социокультурной ситуации. Обучающиеся обязаны знать современные проблемы поликультурного образования, историю возникновения и становления идей поликультурного образования. Методы сравнения и обобщения позволили авторам настоящей статьи определить круг проблем современного поликультурного образования, как средства развития этнокультурной и профессиональной компетентности. Приведены результаты анкетирования респондентов по определению задач и содержанию поликультурного образования. На основе данных результатов, сформированных после проведения социологических опросов, предложены направления и концептуальные положения идей поликультурного образования. Практическая значимость исследования направлена на формирование суммы компетенций для осуществления профессиональной деятельности в поликультурной среде.

32-40 18
Аннотация

Авторы статьи рассматривают концепцию мультимодального педагогического дизайна в трудах основоположников этого понятия М. Калантцис и Б. Коупа, и выдающихся представителей социальной и дискурсивной семиотики Г. Кресса и Т. Ван дер Луена; связывают необходимость внедрения мультимодального педагогического дизайна со становлением новой, не-дидактической цифровой педагогики и потребности в усилении эмоциональной вовлеченности обучающихся, особенно представляющих иную культуру и нуждающихся в погружении в социокультурный контекст. Опыт применения мультимодального педагогического дизайна анализируется на примере использования фильмов и сайта российского режиссера А. Звягинцева, развивающего традиции экзистенциального кинематографа и создающего усложненный интертекстуальный и культуроцентричный художественный язык в своих киноповествованиях. К обсуждению потенциала кинематографа как одного из инструментов мультимодального педагогического дизайна, вокруг которого можно строить изучение определенных дисциплин, авторы привлекают работы ученых центра Медиаобразования (Таганрог), Уральского Федерального университета, зарубежных коллег. В заключении делается вывод, что только используя современные мультимодальные средства передачи знаний и преобразования экзистенциального опыта, такие как современное кино и социальные сети, сайты, блоги, можно успешно привлечь и удержать внимание аудитории в процессе удаленного обучения.

41-53 21
Аннотация

В работе рассматриваются некоторые направления совершенствования самостоятельной работы студентов и ее контроля, в частности, совместимость самостоятельной работы студентов в вузе, направленной на формирование у молодежи новых навыков, в которой многое возлагается на планирование этой деятельности, управление ею и осуществление за ней контроля, с инновационным характером современного образования.

В общей проблеме организации самостоятельной работы студентов значительное место занимают формы и методы ее контроля, целью которого является активизация работы студента, воспитание у него ответственности за свой продукт умственного труда. Авторы подробно рассматривают задачу использования полученной информации для управления учебным процессом, в том числе процессом самообучения студентов, предлагая свой вариант системы организации и контроля успешности выполнения студентами самостоятельной работы. Непременным условием осуществления такой системы контроля самостоятельной работы студентов («микрозачетов») является наличие достаточно достоверной информации о трудоемкости всех заданий, которые студент обязан выполнить в течение семестра. Без этого система не работает, как не работает и система контроля текущей успеваемости без согласования её с принятой методикой учебных занятий. Авторами отмечено, что в предложенной системе контролируется только та часть самостоятельной работы, которая связана с обязательными заданиями.

Для определения фактических затрат времени на самостоятельную работу студентов по выполнению её отдельных элементов использовались следующие методы: экспертные оценки преподавателей о трудоемкости отдельных элементов; определение фактических затрат времени методом контроля самостоятельной работы студентов в присутствии преподавателя (во внеучебное время); самофотографирование самостоятельных занятий студентами; экспериментальное определение преподавателями затрат собственного времени на выполнение отдельных элементов студенческой самостоятельной работы.

В статье показаны результаты анализа трудоёмкости основных оценочных средств СРС, а также средних затрат времени на один элемент самостоятельной работы. Приведены основные требования к формированию системы контроля выполнения обязательных заданий.

54-64 21
Аннотация

В данной статье рассматривается проблема формирования готовности студентов к самоорганизации в процессе самостоятельной работы в высшей школе. В статье затрагивается тема педагогического моделирования. Даётся сравнение влияния инвариативной и вариативной части содержательного блока педагогической модели на формирование готовности к самостоятельной работе студентов (СРС). Целью статьи является анализ влияния содержательного блока модели на эффективность формирования готовности студентов при организации процесса самообучения. Особое внимание уделено ориентиру студентов на выполнение самостоятельной работы с постепенным переходом на более высокий уровень самостоятельной деятельности, а также внедрению спецкурса, современных образовательных программ и электронного УМКД, направленных на процесс формирования к СРС в вузе. Основное внимание в работе авторы акцентируют на адаптацию и внедрение в учебный процесс педагогической модели в целом и содержательного блока в частности, опираясь на лучший опыт. В статье приведен анализ взглядов исследователей Herrera, Штоффа и др. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о факторах, влияющих на формирование готовности студентов к самостоятельной работе, что требует дальнейших педагогических исследований.

65-72 30
Аннотация

Хотя синдром эмоционального выгорания к настоящее время подробно изучается и описывается в литературе, до сих пор он не признан психическим заболеванием. Международная классификация болезней 11-го пересмотра (МКБ-11) включает синдром эмоционального выгорания в категорию профессиональных психических расстройств. В настоящей статье описывается феноменология синдрома эмоционального выгорания, с целью продемонстрировать сложность и продолжительность лечения. Эволюция синдрома эмоционального выгорания и его отдельные стадии, описанные Гербертом Дж. Фрейденбергером представлены вместе с тремя ключевыми измерениями эмоционального выгорания Кристины Маслах. Лечение синдрома эмоционального выгорания часто является длительным и сложным процессом. Чтобы проиллюстрировать этот феномен, автор ссылается на свой личный терапевтический опыт с группой клиентов, у которых был диагностирован синдром эмоционального выгорания и которые впоследствии проходили индивидуальную психотерапию в форме Экзистенциального анализа. В качестве метода психотерапии Экзистенциальный анализ Альфреда Ленгле работает с концепцией четырех личных мотиваций как предпосылок полноценной жизни. Синдром эмоционального выгорания в этом контексте понимается как потеря смысла в деятельности в результате длительного истощения.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 

74-83 29
Аннотация

В этом исследовании ставилась задача определить, устраняет ли компьютерное обучение неправильные представления учащихся четвертого класса о температуре нагрева и плавлении - растворении. Исследование было разработано в соответствии с планом экспериментальной группы до и после тестирования. Генеральную совокупность составили учащиеся четвертого класса начальной школы г.Нигде, Турция, в 2014-15 учебном году. Выборка составила 96 учащихся, которые посещали три начальные школы в районе Есильгольчук в Нигде. Исследование заняло в общей сложности 12 часов в течение четырех недель. Исследователь использовал видеоролики и анимацию Morpha Campus и электронный контент Okulistic в Образовательной информационной сети (EBA) для обучения школьников экспериментальной группы с помощью компьютерного обучения. Тест на неверное представление проводился с учениками как экспериментальной, так и контрольной групп. Данные были проанализированы с помощью t-теста и перекрестной таблицы. Для анализа данных использовалось программное обеспечение SPSS Statistics 22. В результате, Morpha Campus и электронный контент Okulistic в EBA устранили больше заблуждений студентов экспериментальной группы. Кроме того, исходящие заблуждения также были уменьшены при обучении с помощью Образовательной информационной сети (EBA).

ФИЗИКА, МАТЕМАТИКА, ИНФОРМАТИКА 

85-97 17
Аннотация

В статье обращено внимание на появление новых операторных операций через повторное использование простых математических операций и их применение в повседневной жизни, научно-технических процессах. Примером этой идеи является тот факт, что арифметические и геометрические прогрессии, известные из школьной математики, возникают из повторения простых операций. Кроме того, отмечая, что концепция производной более высокого порядка является производной от многократного использования метода производной, в заключительной части статьи рассматривается исходная задача для дифференциального уравнения по определению неизвестной функции, заданной произведением более высокого порядка. Конечно, решение этой проблемы требует от ученика большого количества решающих задач, тонких познавательных способностей. Например, функция с верхним пределом переменного интеграла, применение метода частичного интегрирования к таким функциям и другие преобразования требуют большого мастерства в объяснении со стороны учителя и значительной подготовки в овладении мастерством ученика. Отметим, что цель статьи - углубить дифференциальные уравнения и расширить область применения в средней школе. Поэтому основная задача - описать методы интегрирования дифференциальных уравнений в педагогическо-методологической базе школьной математики.

ФИЛОЛОГИЯ 

100-113 28
Аннотация

Статья выполнена в рамках социолингвистического подхода с позиций феминистской лингвистики и раскрывает особенности использования феминитивов в английском, французском и русском языках на материале современной прессы. Основной целью исследования является изучение и сравнение стратегий трёх языков при гендерной спецификации и нейтрализации. Недостаточная изученность вопроса, а также активное феминистское движение сегодня объясняют актуальность исследования. Изучение собранного методом сплошной выборки материала показало, что все три языка продолжают обращаться к лексемам мужского рода для обозначения женщин, редко используют феминитивы, которые встречаются скорее в профеминистских или либеральных изданиях, статьях, посвященных успешным и известным женщинам. Проведенный анализ также показал, что в английском языке существует больше языковых средств для устранения гендерной маркированности, чем во французском и русском языках, а соответственно использование гендерно-нейтральных лексем в англоязычном публицистическом дискурсе встречается больше. В рамках исследования англоязычного публицистического дискурса были отдельно рассмотрены британские и американские издания, что, однако, не позволило выявить никаких принципиальных отличий в использовании феминитивов или приёмов гендерной нейтрализации.

114-125 22
Аннотация

Качественное обучение иностранным языкам будущих специалистов возможно осуществить через реорганизацию учебного процесса посредством современных образовательных технологий. Для успешного достижения образовательных целей важно распознавать базовые знания учащихся, их готовность к обучению, образовательные предпочтения, интересы и реагировать соответствующим образом на них, дифференцируя учебный процесс. Дифференцированное обучение - это подход к обучению студентов с разными способностями в рамках одной группы. Цель дифференцированного обучения состоит в том, чтобы максимизировать индивидуальный успех в обучении каждого учащегося за счет удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей и оказания помощи в процессе обучения. В статье рассматривается одно из эффективных средств обучения иностранным языкам (на примере образовательной программы «Информационные системы») – уровневая дифференциация, позволяющее выбирать объём и глубину усвоения учебного материала, сообразуя и учитывая способности, интересы и образовательные потребности обучающихся. Реализация идеи уровневой дифференциации представлена методической моделью, заключающейся в прохождении студентами определенных учебных стадий с обязательным изучением раздела для дополнительной самостоятельной работы. Представленная модель учитывает уровень обученности иностранному языку, индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого студента.

126-135 17
Аннотация

Обучение с использованием дистанционных технологий значительно расширяет возможности получения образования детьми, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы в полном образовании. Актуальность темы данного исследования обусловливается необходимостью перехода на дистанционное образование в период пандемии. В настоящее время использование современных технических средств обучения стало распространенным явлением образовательной и информационной культуры, что существенно изменило общий образовательный подход и преподавание иностранных языков. В нашей стране стремительно развиваются информационные образовательные технологии, уверенно занимающие свое место в образовательном процессе наряду с традиционными формами обучения. Данная статья посвящена анализу использования дистанционного обучения учащихся на уроках английского языка и описанию методики его применения. Основу исследования составляют теоретическое изучение и обобщение научно-методической литературы, а также интернет-ресурсы, связанные с темой исследования; используются общенаучные методы – анализ и обобщение. В статье используются следующие методы исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы, работ казахстанских и зарубежных ученых, методический анализ, в ходе которого были изучены существующие модели и технологии дистанционного обучения. Результаты работы заключаются в том, что выявляется зависимость качества и эффективности образовательного процесса от правильной организации дистанционного обучения, которое упрощают процесс получения знаний.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.