Preview
№ 4 (2018)
Скачать выпуск PDF

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 

8-13 38
Аннотация

Учебно-полевые практики играют важную роль в формировании у студентов профессиональных компетенций. Студенты по специальности биология в период учебно-полевой практики по «Прикладной биологии с основами почвоведения» в экспериментальном участке осваивают методы определения биомассы культуры, учатся, проводит фенологические наблюдения, оптимально использовать удобрения, агротехнические методы, ухаживать за культурой, проводит научные работы. Изучают принцип работы водно- сберегающей агротехнологии в выращивания сельскохозяйственных растений, биологические особенности озимой мягкой пшеницы, выращенной системой капельного орошения в промышленных целях. Учебно- полевая практика формирует у студентов исследовательские навыки, умения, расширяет знания, развивает способности творческого мышления, повышает познавательную активность.

14-18 9
Аннотация

В статье построена структурно-содержательная система применения в учебном процессе результатов исследования биоэкологических особенностей видов грибов, поражающих овощи, в подготовке будущих специалистов биологов. Рассмотрены пути организации учебного процесса и получения результатов при подготовке квалифицированных специалистов биологов. Конкретизированы компоненты, величины и показатели освоения знаний о грибах, поражающих овощи, согласно показателям качества.

19-25 5
Аннотация

Географическая среда является одним из главнейших понятий современной географии, и трактовка этого понятия весьма сложна. Географическая среда - открытая динамическая система, развивающаяся в пространстве и времени. Она возникла в результате эволюции географической оболочки и его составляющие географические компоненты состоят не только из пространства, но и из взаимосвязанных комплексов или элементов. Развитие каждого элемента определяется закономерностями. Географическая среда – это материальная база развития общества. Она влияет на развитие общества и его хозяйства, и функциональной разновидностью географической среды являются специальные объекты сферы жизни человека и общества.

26-31 5
Аннотация

Конкурентоспособность - единственный объективный критерий качества и благосостояния населения. Конкурентоспособность определяется не достижением степени в рейтинге, а достижением стандартов мирового уровня в широком спектре жизни казахстанского общества. Именно поэтому Казахстан поставил перед собой амбициозную цель - присоединиться к 30 наиболее конкурентоспособным странам мира. Учитывая это, актуальным стал вопрос комплексного мониторинга конкурентоспособности страны, основанный на данных международных организаций и рейтинговых агентств. Представлены результаты мониторинга конкурентоспособности, предложены новые подходы, а также попытка проанализировать основные показатели конкурентоспособности с зарубежными странами.

ФИЗИКА, МАТЕМАТИКА, ИНФОРМАТИКА 

33-37 10
Аннотация

В статье рассматривается влияние эффекта 4.0 на эффективность изучения школьной физики и на научную физику в целом. «Четвертая промышленная революция» - это не просто умные машины и системы, ее спектр обширен. Это быстрое развитие новых технологий и универсальных инноваций. Важно применять такие изменения, как осознание изменений в четвертом поколении промышленной революции и механизмов управления, развития общества в целом, в развитии образования, в осуществлении прорыва в эпоху глобализации. Основой этих изменений является физика. Вот почему эффективное преподавание физики в школе станет одним из первых шагов в повышении требований времени развития.

ФИЛОЛОГИЯ 

39-44 14
Аннотация

В статье рассматривается связь языкознания с другими видами наук. Многие проблемы, связанные с языком, как средством коммуникации для всех членов общества, решаются не в рамках лингвистики, а на стыке многих наук. Взаимосвязь лингвистики с гуманитарными и естественными науки является одной из актуальных тем современной науки о языке, языкознания. В данной статье рассматриваются проблемы языковой интерпретации сложного текста, отражение в языке проблем, происходящих в современном обществе, различия символов в языковой коммуникации, языковые моделирование, проблемы машинного перевода, исскуственного интеллекта, проблемы судебных разбирательств. Также речь идет о проблемах таких новых направлений антропоцентризма, как психолингвистика, когнитивная лингвистика, этнолингвистика и др.

45-50 6
Аннотация

В статье рассматривается проблема становления и развития литературного языка в мировом языкознании. Приводится история развития и формирования английского, турецкого, кыргызского и казахского литературных языков. В целом литературный язык - это язык, который сортируется, фиксируется, нормализуется, стилизуется, дифференцируется, являясь по уровню выше обычного языка и его диалектов. Автор приходит к выводу, что общенациональный язык является высшей формой языка. Приводятся зарубежные исследования по этой теме через сравнение с казахским литературным языком.

51-55 8
Аннотация

В cтaтьe paccмaтpивaютcя oнимы в пaмятникaх Opхoн-Eниceй, дaвнo зaбытыe и утpaтившиe знaчeниe, нe являющиecя чacтью нaшeгo coвpeмeннoгo литepaтуpнoгo языкa. Имeнa являютcя нeпpeвзoйдeнными иcтoчникaми и пpи изучeнии иcтopии языкa. Изучeниe имeн вaжнo нe тoлькo для лингвиcтики, нo и для тaких нaук, кaк иcтopия, этнoгpaфия и культуpoлoгия. Oнoмacтикa - бoльшaя нaукa, кoтopaя дeмoнcтpиpуeт культуpу, иcтopию и oбpaз жизни кaждoй нaции, кaждoгo нapoдa. В этoй cтaтьe oбъeктoм иccлeдoвaнии выcтупaют имeнa coбcтвeнныe в пaмятникaх тюpкcкoгo нapoдa, в Opхoн-Eниceйcких пaмятникaх, иccлeдoвaно их знaчeние и лингвoкультуpнoе coдepжaние.

56-61 8
Аннотация

В статье рассматриваются политические и социальные события на казахской земле в начале XX века, а также представители интеллигенции Магжан Жумабаев и Беймбет Майлин, которые находятся в центре этих событий. Точнее, в произведениях которые писали в теме протеста против колониализма русской империи авторы с разных сторон описывали судьбу казахского народа. В статье описывается, как в столь трудное время они распространяли свои взгляды в газетах и журналах, зная, что их жизни угрожает опасность, и делали они это с целью пробуждения сознания народа. Обсуждается тема национального духа, национального сознания в их стихах и прозаических произведениях, рассказывается, насколько они смогли поднимать эти темы в свое время. Анализируя каждую работу индивидуально, основное внимание автор уделяет тому, какие идеи создаются и какие события связаны с ними.

62-66 6
Аннотация

Данная статья описывает изменения в произношении и написании на протяжении истории казахского народа, описывается процесс перехода к новым типам написания и противоречий в их восприятии. За годы пребывания Казахстана в составе СССР были осуществлены две реформы по смене письменности. Сначала ведущие деятели языка изучили лингвистические особенности тюркского языка и основываясь на этом историческом опыте ввели латинскую графику. В 1940 году, после вхождения в силу закона о переходе к «латинизированной» казахской письменности на новый алфавит на основе русской графики, было положено начало использованию кириллицы. Переход на латиницу повысит конкурентоспособность нашей страны на мировой арене и окажет большое влияние на установление дружеских взаимоотношений с развитыми странами.

66-72 26
Аннотация

Статья посвящена анализу вюджуднаме (поэзии эпохи) Жамбыла Жабаева - одного из знаменитых поэтов Казахстана. Благодаря автобиографическому вюджуднаме Ж. Жабаева, мы узнаем детали его жизненной ситуации. Сравнивая автобиографические поэмы Ахмеда Ясеви и Жамбыла Жабаева, автор приходит к выводу, что в вюджутнаме Ахмеда Ясеви прослеживаются особенности суфийского направления, а у Жамбыла Жабаева вюджутнаме носят автобиографических характер. В действительности в вюджуднаме тюркских народов, в отличие от стихов, посвященных вообще жизни человека, описывается половина жизни человека. Текст Жамбыла Жабаева, используемый в исследовании, является одним из важных источников для изучения жизненных процессов.

73-78 5
Аннотация

Талаптан Ахметжан - один из известных казахских писателей, который оставил свое имя в казахской литературе. В его произведениях поднимаются такие темы, как справедливость, честь, стыд, верность, вредные привычки, причиняющие вред другим людям. В произведениях писателя нашли отражение эпосы Барак баба и кобуз Койлыбая. Одна из сторон творчества писателя - религиозное и мифологическое познание. В произведениях Талаптан Ахметжана «Адский огонь», «Айсауле» и «Нобелевская премия» раскрываются религиозные и мифологические творение.

79-85 9
Аннотация

В статье рассматривается тема нравственности в рассказах С.Жунисова, занимающая значительное место в его произведениях. Произведения Сакена Жунисова занимает достойное место в золотом фонде казахской литературы. Проблема нравственности – одна из крупных и вечных тем литературы любого народа. Писатели, внесшие свой вклад в тему нравственности, поднимали не только морально-этические проблемы, не только воспевали духовное богатство и душевную красоту современников, но и критиковали противоположные им отрицательные действия и обывательские характеры, стремления людей.

86-90 5
Аннотация

Казахстанская политика триязычия в образовании уделяет первоочередное внимание эффективному обучению языкам, одним из способов достижения которых является использование стратегий изучения языка. В статье приводятся различные определения стратегий обучения языку, которые варьируются в зависимости от времени, в течение которого ученые пытались передать всю значимость используемой техники. Кроме того, в статье содержится классификация стратегий изучения языка в соответствии с функциями и языковыми навыками (говорение, чтение, письмо, аудирование), за которые они отвечают, с примерами и пояснениями.

91-95 13
Аннотация

В статье рассматривается исследование, которое было проведено для изучения роли и влияния TED-выступлений с субтитрами на уроках иностранного языка. Как показывают результаты опроса, переговоры TED оказывают значительное влияние на навыки слушания в классе иностранных языков. Авторы провели это исследование в одной из школ Алматинской области.

ИСТОРИЯ, ЭКОНОМИКА, ПРАВО 

97-101 6
Аннотация

Одним из представителей движения «Алаш» был выдающийся ученый, просветитель, общественый деятель, врач Жумагали Тлеулин. Он был одним из первых казахских специалистов в медицинской сфере, автором трудов о глазных и инфекционных болезнях. Ж. Тлеулин не только внес огромный вклад в сохранение здоровья населения республики, он был организатором первых в истории Северного Казахстана курсов по подготовке казахских специалистов для школ и других учреждений. Также ему принадлежит организация изучения истории Казахстана в Северо-Казахстанской области.

102-108 10
Аннотация

Эксперты определили четыре основные характеристики социального предпринимательства: 1) социальное воздействие, то есть деятельность компании должна быть направлена на смягчение существующих социальных проблем; 2) инновации – в своей работе компания должна применять новые и уникальные методы работы; 3) финансовая стабильность; 4) масштабируемость, возможность передавать свои навыки другим компаниям, рынкам и даже странам. Принятие нового закона в Республике Казахстан «О государственно-частном партнерстве» предусматривает отмену ограничений в сферах государственно- частного партнерства, создание всех условий для эффективного осуществления социальных проектов, что приводит к увеличению числа социальных предпринимателей. В рамках идеи «Алматы – город социального предпринимательства» в Алматы Менеджмент Университете на базе Центра социального предпринимательства создана «экосистема поддержки» социального предпринимательства.

109-113 3
Аннотация

В данной статье представлены классические и современные теории, в которых концептуализируется понятие доверия. В последние десятилетия доверие стало одной из самых актуальных проблем современного постиндустриального общества. Социологические теории Э. Гидденса и Т. Парсонса стали основным источником идей для социологов, исследующих проблему доверия в обществе. В работах Дж.Коулмена и П.Штомпки доверие анализируется через призму социального капитала. Делается вывод о важности и необходимости интеграции в современное общество доверительного поведения между индивидами.

114-122 5
Аннотация

В статье рассматривается роль международных избирательных стандартов в становлении национального избирательного законодательства. Раскрыты сущность, значение и основные источники международных избирательных стандартов. На основе анализа действующих международных стандартов раскрыты содержания и значение избирательных стандартов для формирования национального избирательного законодательства Республики Казахстан и зарубежных стран и затронуты вопросы обеспечения и соблюдения. Проведен анализ избирательного законодательства, Рекомендаций Миссии ОБСЕ по совершенствованию избирательного законодательства Республики Казахстан и зарубежных стран.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ 

124-130 10
Аннотация

В статье освещаются особенности модернизации казахстанского педагогического образования, профессиональные компетенции современного педагога. В исследовании даётся обоснование проблемы, доказывается её актуальность и необходимость самоорганизации учебной деятельности студентов. Основу профессиональной компетентности педагога составляет его практическая готовность к самоорганизации своей деятельности, которая складывается из умения планировать свою деятельность, правильно распределять своё время и находить оптимальные способы её организации. Автором обоснована проблема самоорганизации учебной деятельности студентов средствами RP-технологий взаимодействия, что подтверждается практическими примерами самостоятельной работы по дисциплине «Артпедагогика» у студентов 1 курса специальности «Педагогика и методика начального обучения».

131-135 7
Аннотация

В статье рассмотрены виды оценивания в образовательной сфере. Проводится сравнительный анализ и мониторинг оценивания общеобразовательных школ с системой оценивания Назарбаев Интеллектуальных школ. Обсуждены невыгодные стороны оценивания в общеобразовательных школах. Анализируется необходимость внедрения реформы в систему оценивания как одно из важных в данное время изменений в сфере образования. Приведены достоверные сведения использования различных форм оценивания достижений учащихся по предметам, проводимым по интегрированной образовательной программе Интегрированной модели критериального оценивания.

136-140 11
Аннотация

Данная статья посвящена образовательной грамотности учащихся, которая в настоящее время активно внедряется в систему образования Республики Казахстан. Специальные исследования показали, что в большинстве случаев студенты не могут применять полученные знания в реальной жизни. Низкий уровень функциональной грамотности студентов привел к внедрению новых изменений в сфере образования. Функциональная грамотность состоит из трех основных компонентов: грамотность, математическая и научная грамотность. В данной статье обсуждается важность грамотности, которая является основой функциональной грамотности, способы ее формирования и улучшения в школе. В ходе исследования существуют различные подходы к дифференциации грамотности студентов, использующие методы дифференциации, накопления, анализа.

141-147 7
Аннотация

Контроль и оценка являются основополагающими процессами в образовательных учреждениях применительно к деятельности обучающихся (оценка учебных достижений), обучающих (аттестация педагогов) и всего образовательного учреждения (аттестация, аккредитация и т.д.) В то же время контроль и оценка имеют дискретный характер, зачастую они не носят системного характера, контрольно-оценочные процессы являются прерогативой ограниченного круга участников образовательного процесса. Автор убежден, что контроль и оценка выступают не только необходимым условием совершенствования деятельности образовательного учреждения, но и функцией, которая должна осуществляться регулярно. Вследствие этого в системе образования растёт понимание значимости мониторинга качества. В этой статье рассматриваются научно-педагогические основы учебного мониторинга, работы ученых, которые определяют понятия «качество образования», «мониторинг в системе образования», «педагогический мониторинг», «мониторинг качества обучения студентов университета».

148-153 4
Аннотация

В статье рассматривается проблема суицидального поведения старших подростков. На основе диагностического обследования проанализированы психологические особенности подростков/ юношей Таджикистана, совершивших попытку суицида и имеющих суицидальные мысли. Показаны особенности возрастного развития, где юношеский возраст является особенно чувствительным, так как именно в этом возрастном диапазоне человек обращается к проблеме смысла жизни, пересматривает и осознает основания для его оценки. В основном это ситуационно-личностные реакции, что подтверждается нашим диагностическим инструментарием.

154-158 7
Аннотация

В статье показано, как культурное наследие страны можно использовать в процессе дошкольного воспитания. Развитие любви к Родине, уважения к культуре, обычаям и традициям своей страны и других народов, воспитание в духе общечеловеческих и национальных ценностей, познание истории родной страны – проходят через изучение культурного наследия разных народов. Воспитательное значение имеет ознакомление детей с историческими сооружениями в различных частях страны, проведение экскурсий в музеи. Прививая детям общечеловеческие ценности, воспитывается патриотизм. Основная цель статьи – показать, как знакомство детей с памятниками культурного наследия формирует их важнейшие духовные ценности на всю жизнь.

159-163 13
Аннотация

В статье рассматривается вопрос значимости воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. Автор анализирует необходимость воспитания и обучения детей с раннего детства. Раскрывается понятие «социальные навыки», рассмотрено его содержание. Представлены критерии, показатели и уровни сформированности социальных навыков дошкольников. Описаны основные игровые средства, направленные на повышение уровня сформированности социальных навыков у детей дошкольного возраста.

164-171 6
Аннотация

В статье рассматривается готовность учителей общеобразовательных школ к инклюзивному обучению. При организации инклюзивного обучения в общеобразовательной школе встречается ряд противоречий. В этом вопросе все еще остается неприятие обществом системы инклюзивного обучения и недостаточная подготовка учителей школы в целом. Это связано с задачами социализации детей с ограниченными возможностями. К проблемам инклюзивного образования можно отнести отношение родителей к обучению детей, нуждающихся в знаниях разных уровней, взаимодействие детей с ограниченными возможностями с учителем и одноклассниками, самообразование.

ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА 

173-177 4
Аннотация

В статье рассмотрен этнокультурный аспект использования различных видов бурятского орнамента. Орнаментика народного бурятского искусства широко используется в этническом дизайн-проектировании различных видов промышленных изделий и предметов искусства. В таких областях, как современная архитектура, городской интерьер, графический дизайн, декоративное искусство, прикладное искусство костюма широко представлена орнаментика бурятского народа, отдельные элементы которого сопоставимы с орнаментальными формами и других народов.

178-177 13
Аннотация

В статье автор анализирует направления телевизионного контента Казахстана и значение режиссуры на ТВ. Автор приходит к выводу, что в дополнение к обучению, будущие специалисты должны участвовать в производсте ТВ-продукта. В статье приводятся данные по работе новых технологических ТВ стандартов. Анализируются различные аспекты отношения к цифровым платформам казахстанских зрителей. Рассматривается роль телевидения в формировании качественного контента на отечественном телевидении.

183-188 13
Аннотация

Если учесть, что телевидение как искусство экрана, пользуется многими методиками кино, то в этих двух жанрах есть общее явление. К основным сходствам можно отнести длительность времени и категории объёма обоих жанров. Основная цель статьи - раскрытие основных различий двух жанров. Их различие естественно, так как один из жанров основывается на кино, другой на телевидении. В статье даются различия и сходства многосерийных фильмом и сериалов, их квалификация по методике анализа, основные понятия, относящиеся к каждому жанру.

189-194 15
Аннотация

В статье проведен анализ хореографии балета «Иван Грозный». Описан танцевальный текст и его значение в отдельных эпизодах, в характеристиках персонажей спектакля. Приведены цитаты из трудов советских и российских искусствоведов, балетоведов, театроведов, которые исследовали балеты Ю.Н. Григоровича. Опираясь на опыт предыдущих поколений ученых, автор стремится дать самостоятельные выводы по каждой сцене спектакля. Кроме того, рассмотрены исторические предпосылки к созданию музыкальной партитуры балета. Отмечена роль композитора М.И. Чулаки, осуществившего отбор и транскрипцию музыки С.С. Прокофьева.

195-200 13
Аннотация

В статье анализируются пути развития народно-сценического танца и сравнивается с современным педагогическим процессом. Продвигая традиции родного народа, а также традиции других народов в танцах, будущие педагоги-хореографы расширяют и углубляют свои знания о национальной культуре Казахстана. Наряду с этим формируется чувство уважения к настоящему дню и гордость богатством культурных ценностей. Для обучения хореографов народно-сценическому танцу предусмотрены лекции и практические занятия. Обучающиеся способны самостоятельно эволюционировать в соответствии с потребностями нового общества, уважая традиции и культуру всех народов.

201-206 15
Аннотация

Театр занимает особое место в истории культуры Казахстана. Театр служит отражению жизненных реалий общества, его устремлений, воздействуя на зрителей через пробуждение в них лучших человеческих качеств. Произведения, воплощаемые на сцене, призваны пробуждать в аудитории национальный дух. Любовные истории учат справедливости, нежности, сочувствию друг к другу, а социальная драма призывает к братству, стремлению к новизне. В статье рассматриваются различные периоды становления казахского театра.

207-212 8
Аннотация

В статье рассматриваются инновационные технологии в работе с детским хором. Изложенные инновационные формы и методы работы на уроке, несомненно, расширяют возможности современного образовательного процесса, поэтому их необходимо активно внедрять в практику преподавания в ДМШ, но при этом не забывать о важности воспитания школы академического пения в духе лучших традиций хоровой культуры.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)