Preview

Вестник Казахского национального женского педагогического университета

Расширенный поиск
№ 4 (2019)
Скачать выпуск PDF

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 

7-13 20
Аннотация

В статье описаны биологические особенности лекарственного растения Elaeagnus oxycarpa Schltdl. Сделаны микрофотографии поперечных срезов надземной части растений. Проведено морфометрическое измерение листьев. Описывается способ получения студентами навыков проведения лабораторных экспериментов с использованием бинокулярного микроскопа MCX100. Представлены разработки методических материалов по дисциплине, которые обеспечивают высокий уровень обучения студентов.

14-20 22
Аннотация

В статье ключевое внимание уделяется интеграции науки и образовательных процессов в настоящее время. Для формирования личности,соответствующего требованиям модели современного образования, большое значение имеет указание направления обучающемуся на научно-исследовательские работы. В ходе исследовательской работы были проанализированы этапы организации исследовательской работы ведущих школ для студентов с целью формирования общего представления о специфике научных исследований. Проведенная исследовательская работа основана на повышении качества образования путем развития научных знаний обучающихся, овладения методами проведения исследований, а также корреляции процесса обучения и научно-исследовательской деятельности.

В качестве объекта исследования были выбраны 3 вида хурмы (Зенджи-Мару, Хиакуме и виргинская), в лабораторных условиях определена их всхожесть в осенний и летний периоды. Перед посевом семена хурмы были обработаны методами стратификации, термической обработки, механического разрушения семенной коры, погружения в воду.

21-26 21
Аннотация

В статье рассматриваются возможности использования информационно-коммуникационных технологий на занятиях биологии в средней школе. Проблема использования ИКТ как основного средства усвоения содержания учебного материала определяет аспект общей методики преподавания, присущий любому предмету. В связи с этим ИКТ имеют особое значение, как в профессиональной деятельности, так и в человеческой культуре, и в специальном образовательном процессе. В статье приводятся поурочные планы по предмету биологии с использованием ИКТ, обосновывается эффективность их применения в учебном процессе.

27-32 25
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся в образовательном процессе на основе комплексного подхода. Осуществлен анализ изучения экологических вопросов при рассмотрении природы, населения и хозяйства территории. Модель формирования экологической культуры студентов на кафедре географии и туризма в Казахском национальном женском педагогическом университете представляет собой систему из следующих компонентов: цели, задачи, содержание, формы, методы и средства образования. Данная модель способствует эффективному формированию экологической культуры студентов при реализации следующих условий:

- внедрение в рабочий учебный план (РУП) соответствующих элективных дисциплин, способствующих повышению уровня экологической культуры будущих учителей;

- осуществление учебной деятельности студентов на основе новых образовательных программ;

- реализация экологического подхода при разработке содержания дисциплин, в ходе образовательного процесса, а также в организации научно-исследовательской работы студентов, обеспечивая тем самым непрерывность формирования экологической культуры обучающихся.

33-39 56
Аннотация

Среди интерактивных методов обучения широко используются «академическая дискуссия», «совместный поиск», «тренинг». Авторы показывают, как на примере метода «академические дискуссия» можно изучать особенности рельефа Тибетского нагорья и горы Кайлас. Метод "совместного поиска" применен для изучения национального геопарка Чжанье-Данься в провинции Ганьсу. Это позволяет подробно изучить сложившиеся ландшафты данного региона и выяснить причины их формирования. Метод тренинга, реализуемый в форме «преподаватель-компьютер-ученик», содержит задания о снежной вершине Мейли, напоминающей по своим очертаниям черепаху.

40-44 28
Аннотация

В статье рассматриваются основные методические подходы к формированию опыта самообразования при обучении химии в общеобразовательных школах Казахстана. Особое внимание уделено разработке методики, обеспечивающей развитие опыта самообразования и самоконтроля, и рекомендаций по ее реализации. Дана общая характеристика методической работы, описание методики исследования развития умений самообразования учащихся при изучении химии.На основе показателей формирования умений самообразования показан уровень формирования умений самообразования. Приведены примеры использования некоторых заданий в реализации целей формирования опыта самообразования.

45-52 26
Аннотация

В статье рассматриваются практические действия, основанные на импровизации методов, влияющих на развитие критического мышления в средних школах. Авторами была изучена деятельность учителей по развитию критического мышления в области химии у учащихся средних школ. В статье отражены основные концептуальные и методологические проблемы выявления, оценки и исследования критического мышления, а также значение химических знаний для изучения творческого и критического мышления детей. Показаны положительные стороны технологии развития критического мышления, приведены особенности этой технологии. Подчеркивается значение методов инсерт, кластер и синквейн.

ФИЗИКА, МАТЕМАТИКА, ИНФОРМАТИКА 

53-60 25
Аннотация

В данной работе приведены результаты исследований по применению методов радионуклидной диагностики на основе радиофармпрепапаратов на основе 18F (FDG) и 99mTc. Методы ПЭТ/КТ, используемые в работе, позволили получить информацию о локализации патологических очагов заболевания с учетом анатомических особенностей организма. Исследования показали диагностическую важность и универсальность применения радиофармпрепаратов на основе 18F (FDG) для выявления онкозаболеваний, что объясняется его сходной структурой с легкоусвояемой организмом глюкозой. Исследования, проведенные в работе на основе короткоживущего изомера технеция 99mTc, оказались возможными благодаря короткому периоду полураспада и малому периоду полувыведения из организма, и также сравнительно небольшому вредному воздействию на здоровые органы обследуемого человека. Применение 99mTc позволило провести повторное обследование одного и того же пациента через короткие промежутки времени, не допуская его переоблучения, малой энергией γ-излучения, которая тем не менее обладает достаточно высокой проникающей способностью, что обеспечивало необходимую глубину анализа.

61-71 22
Аннотация

Статья написана по материалам музея Томского государственного университета и по рассказу заведующего музея Анохиной Иды Николаевны. История науки позволяет понять динамику развития науки, эволюцию и борьбу идей, предвидеть развитие науки в будущем. Воспитание гуманизма и нравственности, соблюдение ценностей является актуальным вопросом любого общества. «Ничто так не способствует общему развитию и формированию сознания, как знакомство с историей творческих усилий человечества в области науки, оживающих в жизнеописаниях великих ученых прошлого и в истории эволюции идей» - эти слова П. Ланжевена дает понять сущность истории науки для общества. Авторы делятся впечатлениями от посещения музея физики Томского государственного университета.

72-79 21
Аннотация

Изменение климата – одна из наиболее широко обсуждаемых вопросов в современном мире. Этой проблеме посвящены публикации в газетах и журналах, телевизионные передачи, дискуссии ученых, выступления политиков. Переход на возобновляемые источники энергии является общемировым процессом и реализуется при широкой политической поддержке многих стран, в том числе в Республике Казахстан. В статье излагается использование энергии ветра в Казахстане и описание конструкций новой версии ветротурбины Дарье с высокими технико-экономическими показателями ветроэнергетической установки НВІ-ротора. Группа казахстанских ученых-энтузиастов по использованию энергии ветра, с целью снижения уровня наступающего парникового эффекта в течение последних 20 лет разрабатывает вертикально-осевые аппараты (типа Дарье) с двумя коаксиально расположенными валами вращения.

80-86 62
Аннотация

В статье приведен пример опыта определения скорости звука в твердых телах. Для этого сначала измеряется время распространения t ультразвукового сигнала с частотой 1 МГц через три полиакриловых цилиндра различной длины S. Значения наносятся на график в системе координат S-t. Время прохождения уменьшается путем помещения на пути волны тонкой плоскопараллельной пластины из полиакрила или алюминия. Это происходит, потому что в материале пластины звук распространяется быстрее, чем в воде.

87-92 18
Аннотация

В статье освещаются особенности организации процесса обучения математической деятельности на основе оптимизации процесса обучения учащихся. Осуществлен анализ ряда работ, посвященных оптимизации процесса обучения в отечественных и зарубежных исследованиях по теории и практике обучения. Оптимизация процесса обучения позволяет педагогу выбрать средства и методы обучения учащихся. Средства обучения должны позволять в рамках отведенного на обучение времени обеспечить максимально возможную эффективность решения поставленных задач обучения и воспитания. Выявлены основные аспекты математической деятельности соответствующие проблемным ситуациям. Математические задачи выступают как средство оптимизации процесса обучения математической деятельности. Авторами приведен пример работы с задачей, направленный на оптимизацию процесса обучения математике.

93-98 21
Аннотация

Критериальное оценивание является неотъемлемой частью процесса обновления содержания образования. Его структура и особенности не только меняют подход к оцениванию, но и позволяют внести новые элементы в организацию процесса познания. Одним из инструментов критериального оценивания являются дескрипторы. В статье рассмотрены особенности учебных исследований по математике, в основу которых положена деятельность обучающихся по разработке альтернативных дескрипторов решения задач. Приведено описание процесса создания дескрипторов при изучении преобразований графиков функций. Предложенный подход позволяет повысить мотивацию обучающихся, поскольку дескрипторы, являющиеся результатом их исследовательской деятельности, будут не только использованы для самооценивания и взаимного оценивания, но и в дальнейшем положены в основу суммативного оценивания учебных достижений обучающихся.

99-105 26
Аннотация

В статье рассмотрены вопросы исторического развития математического образования, раскрывается культурологический подход как методологический принцип теории и практики математического образования. Авторы представили исторические этапы развития математической мысли и науки на примере Древнего Востока, рассматривая ее как часть культуры, часть историко-философского наследия, средство передачи культурного опыта человечества. Статья раскрывает сущность математики и математических знаний как инструмента, который позволяет установить взаимосвязь, взаимозависимость между человеком и окружающим его миром, предоставляет человеку возможность оперировать многообразием восприятия, осмысления и преобразования окружающей действительности. В процессе и результате такой деятельности происходит усвоение культурных ценностей, научного наследия, формируются новые способы мышления и преобразования окружающего мира. Авторы также сделали попытку использовать культурологический подход в качестве методологического принципа при обучении математики.

106-111 20
Аннотация

Непрерывное обучение (LLL) имеет решающее значение для вовлечения граждан в приобретении современных знаний по электротехнике. В Рижском техническом университете была разработана новая программа непрерывного обучения с такими ключевыми компетенциями, которые должны быть интегрированы в учебные планы наряду с конкретными компетенциями в таких дисциплинах, как инженерное дело. Чтобы расширить возможности студентов формулировать свои навыки непрерывного обучения, мы разработали новую программу непрерывного обучения «Промышленный дизайн» для электронного и оптического оборудования для студентов инженерных специальностей. Непрерывное обучение охватывает дисциплинарные границы, эта программа может быть принята специалистами торговли, менеджерами производственных компаний, техническим персоналом.

112-118 18
Аннотация

В статье обосновывается необходимость внедрения различных форм электронного обучения как требование современного развития образовательной системы. Рассмотрена система управления электронным обучением Moodle, которая дает возможность не просто размещения какого-то материала преподавателем, а позволяет каждому обучающемуся быть как преподавателем, так и слушателем. Преподаватель, связываясь с обучающимися в индивидуальном порядке и работая с их личными потребностями, одновременно направляет деятельность всей группы обучающихся к достижению общих учебных целей. Акцентируется внимание на принципе конструкционизма и возможностях его реализации. Приводятся примеры различных структур курсов, созданных преподавателями для обучающихся и преподавателей Костанайского колледжа автомобильного транспорта. Обосновывается необходимость повышения функциональной грамотности в сфере информационно-коммуникационных технологий преподавателями колледжа. Проведен и представлен анализ активности слушателей в курсах.

119-126 23
Аннотация

В статье представлен обзор программных и технических средств обучения, используемых в образовательном процессе, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций у студентов, обучающихся по программам технического и профессионального образования. Особое внимание уделяется применению аппаратно-программных комплексов для развития технического мышления студентов и, как следствие, развитию способности к пониманию техники, разработке и конструированию технических устройств, к техническому творчеству. Рассматривается возможность применения в учебном процессе различных средств, в том числе программных: LMS Moodle, программно-графической среды Logisim, симулятора Tinkercad и аппаратных: тренажера Digital Trainer DT-01, позволяющего разрабатывать электронные схемы на макетной плате без пайки и микроконтроллера Arduino. Приводятся примеры применения различных методов обучения для развития технического мышления студентов. Выявляются преимущества и проблемы использования программно-технических средств в учебном процессе.

ФИЛОЛОГИЯ 

128-134 46
Аннотация

Подготовку конкурентоспособных студентов можно достигнуть путем формирования профессиональной компетентности. Проблема формирования профессиональной компетентности студента актуальна в современных условиях образования. Методическая компетентность студента представлена как интегрированное выражение его профессионально значимых качеств. Указаны пути, условия повышения эффективности ее формирования и оценки в педагогическом вузе. В статье рассматриваются основные составляющие методической подготовки студентов в высших учебных заведениях.

135-140 18
Аннотация

Интерактивные методы оказывают существенное влияние на развитие личности студента, на возможность выяснить, что сегодня является ключом к развитию системы образования. В статье показывается эффективность применения интерактивных методов, развивающих у студентов способность аргументировать свою точку зрения. На примере произведения С.Жунусова показано, как обучать студентов четко формулировать и излагать свои мысли, анализировать сложные ситуации в художественных произведениях. Авторы описывают процесс, как выявляются главные черты характера персонажей рассказа, развитие сюжетных линий, идеология ключевых персонажей.

141-146 32
Аннотация

Технологии стали не только важной частью нашей жизни, но и являются залогом успеха во многих сферах деятельности. Сфера образования не является исключением, так как образование должно соответствовать нуждам общества, и постоянно усиливающееся влияние технологий на нашу жизнь привело к появлению нового вида грамотности - цифровой грамотности, которая служит для нахождения, создания и передачи цифровой информации. Для того, чтобы соответствовать требованиям нового поколения учащихся, которые являются «цифровыми аборигенами», педагоги должны не только сами владеть цифровой грамотностью, но и знать методы и приемы обучения и развития цифровой грамотности у учащихся, а следовательно, приобретение или повышение цифровой грамотности является одним из важных направлений непрерывного профессионального развития учителей. В данной статье авторы определяют ключевую роль цифровой грамотности для школ 21 века и предлагают пути внедрения технологий в процесс начальной подготовки и непрерывного профессионального развития учителей иностранного (английского) языка.

147-153 21
Аннотация

В статье рассматриваются и анализируются нормативные документы касательно развития трехъязычной образовательной политики Казахстана, а также требования государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования с целью определения путей внедрения политики в образовательный процесс. Предложенная в работе хронологическая таблица анализирует ряд принятых и реализующихся государственных программ с точки зрения их основной цели и направлений в усовершенствовании системы образования в Казахстане. Авторы определяют исторические предпосылки внедрения полиязычной политики образовательной системы, ее положительное влияние на развитие образования. Сравниваются и анализируются требования к трем языкам на примере навыков письма и письменной речи, которые во многом совпадают, отмечена необходимость разработки учебной программы и методики, позволяющей одновременно развивать навыки на трех языках: казахском, русском и английском. На основе выводов о возможности разработки универсальной методики преподавания всех трех языков в школах Казахстана, предлагается методика развития навыков письма.

154-158 18
Аннотация

В статье рассматривается организация аудирования ориентированного на коммуникацию и вопрос о текстах, используемых для аудирования. Речевой акт является минимальной единицей, объединяющей соответствующие лингвистические элементы для процесса общения, в котором происходит не просто передача информации, а именно общение. Следовательно, аудиотекст, как единица общения, обязательно имеет конкретную коммуникативную цель и выражает определенное коммуникативное намерение, помимо всех характеристик, свойственных любому тексту. Рассмотрены три взаимосвязанных этапа - начальный, продвинутый и заключительный, при обучении пониманию аудиотекстов на иностранном языке, что предполагает овладение аудированием как составляющей устного речевого общения . И, так как коммуникативная направленность присуща всему учебному процессу иноязычного образования, обучение коммуникации в целом и аудированию в частности следует проводить на всех этапах.

159-166 23
Аннотация

Пространственно-временное построение стихотворений Бэй Дао является одной из причин, по которой его поэзия туманна. Он использует различные сочетания времени и пространства для реализации разнообразия внутреннего пространства стихов, а пространство изображения реконструируется и изображение наложено и построено. В основном, тремя способами, один из которых является ключом к поэзии скрытого расширения пространства, другой - это время бесконечного растяжения, образ случайного сочетания космического прыжка, третий – мусор времени. Создание мировой поэтической системы Бэй Дао имеет уникальный эстетический смысл

ИСТОРИЯ, ЭКОНОМИКА, ПРАВО 

167-172 19
Аннотация

В данной статье рассматриваются труды путешественников и исследователей Российской империи, побывавших в казахской степи во второй половине XVIII века и в начале XIX века. Авторы проводят источниковедческий анализ трудов русских путешественников с Российской империи. Данная статья является отражением трудов исследователей казахской степи во второй половине XVIII – XIX века, задача которого является классифицировать информацию и представлять её как источники отечественной истории. Авторы делят источники на такие группы как записи послов и чиновников с империи, информация собранная в ходе второй Академической экспедиции, дневники путешественников и купцов, записи русской армии о казахской степи. Дается оценка вышеперечисленным источникам как культурным памятникам истории, географии и этнографии. В заключительной части статьи автор аргументирует тот факт, что записки русских путешественников и исследователей второй половины XVIII – XIX века является весьма ценным источником для изучения новой истории Казахстана.

173-177 26
Аннотация

Актуальным на сегодня является изучение казахстанского опыта развития социального предпринимательства и анализ возможности дальнейшего его тиражирования и распространения. Среди основных препятствий широкомасштабной государственной поддержки социального предпринимательства – отсутствие законодательства о социальных предприятиях и нормативно-правовых основ их деятельности. В Казахстане необходимо принять закон о социальном предпринимательстве, который определяет признаки социального предприятия. Авторы выявляют ocнoвные бизнеc-мoдели социального предпринимательства, зарекомендовавшие себя в развитых странах мира. Даются рекoмендaции для пoддержки и дaльнейшегo рaзвития coциaльнoгo предпринимaтельcтвa в Кaзaхcтaне в целях пoвышения его вклaдa в coциaльнo- экoнoмичеcкoе рaзвитие cтрaны, a тaкже эффективнoе решение coциaльных прoблем oбщеcтвa.

178-183 25
Аннотация

В статье исследуется формирующийся в Казахстане новый институт - семейной медиации, включающий в себя правовые нормы. В ходе исследования автор анализирует основы отечественной и зарубежной литературы. Прежде всего, акцентируя внимание на теории общей медиации, фокусируясь на состоянии семейной медиации в современном Казахстане. В то же время, рассматривается медиация и роль медиатора в разрешении семейных споров в досудебном порядке и его функции. В частности, основное внимание уделяется вопросам семейной медиации в Казахстане на основе опыта медиации за рубежом. Автор также утверждает, что медиация в современном обществе соответствует национальным ценностям с использованием традиционных подходов. Нормативно-правовая база является всеобъемлющим механизмом семейной медиации в качестве основного механизма. В нем также рассматриваются недостатки и достижения правовой базы семейной медиации в стране и некоторые социальные вопросы.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ 

184-190 34
Аннотация

В статье рассматривается вопрос о процессе фВ статье рассматривается вопрос о процессе формирования и развития исследовательской компетентности старшеклассников. Исследовательская компетентность в педагогике изучалась с точки зрения различных подходов. Авторы описывают направления формирования исследовательской компетентности старшеклассников. Рассматривается связь понятия «исследовательская компетенция» с понятиями «исследовательские навыки» и «исследовательская деятельность». Приведены примеры развития исследовательской компетентности учащихся.

191-195 90
Аннотация

В статье рассматриваются проблемы развития психологической мысли в Казахстане, автором направления которого является К.Б. Жарикбаев, крупнейший специалист, внесший вклад в становление и развитие психологии в Республике Казахстан. В статье дан анализ периодизации психологии в Казахстане на протяжении большого отрезка времени, начиная с VI по XXI век. Выделены четыре этапа становления психологической мысли, показаны содержательные стороны каждого этапа, представлены персоналии, сыгравшие важнейшую роль в фундаменте психологии как науки в Казахстане.

196-203 32
Аннотация

В статье приведен анализ решения проблемы построения образовательной реальности для целей формирования стратегий развития на основе показателей мониторинга систем образования. Прежде всего, необходимо было сформировать массив ключевых показателей в качестве прогностической основы для определения путей стратегического развития национальных систем образования. Для решения этой задачи применялись различные методы: дескриптивные, компаративные, темпоральные, корреляционные, прогностические и др. В качестве примера результатов приведена таблица композитных индексов с административными уровнями принятия мониторинговых и стратегических решений. Также описана модель глобального образования 2030. Эмпирическая часть исследования представлена: а) прогнозами по ступеням обучения на основании мониторингов разных видов; б) категоризацией показателей мониторинга, характеризующих школьных учителей.

204-210 24
Аннотация

В статье рассматриваются особенности построения учебного процесса на основе взаимодействия преподавателя и студентов первого курса педагогического университета. Среди них: построение учебного процесса на основе дифференциации уровня подготовленности студентов к обучению, учет направленности и индивидуального стиля обучения студента.

211-217 41
Аннотация

В статье рассматривается, как происходит психолого-педагогическое сопровождение развития детской одарённости в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ. Даются определения понятий «социальная стигматизация» и «положительная стигматизация». На конкретных примерах авторами показывается, как использование модели позволит перевести стигматизацию в положительную форму, которая важна для жизненной траектории ребенка. Описывается, как процесс стигматизации зависит от личности педагога и его профессиональной подготовки. Приводится модель психолого-педагогического сопровождения развития детской одарённости в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы «Исследовательский туризм»

218-222 24
Аннотация

Понимание того, что образование и научные исследования являются ключевыми факторами повышения качества жизни и стимулирования экономического и социального развития, сопряжено с ожиданием новых вызовов в развитии высшего образования, перечень которых частично варьируется от страны к стране, но в основном имеет общий набор проблем - финансовых, рекрутинговых, технологических, но в первую очередь связанных со стандартами качества, соблюдением требований новых условий современной жизни. Университеты очень хотели бы сохранить свою монополию на образовательную деятельность, которая позволяет им выживать и развиваться в сложных экономических, политических и демографических условиях, но не всегда и не всем это удается. Об этом свидетельствует конкуренция между различными университетами, выходящая за пределы государственных границ в мировое академическое пространство. Многие эксперты в области образования и руководители университетов считают, что в будущем студенты будут ценить личное участие в университетах даже больше, чем сейчас, а также, что университетская наука будет развиваться преимущественно людьми, а не искусственным интеллектом. Еще одним трендом в развитии высшего образования является рост популярности профессиональных курсов и снижение интереса к МООС.

223-230 25
Аннотация

В статье проанализирована важность истолкования результатов Национальных мониторингов в управлении качеством образования и результаты внешней оценки учебных достижений 9-х классов за 2018 и 2019 годы. Анализ проводился по таким кластерам, как школа, область, район, и учитывалось месторасположение школ. В ходе обработки, интерпретации и анализа результатов ВОУД авторы статьи использовали как научные методы, так и свой опыт в этой области. Результаты, полученные в ходе исследования, представляются руководителям различных уровней в области образования, учителям.

231-236 24
Аннотация

В статье по результатам эмпирического социологического исследования анализируются, что у большинства молодых специалистов первичный выбор профессии оказался успешным и реализуется по специальности или близко к этому. Особенно последовательны в этом юноши, которые отличаются немного более высоким уровнем компетентности, но испытывают (чаще, чем девушки) дефицит практического опыта. Профессионально-гендерное разделение труда является традиционным. Самым распространенным способом трудоустройства выступают социальные связи, знакомства. Эффективность институтов занятости - ярмарки вакансий, службы занятости – пока низка.

237-243 26
Аннотация

Перед современным профессиональным образованием стоит задача повышения квалификации выпускников, соответствия их подготовки требованиям современного рынка труда. В данной статье представлен опыт работы по формированию профессиональных компетентностей студентов психологопедагогических специальностей Университета Алматы. В статье поднимается актуальная на сегодняшний день задача подготовки специалистов, обладающих профессиональными компетенциями, способных работать в условиях обновленного содержания образования. Авторы раскрывают сущность понятий «компетенции», «компетентность», «информационно-коммуникационная компетентность», их роль и значение в становлении будущего специалиста, дают обзор отечественной и зарубежной литературы по теме исследования. Статья направлена на решение проблем, способствующих формированию у будущих специалистов психолого-педагогического направления общих и специальных профессиональных компетенций.

244-250 41
Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема формирования у детей дошкольного возраста культуры безопасного поведения, а также объективные предпосылки формирования у детей культуры безопасности. Обосновывается эффективность использования игровой, проектной деятельности, ситуационно-имитационного моделирования в получении дошкольниками позитивного опыта безопасного поведения. Представлен практический механизм воспитания культуры безопасности, формирования элементарного осознанного отношения к правилам и нормам поведения дома и в обществе. Приобщение детей старшего возраста к культуре безопасности, как компоненту общей культуры, является необходимой и важной составляющей социализации ребенка как процесса индивидуального развития, основанного на усвоении социального и культурного опыта: норм, системы ценностей, знаний, моделей поведения и общения.

251-257 23
Аннотация

В статье представлен обзор и зарубежной литературы, освещающий развития социальных навыков у детей дошкольного возраста. Определены понятия «навык», «социальные навыки», базовые социальные навыки ребенка, какие основные методы помогают их развивать. Обсуждаются психологические проблемы социального взаимодействия детей, особенности их общения и коммуникаций; факторы, определяющие качество взаимодействия. Выделены основные этапы формирования социального навыки, уровня сформированности социальных навыков, показателями успешного социального развития дошкольника в детском саду.

258-262 29
Аннотация

В статье раскрывается эффективность обучения английскому языку в сочетании с игровой и учебной деятельностью учащихся начальных классов. Как известно, у детей младшего школьного возраста особенный интерес к познанию нового. В английском языке формирование коммуникативных навыков учащихся начальных классов осуществляется в основном посредством игры. Авторы считают, что в ходе урока необходимо правильно организовать игровые элементы. В работе рассматриваются необходимые умения и пути их развития, определены условия формирования четырех коммуникативных навыков учащихся начальных классов. Раскрыты теоретические аспекты обучения английскому языку младших школьников.

263-271 55
Аннотация

В статье раскрывается ценность взглядов и мыслей, связанных с воспитанием подрастающего поколения одного из великих личностей казахского народа, героя Второй мировой войны, писателя Бауыржана Момышулы. Рассматриваются проблемы патриотического воспитания молодежи на основе народной педагогики. Приводятся взгляды Бауыржана Момышулы на важность воспитания молодежи методами национальной педагогики. Опыт народной педагогики – основа патриотического воспитания. Воспитание любви к Родине – дело не одного дня, оно будет результативным, если будет основываться на национальной идеологии. Раскрываются взгляды Бауыржана Момышулы на воспитание у мальчиков и мужчин гуманных качеств, делается акцент на понятие «воспитание мальчика, гражданина, патриота».

272-280 23
Аннотация

В статье излагается содержание обновленной программы образования, рассматриваются проблемы речи младших школьников. Даётся определение речевой деятельности учеников младших классов, раскрываются особенности развития речевой деятельности в этом возрасте. Показаны средства работы с источниками. Останавливаясь на методах работы с источниками, авторы акцентируют внимание на психолого-педагогическом анализе активации речевой деятельности учеников начальных классов. Работа по активизации речевой деятельности должна идти в соответствии с возрастными возможностями детей. Авторы, учитывая особенности и требования к работе, дают примерную систему дидактических принципов по указанному направлению.

281-286 25
Аннотация

Эффективное развитие системы социальных навыков ребенка в образовательном процессе рассматривается как оптимальная инициатива активных отношений младших школьников с внешним миром и способствует успешной социализации, самосовершенствованию и становлению личности. Этот возраст рассматривается как социальная система или период, формирующий социальные навыки и умения. Ведь именно в этот период у ребенка формируются свои поведенческие качества и осуществляется эффективное взаимодействие с окружающим миром. «Обновленное образование» имеет очень большое значение для развития системы социальных навыков учащихся начальных классов. Правильно организованные уроки, внеурочные мероприятия расширяют социальный опыт ребенка, открывают дополнительные возможности развития ребенка. С учетом этих возможностей предлагаются несколько особенностей развития социальных навыков учащихся начальных классов.

287-292 22
Аннотация

В статье анализируются концепции ученых-исследователей о возможности развития воображения и творческих способностей посредством работы с песком, путем создания песочной композиции и создания сюжетов в песке. Песочная терапия - это не просто лечение, это форма арт-терапии, которая помогает творческому самовыражению личности и дает средства для разрешения конфликтных ситуаций. Клиент при создании песочных сюжетов разыгрывает неосознанную проблему, и отражая разные уровни психических содержаний, переносит конфликт из внутреннего мира во внешний. Следовательно, песочная терапия даёт возможность человеку почувствовать себя творцом и через свое творение выразить собственный внутренний мир. Подробно описывается раскрытие личностных качеств и творческих способностей личности клиента, как результат взаимодействия его с песком.

293-301 22
Аннотация

В статье описывается опыт обучения детей с особенными образовательными потребностями по методу Монтессори, которые посещают Национальный научно-практический цетр коррекционной педагогики. Как показала практика, метод Монтессори педагогики полностью полезен и важен для развития детей с особыми образовательными потребностями. Этот метод способствует развитию детей. Поэтому, внедрение данной методики в каждое специальное дошкольное учреждение принесло бы положительные результаты в развитии детей. Работая с детьми, мы показали в статье правила участия в кабинете, дневник выбора упражнений, а также диаграмму по самостоятельному выбору упражнений.

302-306 27
Аннотация

Основополагающим и существенным фактором успешного протекания социальной адаптации к изменениям и усвоению новых знаний является семья. Формирование личности ребенка, его представление об общественной «роли» зависит от психологического комфорта, как результата адекватного взаимоотношения в семье и педагогической культуры родителей. В адаптации ребенка большую роль играют личностные особенности родителей, которые в психотравмирующей ситуации могут препятствовать установлению гармоничного контакта ребенка с окружающими. В связи с этим становится актуальной разработка таких форм социально-психологической работы, с помощью которых можно преодолеть многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей. Автор подчеркивает значимость создания благоприятных предпосылок для формирования в сознании родителей новых мировоззренческих позиций и установок, позволяющих успешно решать проблемы их детей.

307-313 25
Аннотация

В работе представлены результаты исследования морфофункциональных характеристик студентов 1-го курса КазНУ им.аль-Фараби (n=174), в возрасте 17,2±0,8 лет, из них 88 – девушек, 86 – юношей. Для выявления показателей физического развития студентов были использованы методы антропометрии, физиометрии, метод индексов. Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о слабом уровне физического развития обследованных студентов. Учет полученных данных в процессе организации физкультурно-оздровительной работы может положительным образом сказаться на ее эффективности.

ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА 

315-320 28
Аннотация

В статье рассматривается проблематика взаимодействия графики Казахстана с наследием Великой степи. Основным становится вопрос о специфических особенностях формирования образной структуры иллюстрирования казахского фольклора. На основе анализа творчества Е.Сидоркина, Н.Бубэ, Б.Аканаева и А.Сас выявлены пути преломления звериного стиля в книжной графике, экспрессивно-метафорический подход в использовании культурного наследия казахского народа; глубоко прочувствованное отражение не только художественных, но и духовных основ древних артефактов.

321-326 19
Аннотация

В статье повествуется о влиянии казахских театральных актеров на исследовательскую работу ученого-этнографа А.В. Затаевича, в частности, на его труды, посвященные казахским песням и кюям. Оставившие неизгладимый след в истории культуры казахского народа, а также, внесшие огромный вклад в развитие театрального искусства А.Кашаубаев, К.Куанышбаев, Е.Омирзаков, Ж.Шанин лично исполняли песни и кюи для А.В. Затаевича, что нашло отражение в книгах «1000 казахских песен» и «500 казахских песен и кюев». Они познакомили А.В. Затаевича с разнообразием и отличительными чертами песен и кюев каждого региона. В статье говорится о том, какой неоценимый вклад они внесли в дело сохранения духовного наследия. Приводя конкретные факты, авторы обращают внимание на исполнительское искусство каждого актера, на его роль в истории национальной культуры. Через их творчество рассматриваются музыкально-эстетические взгляды А.В. Затаевича.

327-330 30
Аннотация

В статье рассматриваются ведущие принципы режиссерского искусства. Описывается компетенции и творческие качества, необходимые режиссеру для достижения вершины мастерства. Раскрываются понятия «режиссерский замысел», его «зерно», «три правды» Вл.Немировича-Данченко. Творческое взаимодействие между режиссером и актером является основой режиссерского метода в современном международном театральном искусстве. Настоящий режиссер является для актера не только учителем театра, но и учителем жизни.

331-338 18
Аннотация

В статье проводится краткое теоретическое обобщение научных трудов по вопросу специальных способностей. Рассматривается проблема развития математических и музыкальных способностей. Выявляется специфика познавательных процессов (восприятие, память, мышление) при занятиях музыкальной деятельностью и математикой. Определены психофизиологические особенности взаимодействия музыкальных и математических способностей. Доказано влияние музыкального искусства на развитие математических способностей.

339-344 24
Аннотация

Статья посвящена проблеме интегративно-модульного подхода к формированию специальной компетентности будущего специалиста в рамках разработанного курса по образовательной программе «Хореография». Выбор интегративного подхода обуславливается интеграцией целей исполнительской подготовки педагога-хореографа, ее содержания, а также интеграцией форм и методов обучения. В свою очередь модульность – это принцип, в соответствии с которым содержание обучения представлено в виде самостоятельных учебных блоков, ориентированных на достижение поставленной цели. Принцип модульности способствует: интеграции в одном модуле различных видов и форм обучения, развитию у студентов потребности к самообразованию, актуальной в процессе творческой подготовки специалиста индивидуализации обучения. Виды и формы обучения в модуле подчинены общей теме учебного курса, а овладение студентами знаниями осуществляется посредством учебных пакетов. Таким образом, под интегративно-модульным подходом мы понимаем особую форму познавательной и практической деятельности студента, которая обеспечивает индивидуальность и одновременно технологичность процесса формирования специалиста.

345-348 27
Аннотация

В связи с общим подъемом и развитием спортивно-бального танца в Казахстане начинает развиваться и педагогическая деятельность тренеров данного вида искусства. Отдельные деятели внесли большой вклад как в организационный, так и в педагогический процесс спортивно-бальных танцев. В их педагогических принципах ярко проявлялись тенденции массового обучения по европейским и латиноамериканским танцам. Их идеи и методы работы имели и продолжают иметь большое значение для развития общего хореографического искусства в Казахстане. В статье рассказывается о творческом пути одного из основателей бального танца в Казахстане, педагоге и тренере, руководителе ТСК «Радуга» Валентине Васильевне Евсеевой. Приводится биография мэтра бального танца, история становления и развития ТСК «Радуга», рассматривается педагогическая деятельность В.В. Евсеевой в КазНАИ им. Т.К. Жургенова.

349-355 18
Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы преподавания гендерного равенства в образовательном процессе медиа-школ в Казахстане. В качестве предпосылки для этого автор показывает сексистские дискурсы, широко распространенные в СМИ Казахстана. В исследовании также рассматривается ситуация с гендерным равенством в среде журналистов, работающих в средствах массовой информации в Казахстане.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)