Preview
№ 4 (2020)
Скачать выпуск PDF

ФИЗИКА, МАТЕМАТИКА, ИНФОРМАТИКА 

8-15 7
Аннотация

Целью исследования является решение проблемы формирования у студентов технических специальностей предпринимательского мышления на основе трансдисциплинарного интегрированного подхода к изучению физики и экономики. Результатом исследования стало определение сущности междисциплинарных связей между физикой и экономикой, выявление особенностей задач физики, ориентированных на формирование предпринимательского мышления, демонстрация необходимости реализации профессионального контекста в изучении физики. В статье данная проблема исследуется путем анализа, сравнения, систематизации педагогической литературы. Рассматривается технология применения трансдисциплинарного подхода для формирования у студентов предпринимательского мышления в процессе обучения физике. Приведены физические модели, применяемые в экономике.

16-22 15
Аннотация

В работе выявлены проблемы усвоения учениками новых знаний в контексте критериального оценивания учебных достижений учащихся. Исследованы содержание, виды критериального оценивания. Выявлены структурные элементы формативного оценивания: остаточный, деятельностный, локальный, модульный. Описаны структурные элементы суммативного оценивания: промежуточный, итоговый. Инструментарий критериального оценивания дополнен следующими компонентами: ожидаемый результат, индивидуальная карта усвоения учащимися учебного материала, таблица фиксации учебных достижений учащихся. Предложены модель карты реализации критериального оценивания в рамках одного учебного периода, методы реализации формативного оценивания.

ФИЛОЛОГИЯ 

24-32 5
Аннотация

В статье рассматриваются научно-методические работы Куандыка Пазыловича Жусупа (1941- 2019), известного филолога, литературоведа, работавшего в Павлодарском государственном университете им. С.Торайгырова. Показаны труды ученого, связанные с вопросами преподавания литературы в школе, при этом многие его статьи посвящены изучению тонкостей методической науки. В статье показана методика анализа многих стихотворений из школьной программы. Для раскрытии основной идеи, образов героев, языковых особенностей произведения, К.П. Жусуп использовал метод осмысленного вопроса. Изучая труды Жусупа, можно заметить, что вопросы, составленные для обучающихся, варьировались в зависимости от особенностей каждого стихотворения.

33-42 5
Аннотация

Настоящая статья посвящается анализу системы оценивания в рамках уровневого обучения английскому языку в школах Казахстана. Внедрение Общеевропейских компетенций владения иностранными языками в процесс иноязычного образования в Казахстане привели к смене парадигмы в оценивании достижений учащихся, когда оценка и обучение рассматриваются как неразделимые и оценка воспринимается как инструмент поддержки обучения учащихся. Это исследование было предпринято с целью изучения предпочтений казахстанских учителей в выборе методов оценивания результатов обучения учащихся, а также факторов влиящих на этот выбор. Принимая во внимание тот факт, что компетенции по речевым навыкам владения английским языком в казахстанских типовых учебных программах оцениваются на основе критериев и дескрипторов, рекомендованных CEFR для каждого отдельного уровня, тем не менее в своей практике не все используют общую концепцию рекомендованного оценивания. Исследование показало,что восприятие учителями новой оценочной системы не может измениться в мгновение ока, равно как и они не могут сделать это в одиночку, им нужна поддержка в качестве тренингов, обмен опытом и методических рекомендаций.

43-49 9
Аннотация

Целью статьи является определение роли языковой среды в повышении мотивации студентов к изучению английского языка. Проведены обзор и анализ теории по теме исследования, описание психологического портрета современного студента, анализ анкет. Авторы дали определения терминам внутренняя и внешняя мотивация, провели более детальное исследование необходимых условий для создания языковой среды для повышения мотивации и обеспечения высокой эффективности учебного процесса. Анализ анкетных данных показал отношение студентов к созданию языковой среды в университетских аудиториях, доказал преобладание внешних мотивов над внутренними. Дан ряд рекомендаций по повышению мотивации студентов к изучению английского языка.

50-58 1
Аннотация

Оценивание является неотъемлемой частью учебного процесса. Критериальное оценивание выступает актуальной проблемой в системе среднего и высшего образования Казахстана, необходимый компонент в оценивании образовательных достижений в иностранном языке. В статье рассматриваются цель, функции и принципы критериального оценивания, даётся сравнительный анализ систем критериального и традиционного оценивания. Цель статьи - рассмотрение технологии критериальной оценки как способа повышения мотивации при овладении иностранным языком в школе и вузе и обоснование ее эффективности в процессе изучения иностранного языка. В качестве альтернативной обоснованной формы для формативного и суммативного оценивания предлагаются критерии оценивания презентации.

59-68 3
Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативных навыков студентов с использованием видео материалов на уроках иностранного языка. Авторы предлагают новый подход к работе с видеофрагментами в учебном процессе. Использование видео в обучении иностранному языку открывает широкие возможности для преподавателей и обучающихся в изучении языка и культуры страны. Целью данного исследования является разработка и апробация комплекса методик работы с использованием оригинальных видеоматериалов, направленных на формирование коммуникативной компетентности студентов. Это исследование проводилось со студентами вузов, владеющими английским языком на уровне A2. Анализ учебно-методической литературы и собственного опыта авторов показал, что аутентичные видеоматериалы обладают большим потенциалом в решении образовательных задач.

69-79 9
Аннотация

В статье рассматриваются возможности программы iSpring Suite в качестве оптимального, не представляющего сложности в использовании программного продукта для эффективного включения аутентичных аудио- и видеоматериалов в учебный процесс в виде целостного обучающего мультимедийного ресурса. С учетом методов системного анализа, комплексного подхода к изучаемой проблеме в статье освещаются проблемы недостаточной подготовки педагогов к самостоятельной разработке мультимедийных образовательных продуктов, необходимости развития их цифровых навыков и компетенций в области технологии проектирования данных ресурсов с учетом педагогико- психологических, дидактических и технологических требований. Авторами описываются особенности работы с аутентичными аудио- и видеоматериалами в процессе проектирования мультимедийного учебного ресурса и технология разработки мультимедийный образовательных продуктов в данной программе. Эффективность ISpring Suite подтверждена педагогическим экспериментом, направленным на подготовку студентов к разработке мультимедийных образовательных продуктов на основе аутентичных аудио- и видео материалов в указанной программе. В результате эксперимента при итоговом оценивании студенты набрали 60% и более баллов, что свидетельствует о достижении участниками эвристического уровня подготовки, предполагающего формирование необходимых базовых знаний и навыков в области проектирование образовательных мультимедийных ресурсов. Авторы указывают достижение студентами эвристического уровня обученности, который предполагает их продуктивную деятельность при создании собственных мультимедийных ресурсов по иностранному языку.

80-89 6
Аннотация

Подчеркивается, что изучение иностранного языка - очень сложный процесс, который требует квалифицированных действий преподавателей к развитию учебной среды и факторов, влияющих на формирование коммуникативных и профессиональных компетенций. В статье отражена специфика целевых и содержательных аспектов иноязычного образования в контексте личностно-деятельностного и дискурсивно-компетентностного подходов, внесены также уточнения в модификацию понятия деятельностного и компетентностного подходов. Базируясь на солидных научных основаниях проблемы, реализованы в исследовании соотношения проективно-функциональной и дискурсивно-проективной субкомпетенций. Исследовательская модель включает в себя многоаспектное представление различий требований к реализации содержательного уровня профессионального метаязыка в сфере IT технологий. Подчеркивается, что иноязычный учебный процесс должен сопровождаться не только языковыми задачами, но и обучением метаязыку современных информационных технологий, применяемых в будущей профессиональной сфере. В работе учтены возможные способы репрезентации лингводидактических задач, направленных на расширение уже накопленных знаний, структурирование, интеграцию, обобщение предметного содержания иноязычного образования.

90-101 5
Аннотация

В представленном исследовании ставится проблема изучения новейшей литературы с точки зрения постмодернизма как ведущего направления первых десятилетий XXI века, его жанров, образной системы, взаимодействия с другими литературными направлениями и течениями. Рассматривается феномен женской прозы в ее соотнесенности с классическими произведениями мировой и русской литературы. Привлекаются научные изыскания исследователей по вопросам интертекстуальности. Проводятся параллели социокультурной ситуации рубежных периодов разных веков. Сопоставляются различные точки зрения в отношении произведений Л. Улицкой, творчество которой характеризует одну из сторон в изучении женской прозы.

ИСТОРИЯ, ЭКОНОМИКА, ПРАВО 

102-112 4
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы открытия казахских школ и преподавание казахской истории во второй половины XIX-середины XX веков с позиций исторической науки. Рассмотрены политические взгляды казахской интеллигенции и просветителей на работу сельских школ, которые открывались в Казахской степи. Особое значение в статье придается вкладу казахской интеллигенции в становление и развитие истории Казахстана как дисциплине в конце XIX - середине XX веков. Анализируются научные труды представителей интеллигенции и просветителей, где представлены данные об открытии национальных школ для казахских детей. Отмечается, что поскольку преподавание истории в СССР находилось под контролем советской идеологии, был допущен ряд методологических ошибок и недочетов в преподавании истории Казахстана в общеобразовательных школах.

113-125 6
Аннотация

Как мы соотносим стойкое ядерное прошлое с тем, что кажется лучезарным атомным будущим? Казахстан освободился от наследия холодной войны - загрязненных земель и связанных с радиацией патологий, чтобы двигаться дальше. Очистка, в конце концов, может указывать как на устранение загрязнения, так и просто на обналичивание. Является ли реконфигурация отношений между городом и испытательным полигоном еще одним примером того, как постиндустриальный город Курчатов заново изобретает себя и ставит себя на карту - или есть что-то особенное или исключительное в ядерной работе, наследии, поселках и людях? В статье показано, что иногда возникает непреодолимая напряженность в действиях государства по обеспечению безопасности как конкретной версии ядерного прошлого на казахской земле, так и ядерного будущего как отчетливо казахстанского предприятия. Это, в свою очередь, влияет на способность города Курчатова перестраивать свои отношения с полигоном и двигаться вперед.

126-140 7
Аннотация

В статье говорится о роли вузов в формировании предпринимательских навыков студентов для их активного участия в инновационном развитии общества. Актуализированы вопросы поиска оптимальной модели предпринимательского образования в связи с изменением парадигмы высшего образования. Новая парадигма высшего образования предполагает существование грамотной предпринимательской экосистемы, которая формирует соответствующую предпринимательскую культуру. Правильно артикулируемая инновационная культура является ключом для продвижения и развития экономик знаний. Значение предпринимательского образования и повышение уровня знаний рассмотрены на примере эволюции тройной спирали инноваций.

141-150 3
Аннотация

Статья посвящена философским, правовым и этическим вопросам современной репродуктивной медицины во Франции и западноевропейских странах. Исследование основано на анализе медицинских записей за 1980-1990-ые гг, в период внедрения новых методов репродуктивной медицинской помощи в больницах Франции, а также на основе опросов пациентов, проведенных автором в 2008-2013 гг. Проблема бесплодия ставит в уязвимое положение как мужчин, так и женщин, но женщины платят за возможность рождения ребенка более высокую цену. Хирургическим операциям подвергаются в основном женщины (экстракорпоральное оплодотворение). Поднимается вопрос о праве третьей стороны на родительство, исходя из того, что доноры спермы, доноры яйцеклеток и суррогатные матери являются частью репродуктивной системы и имеют право на общение с ребенком. Автор отмечает социальное неравенство как серьезный фактор уязвимости женщин при проведении ЭКО: женщины-руководители начинают процесс экстракорпорального оплодотворения после 30 лет, в то время как три четверти работающих женщин - до 30 лет.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ 

151-159 7
Аннотация

Концепция открытости рассматривается в метакогнитивном контексте на основе анализа философских и психологических работ, а его семантический характер резюмируется посредством эмпирических рассуждений. Открытость на основе изучения нормативных документов, в том числе государственных обязательных и антикоррупционных стандартов обобщается как необходимое условие построения демократического общества. Направления и принципы методологической и теоретической основы изучения понятия «открытость» отражают возможности изучения данного понятия как свойства, качества субъекта, активности взаимодействия с обществом. Автор отмечает, что принцип открытости в системе образования используется как средство изменения внешней формы, как стихийный фактор организации и проверки без методологического обоснования. Без активности внутреннего мотива внешней позиции недостаточно для изменения сознания, так как принцип открытости ориентирован на открытость сознания.

160-170 1
Аннотация

В статье дано описание проведенного исследования, направленного на выявление степени понимания и использования критического мышления государственными служащими. Представлен обзор научной литературы по проблеме обучения взрослых в целом и развитию критического мышления. Графически представлены отдельные результаты опроса с авторскими комментариями. На основе полученных результатов сделаны выводы и рекомендации для организации занятий в системе обучения взрослых. При подготовке статьи использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы и учебных пособий, официальных интернет-ресурсов, наблюдение, анкетирование, количественные и качественные методы обработки данных.

171-177 6
Аннотация

В статье показана важность подготовки будущих педагогов начальных классов к инновационной деятельности через реформы, происходящие в образовании страны. Представлены сведения, основанные на результатах научно-педагогических исследований. Рассмотрена эффективность дистанционного обучения предмету «Инновационное структурирование урока» для улучшения системы образования, подготовки будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности. Реформы образования, внедряемые в стране, направлены на создание условий для формирования высоких нравственных, лидерских качеств, подготовки к профессиональному развитию и инновационной деятельности будущих учителей. В статье показаны способы изучения уровня подготовки будущих педагогов начальных классов для работы с учащимися в образовательном пространстве.

178-186 3
Аннотация

В статье представлены результаты первой части исследования субъективной оценки качества жизни студентов. Выборку исследования составили студенты 1-4-х курсов очного отделения Павлодарского педагогического университета (N=200), которые были распределены на две группы: с высокой оценкой качества жизни и с низкой оценкой качества жизни. Критериями оценки качества жизни являлись: эмоциональное состояние, степень удовлетворенности к разным сферам своей жизни, состояние физического и психического здоровья, самооценка и личностные ресурсы, доступность потребительских благ. Было выявлено, что возраст, курс обучения, налаживание самостоятельной жизни, поиск работы не являются причинами, которые влияют на качество жизни. Семейное положение, связь с родными и близкими, физическое и психическое здоровье, материальное благополучие, субъективное ощущение поддержки со стороны окружающих оказались важными факторами высокой оценки качества жизни.

187-196 4
Аннотация

В статье рассматриваются проблемы обучения композиции при подготовке будущих специалистов-педагогов в соответствии с новой программой «Художественный труд». Новая интегрированная программа «Художественный труд» требует в подготовке педагогов обучение композиции в таких образовательных направлениях, как визуальное искусство, декоративно-прикладное искусство, дизайн и технология, и рассмотрения сложного комплекса учебного содержания, творческих учебных заданий, структурно-конструктивных, а также смысловых контекстов в определенной системе. В результате исследования выявлены приемы естественного интерактивного обучения всестороннему развитию творческих композиционных способностей и профессиональной подготовки студентов. Определены методы развития педагогического мастерства студентов на основе систематизирующих принципов и приемов выделения трех основных видов художественной деятельности: конструктивного, изобразительного и декоративного. Показаны их систематизирующие возможности в обучении композиции, обеспечивающие применение различных приемов и техник художественной деятельности и их интеграции. Проанализировано целенаправленное развитие композиционных способностей студентов в процессе формирования творческих качеств личности.

197-205 12
Аннотация

В статье проанализированы три пьесы, поставленные в Белорусском Государственном Театре-1 в 1920-х годах, очень важном периоде для театра, который был открыт в 1920 году. Первым художественным руководителем был Флориан Жданович, вторым – Евстигней Мирович, первый осуществил постановку пьесы «Раскиданное гнездо» (1913) Янки Купалы, второй – «Социалистка» (1924) Тишки Гартного и «Сумерки» (1927) Василия Шашалевича. Первые две говорят о ситуации до революции 1917 года, третья – после революции. Главная тема этих трех пьес – борьба за землю в белорусской деревне. Размер земли указывает на благосостояние человека и его социальный статус. Авторы этих произведений показывают, как земельный вопрос формирует характер человека, влияет на принятие им сложных решений, а иногда даже приводит к убийству.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)