Preview
№ 1 (2019)
Скачать выпуск PDF

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 

7-11 85
Аннотация

В статье приведены результаты анкетирования по определению ИКТ-грамотности студентов выпусников педагогических специальностей. Определен уровень информированности студентов о видах информационно-коммуникационных технологий, частота их использования в учебном процессе и в ходе педагогической практики. Установлена важность предмета «Практикум использования ІТ» на 4 курсе в формировании ИКТ знаний и умений у студентов. Большинство студентов используют интернет, email, фотокопии, компьютер, интерактивную доску, электронные учебники, PowerPoint и слайды. Наряду с этим выявлено, что есть студенты, которые не используют перечисленные средства, а часть опрошенных даже не знакома с ними.

12-18 14
Аннотация

В статье рассмотрены вопросы, связанные с практикой внедрения технологии проектного обучения на этапе получения высшего профессионального образования. Цель работы – апробация методики и методических приемов ведения научно-исследовательской работы студентов в рамках проектов в Казахско-Русском Международном университете г. Актобе. Изучены и проанализированы основные этапы реализации проектов и целесообразность применения как метода обучения. Дана оценка практических результатов групповой и индивидуальной работы студентов-проектантов в 2017-2018 и 2018-2019 учебных годах.

Исследования выявили положительные результаты применения проектной технологии обучения, выражающиеся в повышении эффективности формирования профессиональных и личностных, а также предпринимательских компетенций студентов. Рассмотрены перспективы развития интегрированного направления проектного обучения на базе КРМУ в рамках бизнес-проектов (на примере создания рыбоводного цеха УЗВ по выращиванию клариевого сома), что в целом будет способствовать развитию адаптационных качеств и креативности, которые позволят будущим специалистам сократить период адаптации на производстве.

Даны методические рекомендации к организации и ведению основных этапов проведения научно- исследовательских проектов для студентов технических специальностей в высшем учебном заведении на примере исследований вопросов культуры безопасного поведения, производства и качества питьевой воды, аквакультурного рыбоводства. Использование проектной технологии обучения в высшем учебном заведении оправдано с учетом положительного влияния на академическую успеваемость студентов при освоении ими профессиональных навыков.

19-24 19
Аннотация

В статье исследован токсический эффект соли (NaCl) на рост и развитие сортов сахарного сорго Порумбень-7 и Казахстана-20. Обширный рост растений в высокой концентрации соли ухудшился, корневая система не полностью развита и степень эксплуатации эндосферы снижена. По результатам эксперимента разновидность Порумбень-7 отличалась сопротивлением соли по сравнению с Казахстан-20. Различные концентрации соли (NaCl) также влияли на рост и концентрацию сухой биомассы отдельных растительных организмов.

25-32 16
Аннотация

Необходимость обновления содержания географического образования в высшем учебном заведении обусловлена необходимостью учета новых критериев оценки образования. В настоящее время результатами образования являются не знания и умения, а уровни способностей обучающихся к решению учебных и жизненных задач (жизненные навыки и компетенции). В исследовании основа формирования содержания географического образования рассматривается с позиции следующих принципов и положений: научность; междисциплинарность; гуманизация образования; глобальность и региональность; экологизация; проблемность; системность и целостность. В вышеназванном аспекте миссия кафедры географии и туризма Казахского национального женского педагогического университета заключается в создании комплекса научно-педагогических и организационно-методических условий, обеспечивающих географическое образование студентов на основе единства учебных, учебно-методических, научных, воспитательных и инновационных процессов с учетом международного опыта. В этой связи цель кафедры географии и туризма связана с подготовкой квалифицированных географов, обладающих динамичной профессиональностью, социально-профессиональными компетенциями и способных к эффективной реализации нововведений в сфере географического образования, науки и производства.

33-40 14
Аннотация

Одним из экономических и социальных показателей населения является уровень жизни. В современном обществе главным доминантом социально-экономического развития является качество жизни насиления. В городе Алматы имеются проблемы по показателям здоровья и долголетия, объема доходов, комфортного проживания, обеспеченности жильем, занятий наукой, совершенствования знаний. Поэтому в повышении социально-экономического потенциала страны возникает актуальность комплексного качественного описания населения не только по стране или региону, но и на городском уровне.

41-45 9
Аннотация

В этой статье мы нашли благоприятное условие для отделения инулина из корня растения Cichorium Intybus L. Температуру плавления исследуемого инулина определяли оптическим спектроскопическим методом марки ПТА (М) ТУ-92. Температура плавления инулина, полученного в ходе эксперимента, составляет 178°С. В течение 60 минут, при соотношении К: С к 1: 75-1: 100, при температуре 80-85°С выход инулина составляет 58%. Сорбент был выбран для очистки инулина. В качестве катализатора оказались эффективными катион КУ-2-8, силикагель и песок. Эта информация соответствует литературным данным. Корень растения цикория обладает способностью регенерировать кровоток, который дает полную энергию усталости человеческого тела. Корень растения Cichorium используется для лечения нефрита, перенесенных заболеваний и заболеваний селезенки, начальной стадии геморроя и диабета.

46-52 12
Аннотация

В статье описан способ определения количества витаминов, содержащихся в топинамбуре (Helianthus Tuberosus). Витамины в растении были определены методами титриметрического и капиллярного электрофореза. В результате исследования установлено, что растение Helianthus Tuberosus содержит витамины B1, B2, B3, B5 и C. Цветы растения обладают высоким содержанием витаминов С, В3, а плоды -высоким содержанием витамина В1. Установлено, что в листьях Helianthus Tuberosus содержится большое количество витаминов В2, В5, а в стеблях - витамина В3. Helianthus Tuberosus в настоящее время широко используется в медицине, фармацевтике, домашнем хозяйстве, сельском хозяйстве и косметологии.

53-57 17
Аннотация

В работе приведены результаты педагогического исследования с внедрением в учебный процесс элективного курса «Химия в нашей жизни». Цель исследования – повышение мотивации к изучению химии и успеваемости, помощь в выборе будущей профессии. В процессе исследования была достигнута поставленная цель обучающего эксперимента: разработан и апробирован элективный курс для заинтересованности учащихся 8 класса. Использование элективных курсов в учебном процессе способствует повышению школьной мотивации, развивая познавательные мотивы и мотивы самореализации. Высокий уровень мотивации учебно-исследовательской деятельности необходим для достижения успеха в учебе и в общей успешности деятельности школьника. Это подтверждается тем, что школьники, занимающиеся на элективных курсах, принимают активное участие во время уроков. Выявлен уровень сформированности мотивации учащихся.

58-61 25
Аннотация

В статье рассматриваются возможности применения игровых технологий в обучении химии, позволяющие решать одну или несколько задач в результате независимой познавательной деятельности в условиях обновленного образования. Проведение урока в игровой форме повышает мотивацию учащихся к знаниям. Занятия, организованные через игру, становятся легкими, привлекательными и понятными для детей. Конечная цель обучения - это качественное обучение, то есть усиление методологической познавательной, образовательной, воспитательной деятельности и практической направленности на совершенствование содержания, видов и методов урока. В этой связи мы рассматриваем несколько способов и методов обучения химии с использованием игровых технологий.

62-68 13
Аннотация

Развитие у учащихся творческих способностей при обучении химии связывается, в основном, с использованием исследовательского метода, для которого характерна практически полная самостоятельность выполнения учащимися учебных заданий; ученическое исследование рассматривается как процесс, планомерно разворачивающийся по четко выраженным, осознаваемым учеником этапам. В статье изложены методы формирования и развития творческой деятельности у учащихся при обучении химии в средней школе и возможности применения в качестве основного средства формирования у учащихся опыта творческой деятельности решения творческих задач. Эффективность формирования творческой деятельности у учащихся при обучении химии посредством творческих задач доказана педагогическим экспериментом.

ФИЗИКА, МАТЕМАТИКА, ИНФОРМАТИКА 

70-79 19
Аннотация

С точки зрения синергетики вводится понятие информации и информационной энтропии наиболее универсальных статистических характеристик неравновесных явлений, сопровождающих стохастизацию динамической системы. В синергетике информация является основным объектом исследования. Информационная энтропия определяет средневероятное значение информации. В статье рассматриваются возможности к определении энтропии, зависящей от времени и координат в неравновесных процессах, а именно вопросы уравнения баланса энтропии, производства энтропии, а также принципы минимума энтропии и максимума информации.

80-85 13
Аннотация

Исследовались процессы образования на поверхности пластины кремния ее оксидов при различных температурах и времени отжига и последующем непрерывном воздействии лазерного луча. Лазерный отжиг поверхностных слоев – один из наиболее результативных способов обработки таких материалов, как . Si Ведь примуществом таких способов обработки является возможность проведения отжига в атмосферных условиях. Воздействие лазерного излучения на полупроводники может приводить к различным изменениям их кристаллической структуры, электрофизических и оптических свойств Установлены условия появления на поверхности образца ее оксидов. Непрерывное лазерное облучение после термоотжига образца влияет на процессы окисления. Наблюдаемый рост  SiO2 c увеличением времени температуры термоотжига, а также последующее лазерное облучение – следствие увеличения скорости окисления, а ее увеличение связано с разложением SiO2 и последующим испарением продуктов ее размножения.

86-91 21
Аннотация

В статье даются результаты исследования, связанные с некоторыми аспектами формирования математической грамотности учащихся. Приводится рабочее определение понятия «математическая грамотность». По результатам исследования определены четыре компонента математической грамотности. Сформированность каждого компонента математической грамотности определяется его структурными признаками. Признаки первого компонента - владение программными специальными и общеучебными познавательными знаниями, умениями, навыками и способами учебной деятельности, методами учения. Второй компонент определяется способностями быстрого и широкого обобщения математических объектов, отношений, действий, свободной перестройки мыслительного процесса, переключения с прямого на обратный ход мыслей, последовательного, правильного, расчлененного логического рассуждения, формализованного восприятия математического материала, структуры задачи. Признаки третьего компонента - способность формулировать и записывать проблемы на языке математики, результаты решения и другие. Четвертый компонент выражается в реализации предыдущих компонентов в жизненных ситуациях.

92-98 20
Аннотация

В статье рассматриваются проблемы преподавания математики в соответствии с содержанием обновленной учебной программы. Автор описывает пути профессионального развития педагога в условиях обновления содержания образования. В своей практике учитель посредством использования инновационных подходов в преподавании создает условия для формирования конкурентоспособной личности. В статье приведены примеры задач по развитию функциональной грамотности, подходы, используемые при реализации обновленной образовательной программы по предмету «Математика», подходы к оценке результатов достижений учащихся, система критериальных оценок. В статье также представлена значимая разница между обновленной образовательной программой и текущей. Вопросы, затронутые в статье, могут заинтересовать школьных учителей, преподавателей колледжей и специалистов других образовательных организаций.

99-104 17
Аннотация

Система распознавания лиц используется для обеспечения идентификации и аутентификации во время функционального тестирования. Это может также использоваться, чтобы идентифицировать людей в различных ситуациях. В этой статье проводится сравнительное исследование алгоритмов, используемых для лицевой изоляции и распознавания. Алгоритмы - это общие алгоритмы, которые соответствуют распознаваемому лицу. Объясняется понятие каждого алгоритма и дано соответствующее описание. Кроме того, результаты алгоритмов оцениваются в наборе данных и отображаются в виде графиков для оценки эффективности каждого алгоритма. Алгоритмы работают с общим набором данных и отображают процент полученных функций.

ФИЛОЛОГИЯ 

106-114 22
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы изучения казахской графики в связи с переходом с кириллицы на латиницу. В условиях быстрого развития современных технологий почти весь объем преподавания будет осуществляться в электронном виде. Электронный учебник включает теоретические и практические занятия. С помощью электронного учебника обучающиеся могут делать уроки, самостоятельно тренируясь и тестируя себя. В статье рассматриваются различные методы обучения, подготовленные для детей дошкольного и начального периода обучения. Основная проблема современного образования заключается в обеспечении постоянного улучшения содержания образования, и изучение латинской графики будет продолжено.

115-121 8
Аннотация

В работе ставится проблема обучения русскому и казахскому языку учащихся-инофонов. Авторы считают, что в первую очередь надо ставить речь, а не учить грамматике. Для этого необходимо больше внимания уделять фонетике, а именно вопросам звукоупотребления, ударения/сингармонизма, интонации. Дается система работы по этим ключевым разделам. Предлагается инновационная методика обучения русскому ударению в казахской аудитории на примере стихотворной речи, которая строится по законам русской ритмики. Особенностью статьи является попытка найти точки соприкосновения вопросов методики русского и казахского языков, так как без сравнительного и сопоставительно-типологического подходов к обучению неродному языку ожидать успехов не приходится.

122-126 10
Аннотация

Статья посвящена поэзии, достоинству, стихам и силе слова. Стихи автора М. Алимбаева вошли в золотой фонд детской литературы, вместе с тем широкое распространение получили его работы по воспитанию детей. Стихи М.Алимбаева занимают достойное место в золотом фонде казахской литературы. Проблема нравственности – одна из крупных и вечных тем литературы любого народа. Поэты, внесшие свой вклад в тему нравственности, поднимали не только морально-этические проблемы, не только воспевали духовное богатство и душевную красоту детей, но и критиковали противоположные им отрицательные действия и обывательские характеры, стремления людей.

127-132 29
Аннотация

В статье рассматриваются способы и виды интерпретации художественных произведений, а так же их происхождение. Рассмотрены различные подходы и виды интерпретации художественного текста. Соотношение между восприятием и пониманием, основные виды и функции интерпретации, методы и уровни понимания художественного произведения, основные выводы приводятся посредством взглядов различных ученых. Так же упоминаются основные вопросы теории интерпретации и причины их возникновения.

133-138 8
Аннотация

В статье рассматриваются идиомы, которые встречаются в казахской и английской художественной литературе. Цель исследования – продемонстрировать особенности перевода идиом казахской и английской художественной литературы. По мнению автора, удачный пример перевода идиом с казахского на английский язык представлен в произведении "I don‘t want to lose hope" Шынар Келимбетовой. В статье использованы методы наблюдения, экспериментов, моделирования и обобщения. В основе статьи лежат идиомы со своим национальным характером.

139-144 17
Аннотация

идиома, идиомалық тіркес, лексикалық форма, фраза, аударма, стилистика, кӛркем әдебиет, Н.КелімбетовВ статье подчеркивается тот факт, что в комедиях и драмах К. Мухамеджанова единство художественной целостности и идеологического содержания сохраняют данные национального сознания. В статье были учтены мнения исследователей, зрителей и коллег драматурга Мухамеджанова, который произвѐл привлекательную комедию. Для определения отношения между драматургом и жизненным материалом К. Мухамеджанова берутся интересные сведения из пьесы "В чужой стране» и «Мы не ангелы». В качестве жизненного материала он во всех трѐх своих драмах подходил с национальной точки зрения. Отличительная особенность заключается в том, что три типа жизненного материала в этих трех драмах разные.

145-148 35
Аннотация

В статье рассматриваются некоторые аспекты проблематики формирования компетентностных составляющих в процессе обучения будущих учителей-лингвистов. Актуальность темы продиктована назревшей в обществе необходимостью реформирования ряда образовательных позиций в сторону практического использования. Наметившиеся новые требования касаются изменений и в методологии, и в методике преподавания. Они опираются прежде всего на интеллектуальный потенциал и коммуникабельность. Инновации, касающиеся обучаемых, зависят от целого ряда условий субъективного и объективного уровня, без которых невозможны ни работа с информацией, ни процесс самоидентификации. Компетенции по-прежнему являются и зависят от результатов совместной деятельности преподавателя и студента, при условии выполнения каждым четко сформулированных целей и задач.

149-153 13
Аннотация

В статье рассматриваются коммуникативные стратегии, а также реализующие их тактики и приемы на примере постов трэвел блогов. Анализированны определения стратегий с коммуникативной точки зрения. Определяется зависимость выбора типа стратегии от направленности информации к различным участникам коммуникативного события. В статье также упоминается важность изучения использования языка в туристическом дискурсе в Казахстане. В статье рассматриваются основные составляющие коммуникативной стратегии как когнитивного процесса, спланированного адресантом для достижения коммуникативной цели.

151-161 13
Аннотация

В статье рассматриваются инновационные формы обучения русскому языку как иностранному на начальном этапе, методы использования новых технологий в практике обучения неродного языка. Приведен анализ преимуществ и недостатков использования новых мультимедийных образовательных систем в практике преподавания РКИ. Авторы приводят примеры использования данной технологии при работе с новой лексикой, построении новых грамматических конструкций. Анализируется усвоение системы лингвистических понятий, поэтапное овладение всеми видами речевой деятельности, овладение языковыми умениями и навыками и их применение в коммуникативной деятельности. При работе с информационными технологиями для изучения русского языка целесообразно использовать различные мультимедийные источники.

162-168 21
Аннотация

В статье рассмотрены цели и основные стратегические ориентиры современного высшего образования - формирование грамотного профессионала, духовно богатой творческой личности развитого конкурентоспособного государства. Представлены новые парадигмы в образовании, необходимость формирования профессиональной компетентности учителя иностранного языка, замены содержательной компетенции, ориентированной на знания, на содержание образования, то есть ориентированного на результат. Основным принципом является подготовка учителей иностранного языка для улучшения результатов обучения через внешние компоненты рассматриваемой системы образования. Проблема преподавания иностранных языков в образовательных учреждениях считается главной задачей сегодняшнего дня. В целом, компетентный специалист по иностранному языку критически оценивает свои действия, повышает профессиональную компетентность и строит хорошие отношения со студентами.

169-174 14
Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы предметно-языкового интегрированного обучения в высшем медицинском образовании. Присоединение к процессу таксономию Блума даѐт право модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности участвовать в конференциях, проектах, а студентам и преподавателям высших учебных заведений в академических обменах с университетами зарубежных стран. Методика CLIL позволяет реализовать основную цель изучения иностранного языка в высшей школе. Развить практические навыки использования иностранного языка в ситуациях повседневного общения овладеть общей языковой, учебной и профессиональной коммуникативными компетенциями. CLIL предоставляет обучаемым возможность использовать знания иностранного языка в процессе изучения вузовских предметов. Этот подход к обучению интегрирует учебный контент, одновременно развивая языковые навыки и способствует эффективному мотивационному обучению. тем самым повышает их уверенность в знаниях иностранного языка, снимает языковой барьер в общении и способствует росту мотивации в овладении иноязычными компетенциями. Изучается необходимость для студентов медиков обладать определенным уровнем владения английским языком и поддерживая приобретенный уровень, улучшать приобретенные навыки.

ИСТОРИЯ, ЭКОНОМИКА, ПРАВО 

176-180 19
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с историей библиографирования источников по досоветской истории и культуры Казахстана. Отмечена роль российских ученых, тюркологов, востоковедов и библиографов в создании указателей по Казахстану. Дана характеристика некоторым из опубликованных в России указателей по истории и этнографии, природным ресурсам, археологии Казахстана. Приведен практически полный перечень библиографических указателей досоветского периода краеведного содержания. Аннотируется современная биобиблиография по изучению культуры нашей страны, которая входит в энциклопедическое издание.

181-187 13
Аннотация

В статье рассматривается повседневная жизнь жителей в период национально-освободительного восстания в Жетысуйском регионе Туркестанского генерал-губернаторства 1916 года. Особое внимание уделено казахам и кыргызам, которые во время восстания страдали больше всех. Не имея возможности противостоять царским вооруженным войскам, они были вынуждены бежать из страны. Влияние чрезвычайных ситуаций, сложившихся во время восстания, на повседневную жизнь коренных жителей (включая взрослых и детей) сравнивается с официальными данными, рукописями, историческими и литературными произведениями, воспоминаниями свидетелей. В статье также описывается влияние новых изменений, сформировавшихся в экстремальных ситуациях, на настроение жителей и их повседневный быт, последствия колониальной политики царизма в жизни казахского и кыргызского народа.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ 

189-193 15
Аннотация

В статье на основе теоретического анализа рассмотрена макроструктура субъектности студента. Предложен состав этой макроструктуры. При этом компоненты макроструктуры субъектности студента были разделены на два вида: структурное представление субъектности студента, функциональное представление субъектности студента. К структурному представлению субъектности студента были отнесены мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, когнитивно-компетентностный, рефлексивно-регулятивный компоненты. В содержание функционального представления субъектности студента включены личностно-творческий, деятельностно-прогностический, организационно- коммуникативный компоненты.

194-202 13
Аннотация

В статье представлено исследование по проблеме совершенствования менеджмента образования через реализацию корпоративного управления и подготовку будущих педагогов к корпоративному управлению в системе образования. Целью статьи является проанализировать и обосновать роль корпоративного управления в системе образования. Раскрывается сущность корпоративного управления как важная часть системы образования, а также обобщается содержание Типовых учебных планов и Типовых учебных программ с точки зрения подготовки будущих педагогов к корпоративному управлению в системе образования. Авторы приходят к выводу о недостаточном освещении проблемы корпоративного управления в системе образования в научно-исследовательской литературе, данная проблема больше рассматривается в сфере экономики. Также указывают на необходимость подготовки будущих педагогов к корпоративному управлению в системе образования.

203-207 17
Аннотация

В статье рассматриваются особенности подготовки будущих педагогов к осуществлению педагогического менеджмента, а также выявлена его роль в профессиональном становлении специалистов. На основе анализа трудов зарубежных и казахстанских ученых проанализированы педагогические подходы к содержанию образования: когнитивный, культурологический, личностно-ориентированный, компетентностный и др. выделена содержательная структура различных аспектов педагогического менеджмента, а именно: когнитивно-содержательный, деятельностный, рефлексивный и ценностно- мотивационный.

208-213 26
Аннотация

Проблема теории профессиональной компетентности является значимым фактором формирующий условия для экономического и социального развития страны. Профессиональная компетентность - это способность основывать профессиональные решения на предшествующих опытах с конкретными ситуациями. В данной статье исследуется сущность и основные принципы профессиональной компетентности. В исследовательской работе были рассмотрены сформированные концепции в педагогической и психологической науке. Практическая значимость работы в следующем: были структурированы и систематизированы понятия профессиональной компетентности, особое внимание были направлены на педагогические и социально-психологические концепции.

214-220 25
Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема формирования коммуникативной компетентности младших школьников. Автор раскрывает актуальность, методологические основы и эксперимент по формированию коммуникативной компетентности учащихся начальной школы. Раскрыта сущность и рассмотрено содержание понятия «коммуникативная компетентность». Представлены качественные критерии и уровни сформированности коммуникативной компетентности младших школьников. Описана апробированная система работы в начальной школе по формированию коммуникативных навыков.

221-227 15
Аннотация

Наличие у личности социально положительных характеристик, активность, творческое мышление, способности к решения общественных задач диктуется запросами современного общества Это одно из основных задач воспитания будущей конкурентоспособной личности. Поэтому следует обратить внимание на становление характера ребенка в социальных условиях. Такой социальный запрос общества ведет к уделению особого внимания к самореализации личности, самостоятельному взрослению, формированию и развитию социальных навыков учащихся начальных классов как основы результативной социализации. Через развитие социальных навыков и творческой активности учащихся начальных классов воспитываем личность, соответствующуюзапросам общества и процессу взаимодействия с окружающей средой. Творческая личность с высокоразвитыми социальными навыками может дать отпор в период кризиса и в период переосмысления ценностей и направить свое поведение для блага собственных и общественных ценностей.

228-231 11
Аннотация

В статье говорится о значении учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся начальных классов в учебно-воспитательном процессе. Одним из основных факторов развития личности является учет возрастных и индивидуальных особенностей учащегося. Авторы раскрывает психофизиологическое развитие учащихся начальных классов, анализируя труды известных отечественных и зарубежных психологов, педагогов. Отмечается, что важность учета возрастных и индивидуальных особенностей младших учеников в учебном процессе была отражена в работах таких казахских ученых, как Ж.Аймауытов, А.Байтурсынов, М.Жумабаев, Ш.Кудайбердиев, М. Дулатов, К. Жаркынбаев.

232-237 11
Аннотация

Авторами рассматривается проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях. Дана характеристика возрастных особенностей детей 5-6 лет, отмечается их любознательность и наивность мышления, желание всѐ узнать и попробовать. Отмечается необходимость организации специальных занятий по формированию у детей четких представлений об опасностях, встречающихся на улице, в условиях детского сада и дома. Раскрываются такие эффективные методы работы с детьми как: инсценировки сюжетно-ролевых игр, обсуждение ситуаций, чтение художественной литературы и другое. Подчеркивается необходимость тесного сотрудничества детского сада и семьи по формированию у детей не просто суммы знаний, а навыков правильного поведения в различных жизненных ситуациях.

238-243 13
Аннотация

В статье раскрывается исследовательская деятельность учащихся начальных классов и эффективность обучения учащихся исследованию с начальных классов. В этом возрасте у них особенный интерес к познанию нового. Исследовательская работа в начальных классах осуществляется по каждому предмету школьной программы. Авторы считают, что для правильной организации исследовательской работы учащихся учитель должен быть всесторонне, с высокой степенью исследовательской квалификации. При организации исследовательской деятельности учащихся, рассматривая пути их развития и умения, необходимые для их исследования, определяли условия формирования исследовательских навыков младших школьников. Кроме того, исследовательские навыки, сформированные с младшего школьного возраста, способствуют повышению функциональной грамотности учащихся и служат им на протяжении всей жизни.

244-249 11
Аннотация

Мақалада бастауыш сынып оқушыларының зерттеушілік іс-әрекеті меноқушыларды бастауыш сыныптан бастап зерттеуге ҥйретудің тиімділігі баяндалады. Себебі, осы жаста олардың жаңа нәрсені танып білуге деген қҧлшынысы ерекше болады. Бастауыш сыныпта зерттеу жҧмысы мектеп бағдарламасының әрбір пәнінде жҥзеге асырылады. Авторлар оқушылардың зерттеу жҧмысын дҧрыс ҧйымдастыру ҥшін мҧғалім жан-жақты, зерттеу біліктіліг жоғары дәрежеде болуы қажет деп есептейді. Оқушылардың зерттеушілік іс-әрекетін ҧйымдастыру барысында олардың бойындағы зерттеуге қажет біліктіліктер мен оларды дамытудың жолдарын қарастырып, бастауыш сынып оқушыларының зерттеушілік дағдыларын қалыптастырудың шарттарын анықтаған. Сондай-ақ, кіші мектеп жасынан қалыптасқан зерттеу дағдылары оқушылардың функционалдық сауаттылығын арттырып, ӛздеріне ӛмір бойы қызмет ететіндігін дәлелдейді.В статье рассмотрены вопросы развития инклюзивного образования в США, Великобритании, России и Казахстане, проблемы и тенденции. В основной части статьи поднимаются вопросы оценивания учебных достижений обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях реализации инклюзивного образования. Авторами раскрываются основные принципы, которых должны придерживаться преподаватели при оценивании учебных достижений обучающихся в условиях инклюзивного образования. В статье предполагается, что правильность оценивания при наличии жесткого государственного образовательного стандарта невозможна. Основные выводы статьи предусматривают необходимость расширения и дополнения учебно-методических рекомендаций по системе оценивания учебных достижений обучающихся с особыми образовательными потребностями.

250-255 14
Аннотация

Смена образовательных парадигм, растущая вариативность образовательной среды, открытость образовательного пространства, приводящая к сосуществованию различных образовательных моделей и технологий, — все это достаточно резко меняет представление о том, какие же качества современного педагога стоит считать действительно значимыми. В статье рассмотрены различные подходы к подготовке специального педагога к работе в условиях инклюзивного образования. Одной из ключевых в этой связи является проблема кадрового обеспечения системы образования. Посредством подготовки педагогических кадров, обеспечивающих образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования и социокультурную интеграцию лиц с особыми образовательными потребностями в современное общество. Согласно руководящим документам Министерства образования и науки цели современного образования сводятся не к подготовке узких специалистов для конкретной области деятельности, а к развитию личности каждого человека, повышению уровня его профессиональной подготовки. Авторами делается акцент на том, что первичным и важнейшим этапом подготовки специальных педагогов к реализации инклюзии является этап психологических и ценностных изменений и уровня профессиональных компетентностей ее специалистов.

256-260 12
Аннотация

Мақалада инклюзивті білім беруде арнайы мҧғалімнің дайындығына тҥрлі тәсілдер қарастырылады; осы ҥдерістегі бар проблемаларды айқындады; «инклюзивті білім берудегі мҧғалімдерді даярлау» тҧжырымдамасы анықталды. Осыған байланысты білім беру жҥйесін педагогикалық кадрларды даярлау, білім беру процесін қамтамасыз ету, білім беру субъектілерін психологиялық-педагогикалық қолдау және заманауи қоғамдағы арнайы білім беру қажеттіліктерімен әлеуметтік-мәдени интеграциялау арқылы шешілетін шешуші мәселе.В статье освещается проблема развития связной речи детей с общим недоразвитием речи, которая в настоящее время является одной из важнейших задач специальной педагогики. Описаны особенности речи детей с речевыми нарушениями, специфика работы над связной речью у детей с общим недоразвитием речи. Особый акцент сделан на применение мнемоотехники в логопедической практике, как один из методов оптимизации коррекционной работы с детьми c общим недоразвитием речи. Рассматривается определение понятия «мнемотехника» с позиции разных авторов и особенности использования данной методики в коррекционной работе. Достаточно подробно рассмотрены этапы работы с мнемотаблицами. На примере работы со стихотворением, описаны основные этапы и приемы работы с использованием мнемотаблиц с детьми с общим недоразвитием речи дошкольного и школьного возраста.

261-265 26
Аннотация

Раннее вмешательство в развитие детей с особыми образовательными потребностями является приоритетным во всем мире. Взаимообусловленность негативных факторов, связанных с нарушением психофизического развития, указывает на необходимость включения ребенка и родителей в программу ранней коррекционной помощи. Данное положение является актуальным в работе с детьми раннего возраста после кохлеарной имплантации. В настоящее время кохлеарная имплантация является наиболее эффективным методом слухоречевой реабилитации неслышащих детей. Успешность педагогической абилитации таких детей во многом определяется соблюдением двух основных условий: постоянным нахождением среди нормально слышащих и говорящих детей и взрослых, обеспечением систематического коррекционного обучения. В статье представлены этапы и методы слухоречевой работы на опыте зарубежной и отечественной коррекционной работы, а также возможности их реализации по отношению к детям с кохлеарным имплантом раннего возраста.

266-273 13
Аннотация

В статье раскрыты основные факторы, влияющие на развитие профессиональной идентификации будущих социальных педагогов в период обучения в вузе. К ним относятся: образовательная среда, социум, профессиональное образование и профессиональное воспитание. Образовательная среда рассматривается как один из неотъемлемых и важных факторов подготовки социальных педагогов. Социум рассматривается с точки зрения процесса включения будущего социального педагога в образовательную среду и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. Опираясь на общепедагогические идеи ученых педагогов и психологов о специфике и взаимосвязи процессов обучения и воспитания в едином образовательном процессе, автор дает их краткую характеристику.

274-278 10
Аннотация

В статье рассматривается проблема отбора на начальном этапе спортивной подготовки в сложно- технических видах спорта, к которым относится борьба дзюдо. Современный спорт высших достижений развивается в условиях острой конкуретной борьбы. Борьбу за медали на Олимпийских играх и мировах чемпионатах ведут около 180 федераций различных стран мира.

Достижение высоких спортивных результатов во многом зависит о степени развития физических и психических способностей человека, что предпологает возможность спортивного отбора лиц с наиболее высоким уровнем важных для данного вида спорта качеств. Оценивание эффективности отбора для борьбы дзюдо на начальном этапе спортивной тренировки ведет к совершенствованию системы спортивного отбора, что позволяет систематизировать процесс и, по разработанным критериям, достоверно повысить эффективность начального спортивного отбора в дзюдо для формирования учебно- тренировочных групп контингентом, способным своевременно решать задачи интенсивной спортивной подготовки для их дальнейшего успешного спортивного совершенствования.

279-284 15
Аннотация

Актуальность проведения исследования обусловлена недостаточностью освещения вопросов о реакции функциональной системы на физические нагрузки беременной женщины. В статье представлены статистические данные демографической ситуации в Казахстане. Авторами представлен материал, в котором впервые были проведены исследования с привлечением группы беременных женщин фертильного возраста. На основе проведенных исследований разработаны методические рекомендации по внедрению физической культуры в быт семьи для девушек – будущих матерей и развитию физкультурной грамотности женщины-матери. Предлагается система совершенствования физической культуры девушек, заключающаяся в методической разработке целенаправленных мероприятий по привитию физической культуры студенткам и их подготовки к будущему периоду материнства.

285-291 18
Аннотация

В статье рассмотрены теоретические основы психологических особенностей эмоционально-волевой сферы личности в процесе управления. Авторы, рассматривая эмоцию как субъективное переживание удовлетворения потребностей человека, описали ее три основные компонента. Вместе с тем даны сведения о различных явлениях эмоциональной жизни человека, аффектах, эмоциях, чувствах, настроении и стрессе. Рассмотрены психологическое здоровье руководителя организации образования, его основные направления, источники энергии, последствия, а также воля как сознательный регулятор поведения и деятельности в преодолении внутренних и внеших конфликтов.

ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА 

293-298 17
Аннотация

Статья посвящена содержанию, характеру и исполнительской культуре казахского национального танцевального искусства. Считалось, что в искусстве хореографии, включая историю казахского танца, все танцы происходят из народного творчества. В наше время он является ценным явлением, богатым хореографической традицией, которая знаменует собой развитие казахского танца.

299-303 14
Аннотация

В статье представлен аналитический разбор урока «Стретч пластика». Это предмет, цель которого — растяжка мышц тела, позволяющая расширить пластические возможности тела танцора. Дисциплина «Стретч пластика» входит в подготовку педагогов хореографии в Казахском государственном женском педагогическом университете. Основной целью данной статьи является выявление особенностей, задач отдельных упражнений, включенных в учебную программу предмета «Стретч пластика» и их влияния на танцевальные навыки исполнителей методом аналитического разбора. В заключении выделены основные положения стретч пластики, без которых невозможно достижение положительного результата на занятиях, отмечено влияние стретчинга на здоровье, двигательные навыки танцоров.

304-309 14
Аннотация

В настоящее время усилились связи между сферой академического исполнительства и традиционной культурой. Во многом это связано с социально-экономическими причинами. Кроме того, значимую роль в этом процессе играют мировоззренческие установки. В традиционном исполнительстве сегодня важнейшая установка сохранение уже сложившихся традиций, и в этом также можно отметить влияние исторических, социально-политических факторов. Выдающиеся исполнители академического направления в своем творчестве проявляют воздействие традиционной философии творчества, что проявляется в выборе репертуара и особенностях интерпретации. Таким образом, связь между академическим исполнительством настолько сильна, что традиционная культура влияет на становление уникальных параметров национального исполнительского стиля.

310-314 15
Аннотация

В данной статье исследуется история одной из старейших первых детских музыкальных школ республики, которая находится в городе Уральск. Даются сведения о выпускниках, впоследствии ставших известными музыкантами. Будет сказано о прежнем и нынешнем директорах. Автор расскажет о каждом отделении школы того времени, о педагогах, работающих по сей день, о сотрудничестве с казахстанскими и зарубежными музыкальными учебными заведениями. Также уделяется внимание различным кружкам в школе. Анализируются этапы развития и перспективы образовательного процесса

315-320 20
Аннотация

В статье рассматривается вклад Асанали Ашимова в развитие культуры Казахстана. Описание феномена А.Ашимова в казахском театре и киноискусстве дается через анализ его актерских работ в кино и театре. Приводятся отзывы знаменитых деятелей искусства о творчестве А.Ашимова. Рассказывается о других формах творчества А.Ашимова в искусстве. Дается анализ работе А.Ашимова в качестве преподавателя актерского мастерства.

321-324 11
Аннотация

В статье исследуется актуальная проблема функционирования в современной казахской эстраде богатейших традиций песенного исполнительства, бытования в репертуаре известных вокальных групп, ансамблей, трио-дуэтов и др. коллективов этнофольклорных тенденций. В результате творческих поисков происходило соединение эстрадных инструментов с народными, а также европейскими. Обогащаясь выразительными красками, усиливая эмоциональное воздействие на слушателей, угубляя национальный колорит, раскрывая тембральные потенции музыки, обрели новую сценическую жизнь народные песни таких как жанров, как терме, жельдірме.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2306-5079 (Print)