Preview
№ 2 (2019)
Скачать выпуск PDF

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 

8-14 48
Аннотация

В настоящее время важная роль отводится формированию информационной компетентности на основе информационной деятельности с различными источниками информации: как традиционными, так и электронными.

Формирование информационной деятельности учителя основано на широком спектре информационных умений, поэтому недостаточно сводить их исключительно к способности применять компьютер как техническое средство обучения и использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе по биологии. В качестве ключевых характеристик информационной компетентности в широком смысле выделяется владение универсальными способами поиска (получения) информации в постоянно расширяющемся информационном поле (использование Интернета, электронных библиотек, баз данных и т.п.), отбора, переработки (анализ, синтез, обобщение), хранения и передачи информации.

Процесс формирования информационной деятельности, начало которому положено в школе, продолжается и постепенно усложняется в системе профессионального образования, не останавливается после окончания вуза, поскольку скорость развития информационного общества, интенсивность внедрения новых технологий во все виды деятельности требует постоянного повышения готовности специалиста работать в информационной среде.

Цель исследования – определить у студентов-биологов уровень готовности выполнять различные функциональные задачи педагогической деятельности и ориентирования в информационном потоке.

Для решения данной цели было проведено анкетирование студентов 2, 3 курсов специальности 5В11300- Биология.

ФИЗИКА, МАТЕМАТИКА, ИНФОРМАТИКА 

16-21 30
Аннотация

В статье представлены результаты исследования эффективности дифференцированного и индивидуального обучения элементов математического анализа. Самостоятельное выполнение многоуровневых заданий учащимися формирует позитивный психологический климат в классе. Это определяет, что успех преодоления сложных трудностей дает мощный импульс усилению познавательной деятельности. Совершенствование методики преподавания математики в школе приведет к необходимости дифференцированного изучения математики, включая элементы математического анализа. Кроме того, в статье определены общие требования к осуществлению профильной дифференциации в обучении математике в общеобразовательной школе, излагаются уровни дифференцированного обучения и виды дифференциации, и показывается совершенствование познавательных способностей учащихся путем рассмотрения особенностей внедрения понятия интеграла в профильной школе.

22-28 26
Аннотация

Проблема эффективного обучения геометрии по-прежнему остается актуальной для педагогической науки и в соответствии с современными тенденциями в школьном образовании требует нового взгляда на ее решение. В статье исследуются связи между содержательным, субъективным и процессуальным компонентами технологического тетраэдра работы с теоремой. Раскрываются особенности реализации технологии развития критического мышления, группового взаимодействия и информационно-коммуникационных технологий на различных этапах работы с теоремой в школьном курсе геометрии. Приводятся примеры реализации эффективных технологий в работе с теоремой. Предложенный подход позволяет организовать процесс обучения геометрии, ориентированный на осмысленное восприятие школьниками теорем и их доказательств, вывести работу с теоремой на качественно новый уровень.

29-34 32
Аннотация

В статье определены цели и содержание самостоятельной работы. С целью привития интереса к предмету математики, была показана особенность использования самостоятельной работы. В работе учащихся предусмотрены направления, пути ориентации. Задачи учителя определены в выполнении самостоятельной работы. Представлены пути организации самостоятельной работы различного уровня на уроках математики.

35-40 29
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы разработки и использования цифрового образовательного контента в процессе иноязычного образования, отечественный опыт разработки электронных учебников и компьютерных мультимедийных обучающих программ для изучения английского языка.

ФИЛОЛОГИЯ 

42-47 27
Аннотация

В статье рассматривается эволюция взглядов на понятие «картина мира», осуществляется обзор существующих точек зрения относительно определения концепта на современном этапе, формулируется основное представление о концепте, принятое в настоящем исследовании. В статье анализируются вопросы о существующих в современной лингвистической литературе классификациях концептов. Цель статьи - рассмотреть основные различия между двумя феноменами языка: концептом и понятием. Концепт определяется как дискретное ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека. Система концептов образует картину мира, в которой отражается понимание человеком реальности. Анализом проблемного поля концептов и осмыслением языковой картины мира занимается когнитивная лингвистика.

48-56 28
Аннотация

В данной статье предлагаются к рассмотрению некоторые методические приемы обучения коммуникативной деятельности (в частности, обучение аудированию и говорению как двум важнейшим аспектам устной речи) иностранных студентов, изучающих казахский и русский языки, анализируется формирование коммуникативных навыков. Авторами предлагаются методы по активизации и повышению эффективности организации педагогической деятельности на занятиях, основанные на инновационных подходах, способные обеспечить улучшение навыков коммуникации студентов. В статье предпринимается попытка уточнить содержание материалов для каждого этапа обучения. В результате авторами рекомендуются к использованию новые методические материалы.

57-63 24
Аннотация

В статье рассматривается эффективность информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, в том числе использование компьютерных программ при обучении казахскому языку как иностранному. Целью статьи является демонстрация эффективности задач, выполняемых с помощью ИКТ, в развитии навыков чтения, аудирования и письма при обучении казахскому языку. Представлены образцы заданий компьютерные игры и показана их эффективность. Советы по обучению Learning Apps и Kahoot рассматриваются учебные эффекты программ, каждый из которых характеризуется комплексным подходом к речи. Роль ИКТ в преподавании языка анализируется в соответствии с потребностями современного общества.

64-69 34
Аннотация

В статье рассказывается о романе известного писателя Бексултана Нуржекеулы «Ей, Дуние-ай!», посвященном национально-освободительному движению 1916 года. В романе рассказывается о социальном положении того времени, бесправном положении народа, исторических событиях в Казахских степях. Дается объяснение идеи автора относительно этих описаний в работе. В статье кратко описывается каждый персонаж, занимающий значительное место в романе. Особое внимание уделяется стилю писателя, художественному оформлению романа, преувеличениям и недостаткам. Объясняется одна из ключевых особенностей - грамматические различия в произведении, которые автор считает правильными в написании. А также анализирует характер нации, данный автором через персонажей.

70-75 30
Аннотация

В статье рассматриваются исторические события из жизни казахского народа, проживавшего вдоль рек Елек и Яик в ХVІІІ веке, которые нашли отражение в романе К.Муханбеткалиулы «Тар кезең». Писателем создан яркий образ Сырым Батыра, возглавившего освободительное движение. Исторически казахский народ в условиях российского колониального режима переживал тяжелый период. В статье анализируются героические подвиги Сырым Батыра, воспетые благодаря мастерству писателя. Тот факт, что казахский народ не был диким, малочисленным народом, иллюстрируется свидетельствами представителей других народов, описанных в романе.

76-80 26
Аннотация

В начале исследования речь идет о составе устных рассказов, о взаимосвязях народной прозы с другими жанрами, ареале распространения, научные характеристики, отношение к подлинным историческим событиям, и их роли в формировании источниковой основы жизнедеятельности исторических личностей. В научный оборот впервые вводятся малоизвестные до настоящего времени сюжеты устных рассказов, охватывающих исторические события досоветского и нового времени. Поскольку формат исследования носит ограниченный характер, в его основу легли трагические моменты восстания на Карагандинском угольном бассейне, повествования о судьбых людей, погибших в период восстания 1916 года, некоторые исторические сведения из биографии Абая, характеризующие его гуманистическую сущность.

81-85 14
Аннотация

Статья посвящена труду мыслителя тюркского мира, мастера языкознания, великого поэта средневековья Алишера Навои, его лингвистическому трактату «Мухакаматул-Лугатайн» (Суждение о двух языках). Работа Алишера Навои заключалась в том, чтобы доказать совершенство родного языка, противопоставляя тюркский и персидский языки. Работа «Мухакаматул-Лугатайн», написанная на чагатайском языке, привлекла внимание мировых ученых. В этой статье представлен обзор переводов и исследований, выполненных по этому труду.

86-89 26
Аннотация

В статье рассматриваются стихи поэтов узбекской диаспоры периода независимого Казахстана. Стихи анализируются как дидактические и философские аспекты народного воспитания. Вопросы народной философии, педагогики, нравственности, этики в дидактическом содержании поэтов описаны в гуманистических терминах. Произведения поэтов несут знание о многовековой мудрости, практике и традициях узбекского народа. Авторы пиходят к завключению, что дидактико-философские стихи узбекских поэтов Казахстана способствуют формированию и развитию педагогического мировоззрения.

90-96 29
Аннотация

В данной статье описываются исторические отношения между Ираном и Тураном, отношения между тюркскими и иранскими народами и лингвистическое влияние в этих отношениях. В статье много тюркских слов и выражения, которые часто встречаются в персидском языке, которые еще не вышли из повседневной жизни народа. Даны общие пояснения и переводы тюркизмов в персидском языке. В статье сделан анализ области применения тюркизмов в персидском языке и их особенности. Такие методы, как сбор матеиалов, систематизация, анализ, обобщения и сравнения основных источников, историко-сравнительные и сравнительные методы были использованы для решения целей и задач нашего исследования.

97-103 25
Аннотация

В статье рассматривается понятие «художественный мир» литературы. Дается анализ современного состояния художественного мира литературы Казахстана. Перечислены основные признаки текстов постмодернистского письма периода Независимости. Выявлены основные темы и мотивы, которые привели к глобальным переменам в мире семьи эпохи постмодерна. Перечислены признаки присущие для постмодернизма. Названы социальные, экономические, политические и культурологические процессы, которые привели к глобальным переменам в мире семьи эпохи постмодерна.

104-112 25
Аннотация

Cтатья посвящена проблеме обучения устной речевой деятельности на занятиях по русскому языку как иностранному на основе прочитанных учебных текстов. Авторы рассматривают методы обучения и способы развития устной речи иностранных учащихся начального этапа обучения с помощью отработки лексико- грамматических моделей на материале тематических текстов. Учащиеся должны научиться трансформировать текст, сокращать, отбирать в нем главное, а затем последовательно его воспроизводить. В статье представлены задания на формирование и развитие монологической речи учащихся уровней А1 и А2. Авторы опираются на опыт работы с иностранными учащимися. Статья носит практический характер и может быть использована при подготовке учебных пособий по русскому языку как иностранному для начального этапа обучения.

113-118 23
Аннотация

В статье рассматриваются принципы использования информационно-комуникационных технологий в процессе обучения терминологии в сфере профессионального английского языка. В цели работы входит рассмотрение возможностей Интернет-ресурса Quizlet как обучающего инструмента, позволяющего заменить рутинный процесс механического запоминания терминов (в нашем случае приводятся термины из сферы теплоэнергетики) на творческую работу с элементами игры. Использование общенаучной индуктивной методики (расположение и анализ учебного материала в направлении от простого к сложному) дает возможность показать разнообразие методик, лежащих в основе Quizlet, и значительный мотивирующий потенциал ресурса.

119-123 28
Аннотация

В статье представлены основные проблемы межкультурной компетентности в обучении. В эпоху глобализации одной из актуальных проблем кросс-культурной компетентности является их трансформация в обучении. В классе находятся ученики с разными культурными ценностями и они могут ощущать чувство своей неполноценности, ущербности, что ведет к росту отчужденности, к стремлению создать межэтническую напряженность в процессе отношений с другими. Учителя должны создать стабилизацию и правильно подойти к обучению кросскультурной компетенции. Таким образом, межкультурная коммуникация является одной из составляющих частей кросскультурной компетенции в изучении проблемы безопасного и бесконфликтного взаимодействия этносов путем привития навыков терпимого и диалогового отношения друг к другу.

124-128 30
Аннотация

Авторы определяют значение дистанционного образования в современном образовании, его перспективы. Обсуждается необходимость создания электронного учебника для студентов неязыковых вузов. В статье раскрывается тема внедрения компьютерных программ, которые служат инструментальным средством. Описывается структура дистанционного курса, анализируются ее компоненты. Показана специфика отбора и структурирования содержания дистанционного курса иностранного языка.

129-133 27
Аннотация

Важность применения концепции коммуникативной компетенции в казахстанском образовании продолжает расти в связи с прогрессирующей интеграцией образования с мировыми тенденциями в этой области. Существует общее согласие среди лингвистов и преподавателей в отношении базовой интерпретации содержания коммуникативной компетенции, однако, прежде чем приступить к исследованию коммуникативных способностей, необходимо всестороннее определение концепции коммуникативной компетенции, известной как совокупность социокультурных знаний, коммуникативных способностей и умений правильно использовать язык, а также включает в себя обмен информацией и понимание друг друга за пределами школьных стен. В данной статье представлен подробный разбор концепции коммуникативной компетенции с последующим сравнительным анализом моделей, важных для понимания ключевой роли в формировании коммуникативной компетентности.

134-140 26
Аннотация

В статье описываются способы применения теории, разработанной Д.Бруннером - «подмостки» для преодоления зоны ближайшего развития, понятие которой было введено Л.С. Выготским. Преподавание с учетом зоны ближайшего развития каждого ученика позволяет выстроить обучение так, чтобы оно основывалось на исходных знаниях обучаемого, скорости усвоения языкового материала, особенностях его усвоения каждым обучающимся в отдельности. Актуальность статьи обосновывается тем, что с учетом развития инклюзивного образования в Казахстане все острее встает вопрос о разработке методики преподавания иностранного языка в инклюзивном классе. В статье проводится анализ учебников английского языка с целью определения их соответствия теории «зона ближайшего развития». Рассматриваются недостатки и преимущества применения подмостков в процессе обучения иностранному языку обучающихся в условиях инклюзивного образования. Приводятся примерные формы работы с обучающимися в инклюзивном классе, которые могут выступать в качестве подмостков.

ИСТОРИЯ, ЭКОНОМИКА, ПРАВО 

142-150 26
Аннотация

С момента обретения страной независимости Казахстан и Соединенные Штаты поддерживают тесные связи. США стали первой страной, которая сразу признала Казахстан суверенным и независимым государством 25 декабря 1991 года, на следующий день обе страны установили дипломатические отношения. С тех пор вопросы энергетики и безопасности являются краеугольным камнем двусторонних отношений. Политика ядерного разоружения Казахстана сыграла значительную роль в казахстанско - американских отношениях. Обе страны занимаются широким кругом вопросов, включая политическое, экономическое (торговля и энергетика), военное и гуманитарное сотрудничество. Казахстан не имеет выхода к морю, граничит с Россией, Китаем, Узбекистаном, Туркменистаном и Кыргызстаном и имеет общую границу с большой частью Каспийского моря. В сфере безопасности Казахстан привлекателен для США, поскольку географически находится далеко от страны, следовательно, он отдает приоритет Соединенным Штатам в своей внешней политике и программе содействия безопасности. Энергетика и торговля - еще одна область их отношений. Казахстан обладает огромными запасами нефти и природного газа. Инцидент 11 сентября с терактом в США изменил мировую политику и глобальный баланс в международной политике, укрепилось сотрудничество между двумя странами.

В данном исследовании предпринята попытка рассмотреть казахстанско-американские отношения с 2001 года и их влияние не только на две страны, но и на всю международную систему, которая становится все более взаимозависимой. В исследовании основное внимание уделяется помощи США Казахстану в улучшении его пограничной безопасности, поскольку граница играет важную роль в безопасности любой страны. Границы Казахстана подвергаются многочисленным угрозам, в том числе незаконному ввозу наркотиков, незаконному обороту оружия, материалов ОМУ и транзиту боевиков через его территорию, что облегчило и интернационализировало его поиск иностранной помощи.

151-156 26
Аннотация

Уйгурский язык - один из тюркских языков, так же как узбекский образует карлукскую группу. История уйгурского народа достаточно сложна и многие исторические памятники крайне недостаточно исследованы. В данной статье мы попытались расскрыть роль шаманизма в уйгурской культуре. Актуальность этой работы является выяснение роли шаманизма в уйгурской культуре. Различать понятия культура и религия, потому что мы очень часто путаем эти понятии. А также путаем наши древние религии, считая что это часть нашей культуры. В статье был сделан общий обзор на тему шаманизма. А также, были рассмотрены разные пояснения, значения слова «шаман». В основной части рассмотрены верования, обычаи и традиции, возникшие во времена шаманизма, и сохранившиеся в быту и по сей день, такие как «Литье свинца в воду», «Постукивание по дереву», «Завязывание красной ткани» и.т.д.

157-162 24
Аннотация

Статья посвящена анализу потенциала международных женских проектов в развитии гендерной культуры университетов. Первая часть содержит теоретические положения о феномене «гендерная культура», выделены и обоснованы ее структура и основные функции. Вторая часть представляет собой обзор наиболее влиятельных женских международных организаций и обобщает опыт участия Уральского государственного педагогического университета в проекте одной из них – World Women University Presidents Forum (WWUPF), призванном способствовать реализации профессионального потенциала женщин в системе управления высшим образованием. Показано, что объединение усилий ученых разных стран в деле формирования культуры гендерного партнерства как интегративной среды университета является неотъемлемой частью процесса решения ключевой глобальной задачи – достижения фактического равенства возможностей мужчин и женщин. В заключении сформулированы перспективные направления развития международного сотрудничества в данной сфере.

163-167 26
Аннотация

На сегодняшний день теряется интерес молодежи к знаниям и труду. Данные изменения в мотивации поведения, выборе ценностных ориентаций молодежи – тревожный показатель ухудшения нравственного, психического и физического здоровья общества. Для нашей работы особенное значение имеет такое направление социализации молодежи как волонтерство.

В данной статье рассматривается волонтерская деятельность как важный институт социального, культурного, экономического развития, как важный компонент процесса социализации студенческоймолодежи. Автор делает попытку раскрыть понятие «волонтер», анализируются различные научные подходы к исследованию значения волонтерства, перечислены мотивы волонтерской деятельности. Также представлены основные навыки, которые приобретает студент, работая волонтером, их значимость для дальнейшего освоения профессиональной сферы.

168-172 29
Аннотация

В статье раскрываются причины формирования и процесс развития экономической несостоятельности и банкротства. Рассматриваются вопросы создания средств их преодоления, использования экономических и правовых механизмов. Процесс формирования и развития экономической несостоятельности и банкротства начал развиваться на ранних стадиях человеческой истории. Установлено, что в отношениях должников и заемщиков имеются социальные нормы. А отношения должников и заимодателей, как и товарно-денежные отношения, показывают, что они использовали свои особенности с древнейших времен.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ 

174-182 27
Аннотация

В статье рассматривается современное состояние научного решения проблемы оценки качества дошкольного воспитания и обучения. Проведен анализ научных публикаций, методологических и теоретических подходов в контексте цели и задач функционирования дошкольной организации в Республике Казахстан. Представлен сравнительный анализ эффективно действующих международных моделей оценки качества дошкольного образования. Показана значимость международной Шкалы ECERS-R для оценки качества дошкольного образования, тождественного ценностям гуманистической педагогики и антропоцентризма.

183-189 26
Аннотация

В статье дан экскурс эволюции представлений о исследовательской деятельности в психолого- педагогической литературе. Проведен обзор трудов зарубежных педагогов, где высказывается идеи побуждения ребенка к познанию мира через исследования и открытия.

Анализируется опыт изучения познавательной, исследовательской деятельности детей и организации исследовательской деятельности, показывающие возможность и необходимость формирования исследовательских умений в младшем школьном возрасте. Раскрываются проблемы, связанные с исследовательской работой.

Представлена характеристика современных образовательных программ для начальной школы («Школа 2000... (2100)»), которые предоставляют широкие возможности для организации учебного исследования в рамках изучения учебных дисциплин.

190-196 30
Аннотация

В данной статье раскрыты теоретико-методологические основы проблемы самоорганизации учебной деятельности студентов, выявлена сущность и структура учебной деятельности студентов вуза, а также определены педагогические возможности технологии «тайм-менеджмент» в развитии умений самоорганизации учебной деятельности будущих педагогов начального образования. На основе глубокого анализа автором предложена структурно-содержательная модель самоорганизации учебной деятельности студентов, включающая теоретические и практические блоки, в которых определены цели, функции, принципы, компоненты самоорганизации учебной деятельности; разработаны критерии и показатели уровней сформированности умений самоорганизации учебной деятельности будущих учителей начальной школы; обобщены компоненты технологии «тайм-менеджмент», формы организации учебной деятельности, реализующие принципы тайм-менеджмента на практике, а также определены средства тайм-менеджмента для рациональной организации учебной и внеучебной деятельности бакалавров начального образования.

197-203 27
Аннотация

В статье представлен один из результатов научного исследования по формированию духовной культуры будущих учителей. Авторы раскрывают содержание понятий «личность педагога», «духовная культура педагога», «формирование духовной культуры». Духовную культуру авторы рассматривают как профессионально значимое качество личности, включающее духовные знания, ценности и опыт. Данные компоненты являются ориентиром и регулятором в саморазвитии будущего учителя. Авторы убеждены, что духовная культура проявляется в ситуациях личностного самоопределения, морального выбора и межличностного взаимодействия. Представлены результаты анкетирования будущих учителей начальных классов с целью определения уровня духовной культуры, понимания ими духовной культуры, условий формирования духовной культуры педагога.

204-208 25
Аннотация

В статье представлены данные констатирующего эксперимента по реализации принципа индивидуализации обучения детей. Описана сконструированная авторами и внедренная в образовательный процесс дошкольной гимназии система работы, представленная в виде целевого, содержательного, операционального и оценочного компонентов. Система направлена на реализацию индивидуализации обучения дошкольников, создание условий для развития сущностных сил личности. Акцент сделан на эффективное формирование готовности детей к обучению в условиях многоступенчатого образования.

209-213 22
Аннотация

В статье представлена история развития проблем индивидуализации и дифференциации. Описаны признаки индивидуально-дифференцированной системы обучения чтению. Предлагается содержание, формы и приемы работы по индивидуально-дифференцированному обучению детей чтению на начальном этапе. Представлено содержание разработанной индивидуально-дифференцированной системы. В зависимости от уровня развития навыка чтения учащихся предлагаются индивидуальные и дифференцированные задания. Упражнения составляются по степени их сложности с целью постепенного продвижения учащихся в процессе обучения.

214-218 26
Аннотация

Цель современной системы образования страны - подготовка конкурентоспособного специалиста. В статье представлены концепции ученых о компетентности, профессиональной компетентности, технологии кейса и их различные классификаций. Рассматриваются ответы на вопрос "Какие компетенции могут быть у человека?". Показаны особенности и преимущества применения метода кейсов в процессе обучения студентов. Авторы дают оценку эффективности применения кейс-технологии в обучении.

219-226 26
Аннотация

В данной статье авторы предлагают собственную систему суммативной итоговой оценки для учеников. Критериальная оценка в образовательном процессе направлена на решение ряда актуальных задач. Комплекс упражнений поможет учителям в планировании, организации и проведении итоговой оценки по предмету «Английский язык» для учащихся 3 класса.Схемы с учетом детализации оценивания предлагаются для итоговой оценки за четверть. Методические рекомендации направлены на то, чтобы помочь учителям начальных классов, школьным методистам отделов образования для оценивания учеников по критериальной системе.

227-234 22
Аннотация

В статье анализируются труды известных ученых о проблеме толерантности. С помощью различных научных источников раскрывается значение термина «толерантность». Далее, автор отмечая значение семейного воспитания в формировании толерантности у подрастающего поколения, анализирует структуру современной семьи. В заключении говорится о важности взаимодействия школы и семьи в этом вопросе. Также автором описаны некоторые методы и упражнения, помогающие родителям и учителям развить чувство толерантности у детей.

235-239 17
Аннотация

В статье рассматривается создавшееся на сегодняшний день в обществе мнение (в том числе известных ученых) о необходимости инклюзивного подхода к образованию. Анализируются проводимые в Казахстане мероприятия, связанные с вовлечением детей с особыми потребностями в общеобразовательный процесс. Авторы делятся своими наблюдениями и опытом по подготовке педагогических кадров. Высказываются критические замечания по содержанию типовых программ для вузов. Предлагается авторское видение затронутых проблем.

240-245 21
Аннотация

В статье выделены ведущие подходы организации педагогического процесса, педагогические условия успешного формирования основ профессионализма у студентов-дефектологов в процессе обучения в вузе. Наличие у выпускников-дефектологов сформированных основ профессионализма позволит им на практике создать для детей с особыми образовательными потребностями оптимальные комфортные условия для развития и обучения, выбрать соответствующие реальным возможностям детей траектории развития, обеспечить успешность усвоения программных требований, отсутствие или сглаженность адаптационных проблем. Организационно- дидактическими условиями успешного формирования основ профессионализма у будущего специалиста в области специальной педагогики должно стать создание организованной профессионально-образовательной инновационной развивающей среды. Качественная профессионально-практическая деятельность студентов позволит сформировать профессиональные компетенции будущего специалиста. В статье освещаются вопросы профессиональной подготовки специальных педагогов. Представлен опыт работы кабинета психолого-педагогической коррекции, который был открыт в 2018 году на базе Казахского государственного женского педагогического университета, в реализации практико-орентированного подхода в обучении. Результатом является профессиональная подготовка студентов с 3 курса к работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

246-252 28
Аннотация

В статье дана характеристика фрустрации, рассмотрены ее положительное и негативное влияние. Выявлены характерстики понятия сущности фрустрации, особенностей фрустраторов, поведенческих и эмоциональных реакций, методов преодоления. Сделана попытка разработать критерии конструктивного и деструктивного поведения личности в ситуации фрустрации. Эти критерии дают возможность использования данных развития в учебных целях, в подготовке будущих педагогов и психологов для анализа психического состояния и поведения студентов. Проведенный теоретический анализ феномена психологической поддержки показал, что в своей наиболее общей форме она реализуется через механизмы понимания, признания, доверия, эмпатии, наряду с обучением и воспитанием студентов в процессе социализации в образовании, как содействие, помощь, стремление поддержать, содействие в развитии.

253-258 24
Аннотация

В статье рассматривается развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования. Развитие творческих способностей в дошкольной педагогике всегда рассматривалось как одна из актуальных тем. Во все времена нужны творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Актуальность данной работы состоит в том, что традиционная изобразительная деятельность не всегда приносит детям тот результат, который они задумали, в силу несформированности графических навыков у детей. Поэтому целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью инновационных методик.

259-264 11
Аннотация

В работе представлены результаты исследования исходного уровня функциональных возможностей и адаптации сердечно-сосудистой системы студентов КазНУ им.аль-Фараби к стандартной нагрузке пробы Мартине-Кушелевского. Адаптацию студентов к нагрузке определяли выявляя исходные величины и динамику показателей артериального давления и пульса в восстановительном периоде. В исследовании, приняли участие 45 студентов-девушек 1 курса КазНУ им. аль-Фараби в возрасте 17,12±0,81 лет. В ходе исследования было выявлено, что на начальном этапе обучения для студентов-девушек характерны сниженные адаптационные возможности и неудовлетворительная реакция-сосудистой системы в ответ на стандартную нагрузку. Так, только у 31% обследованных студентов-девушек выявлена удовлетворительная реакция организма на стандартную нагрузку, которая проявлялась в адекватном изменении значений ЧСС, САД, ПД и ДАД , а у 69%, а это большинство студенток, выявлены различные варианты неблагоприятной реакции организма на предложенную нагруку, которые свидетельствуют о неэффективной работе сердца, ее перегрузке, слабости и лабильности системы кровообращения и недостаточной тренированности. Полученные результаты указывают на необходимость применения мероприятий по коррекции функционального состояния обследованных студентов-девушек в период обучения в вузе.

ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА 

266-273 28
Аннотация

В статье раскрывается характер применения фольклора в современной казахской эстраде, образцы искусства эстрады и семейного фольклора, уровень интерпретации фольклора в композиторском творчестве и концертной обработке. Кроме того, освещены актуальные проблемы и особенности применения детского фольклора и свадебных обрядов в эстрадных песнях. Рассматриваются практические вопросы и особенности использования фольклора в творчестве певцов-композиторов. Описан эксперимент, проведенный среди различных социальных групп, определяется уровень восприятия и понимания фольклора слушателями, исполнителями, композиторами. В настоящее время фольклорные произведения понимаются в тесном контакте с народным сознанием и суеверием. Определяются специфические особенности современной эстрады в интерпретации фольклора с указанием значения фольклора в возникновении эстрадного искусства.

274-280 28
Аннотация

Статья посвящена проблеме развития современного музыкального искусства в Казахстане. Так сложилось исторически, что европейский авангард сравнительно недавно появился в отечественной культуре, и этому находится множество объяснений. С одной стороны, относительно не давнее обретение независимости, с другой – ряд причин мировоззренческого порядка. Интеграционные процессы, свойственные мировой культуре, требуют от отечественных музыкантов максимальной универсальности, профессионализма высшего порядка, умения ориентироваться в самых разных стилях, направлениях, тенденциях. Современный европейский авангард является достаточно сложным феноменом, требующим специальной подготовки, и сегодня в Казахстане существует специальный коллектив – ансамбль «Игеру», деятельность которого направлена на укрепление культурного сотрудничества в сфере современной музыки.

281-285 23
Аннотация

В статье изучено и выявлено взаимодействие современных технологий, средств коммуникаций с педагогическими процессами в танцевальном искусстве. В качестве основного источника исследования выступает опыт артиста балета и преподавателя, позволяющий рассмотреть диалектические особенности передачи знаний педагога и их освоения учениками (с двух позиций). Для достижения поставленной цели автор статьи сочетает различные исследовательские методы: историко-хронологический подход, сравнительно- сопоставительный и критический виды анализа, научное обобщение. Это позволило разносторонне изучить как ранние фундаментальные, так и современные труды об инновациях и хореографическом искусстве. Результаты исследования показывают, что сегодня технологии и педагогические инновации, несмотря на ряд существенных преимуществ, имеют границы влияния и неспособны заменить преподавательский опыт полностью.

286-294 24
Аннотация

Статья посвящена освоению темы национально-освободительного движения 1916 года современным казахским театром. Рассматривается интерпретация повести М.Ауэзова «Лихая година» режиссера А.Рахимова в Казахском госуарственном академического театре драмы. Определены пластическое решение сцены, творческое воображение режиссера в использовании символов и метафор. Проведен театроведческий анализ режиссерского замысла, актерской игры и сценографии спектакля. Также исследуется спектакль, поставленный по данному произведению режиссером Е.Кабдыл в Жетысайском театре драмы им. К.Жандарбекова.

295-301 24
Аннотация

В статье автор рассматривает творчество художников, работающих в современной казахской графике. Опираясь на статью «Семь граней Великой степи», автор раскрывает основную тему современной казахской графики. В казахской графике описаны традиции и обычаи казахского народа, фольклор, в целом богатое наследие страны. В ходе написания статьи представлены имена художников, которые внесли особый вклад в современную казахскую графику. Отдельно рассматривается творчество художников-графиков. Сделан искусствоведческий анализ картин графиков.

302-306 22
Аннотация

Ремесло - это уникальный инструмент, который определяет национальную самобытность и культуру. История казахского декоративно-прикладного искусства уходит в глубь веков. В статье рассматривается отражение в современном искусстве Казахстана ювелирного искусства как одной из отраслей прикладного искусства. Направление развития ювелирного дела раскрывается благодаря творчеству ювелиров. Искусствоведческий анализ проводится на примере творчества художников, ювелиров Баширова С., Мукажанова А., Рысбекова С., Калилаева М., Шкляевой Л., Кадырбаева А. Таким образом, автор определяет значение национальных ценностей.

307-312 27
Аннотация

В статье рассматриваются интегративные методы в обучении композиции. Показаны комплексные возможности обучения композиции, обеспечивающие применение различных приемов и техник видов художественной деятельности и их интеграции. Интегративные методы обучения композиции предусматривают комплексный подход к творческому процессу в композиционной деятельности средствами взаимосвязи и интеграции средств и техник различных видов искусств и разнообразных видов художественной деятельности. Комплексные интегративные методы обучения композиции содействует более динамичной и плодотворной интеграции материалов, средств, приемов и методов видов искусств и художественной деятельности, и тем самым способствует посильному созданию художественного образа. Предметом изучения является художественно-творческое развитие студентов на основе принципов и методов интегративного обучения композиции. Задачами данного исследования являются, изучение интегративных методов в обучении композиции как интерактивный инструментарий целостной системы художественно-творческого процесса.

313-318 29
Аннотация

В статье рассматривается футуризм как стилевое направление в современной вестиментарной моде. Путем искусствоведческого анализа творческих работ казахстанских дизайнеров подтверждена актуальность этого стилевого направления в отечественном дизайне одежды. Выявлены характерные черты и стилевые особенности стиля футуризм, заключающиеся в подчеркнутом минимализме, использовании инновационных материалов и технологий, интересе к конструктивно-технологическому аспекту дизайна. Установлены концептуальные основания футуризма в современной вестиментарной моде: визуализация утопических и антиутопических идей и образов будущего, акцентирование эргономических и функциональных свойств костюма, интерес к проблемам экологии и глобализации. Определены дальнейшие перспективы и возможности развития футуризма в дизайнерской практике.

319-323 21
Аннотация

В статье рассмотрены вопросы о значении и создании науки саспенса в искусстве кино. Рассматривается гипотеза о ведущей роли саспенса в создании фильма. Рассматриваются приемы саспенса в зависимости от целей и задач режиссеров. Изучается значение цвета и звука в создании саспенса. Сделан вывод о том, что цвет является важнейшим инструментом для построения глубокой эмоциональной связи фильма и его зрителя.

324-330 22
Аннотация

Документальное кино, активно снимавшееся еще 30 лет назад на просторах стран Содружества Независимых Государств, сегодня стало почти не актуальным. Для того, чтобы понять, насколько интересно и полезно может быть неигровой вид кинематографа современному зрителю, авторы статьи решили исследовать этот вопрос на примере работ телевизионного оператора и режиссера Булата Нусипбекова (р. 1955). Впервые в рамках научной работы компаративным методом проанализированы некоторые его документальные ленты. Этот метод позволяет увидеть в историческом разрезе этическую составляющую кинематографа, как средства пропаганды и воспитания граждан своей страны. В связи с тем, что визуальное восприятие есть основной источник постижения окружающего мира, в работе делается вывод – профессия оператор самая необходимая для реализации любых творческих проектов. Документальное кино - необходимый инструмент в исследовании истории своего народа.

331-336 26
Аннотация

В статье рассматриваются психологические аспекты воздействия коммерческого рекламного ролика на потенциального потребителя. Оператор, как психолог при создании необходимого контента. Анализ существующих подходов к созданию коммерческих реклам и роли оператора в них. Разбор основных операторских техник и приемов для создания необходимой эмоциональной окраски рекламного ролика. Приведены выводы о важности знаний психологии кинооператором.

337-341 28
Аннотация

Cтатья посвящена истории и развитию кинематографа. Показано, как он зарождался и формировался на протяжении его существования до наших дней. Анализируется, какие тенденции и технологии применялись для решений и замыслов режиссеров и операторов. Автор показывает, какие жанры и направления в мировом кинематографе появились в процессе технического и цифрового прогресса. Особое внимание уделяется зарождению интерактивного кино в мире игровых и развлекательных компьютерных игр.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)